Когда появились первые автомобильные приемники, скептики утверждали, что это вредная вещь: дескать, звуки радио будут отвлекать водителя от управления машиной. Но если что-то и мешало на первых порах развитию аудиосистем, то вовсе не угроза безопасности, а чисто технические проблемы.
НАЧАЛО радиовещания и появление приемников в автомобиле разделяет пара десятков лет. Еще в 1906 году в Америке прозвучала первая в мире радиопередача, которую организовал изобретатель Реджинальд Фессенден. Слушателям были предложены отрывок из Библии, а затем пара фрагментов из евангельских гимнов в исполнении (на скрипке) самого Фессендена. Регулярные передачи появились спустя три года, когда Чарльз Геррольд из Сан-Франциско открыл радиостанцию “San Jose Calling”. Кстати, он же придумал термин “broadcast” – “радиовещание”.
Дальше, как говорится, пошло-поехало. Радиостанции появлялись одна за другой. К началу 20-х годов прошлого века автомобилистам и в Новом, и в Старом Свете было что послушать в дороге, однако радио не спешило обосноваться в машине. Почему? Во-первых, автомобили лишь недавно из категории экзотических самобеглых колясок перешли в разряд более-менее надежных и удобных в обращении транспортных средств, и водителям все еще приходилось ловить ухом каждый чих мотора. Во-вторых, только в десятые годы появилась система “генератор–аккумулятор”, позволившая постоянно использовать электрическое освещение, звуковые сигналы, стартер и прочие “потребители тока” без опасений остаться с разряженной батареей. И еще несколько лет потребовалось на то, чтобы такая система стала неотъемлемым атрибутом большинства машин.
Голубая точка
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ в 20-е годы радиовещание проникло в автомобили. На первых порах это были обычные домашние приемники компактных размеров, которые в мастерских кустарно адаптировались под принятую тогда шестивольтовую систему электрооборудования. Как правило, они подсоединялись через умформер (преобразователь напряжения). Естественно, массовой и доступной такая система стать не могла.
<~1~>
Только в 1930 году компания “Galvin Manufacturing Corporation” из США представила первый в мире полноценный автомобильный радиоприемник “Motorola 5T71”. (Кстати, с тех пор вся продукция этой фирмы стала выпускаться под маркой “Motorola”.) Слово “Motor” означало, что приемники предназначены исключительно для автомобилей. Ну а суффикс “ola” в те годы был просто в моде: например, устройство для просмотра фильмов называлось “Moviola”, музыкальный автомат – “Rockola”... Продавалась модель “5T71” по цене $110-130 – внушительная сумма по тем временам, когда новенький “Cadillac” стоил $1.500.
В Европе пальму первенства захватил штутгартский электротехнический концерн “Bosch” – радиоприемники для автомобилей стали новым направлением в его стратегии. Началось все в 1930 году, когда “Bosch” заключил первый контракт на поставку радиодеталей с берлинской фирмой “Ideal-Werke”, выпускавшей весьма популярные в Германии домашние приемники. Ей принадлежала марка “Blaupunkt” (“голубая точка”) – соответственно, реклама пестрела точками и радиоволнами на фоне небес. В 1932 году “Ideal-Werke” перешла в собственность концерна “Bosch”, и сразу же началась работа над созданием автомобильного радиоприемника.
Ее итогом стала модель “Blaupunkt Autosuper 5”, или сокращенно “AS5”, поступившая в продажу в 1932 году и тогда же показанная на международной радиовыставке в Берлине. Но до идеала ей было еще далеко. “AS5” весил около 12 кг, монтировался под приборной панелью автомобиля и оснащался кабельным пультом дистанционного управления, установленным на рулевой колонке. Этот приемник не пользовался большим успехом: удалось продать всего четыре сотни экземпляров. “AS5” стоил 365 рейхсмарок, что составляло около 20% от цены малолитражки, так что он был скорее предметом роскоши, нежели элементом оборудования машины.
Борьба за массовость
ПРОСТАЯ, казалось бы, адаптация радиоприемника к автомобилю растянулась на долгие годы. При этом производителям приходилось решать самые разнообразные проблемы. К примеру, лампы накаливания в приемниках плохо переносили тряску и на ухабистых проселках быстро приходили в негодность. Так что специально для автомобильного радио пришлось создавать виброустойчивые лампы. Кроме того, в 30-е годы автопроизводители стали переходить с шестивольтовой системы электрооборудования на 12-вольтовую, которая применяется и поныне – при этом требовалось вносить изменения в конструкцию приемников или производить две версии модели под разное напряжение.
Еще сложнее было сделать приемники массовой и доступной опцией. В предвоенное десятилетие их выпускали такие известные фирмы, как “Philips”, “Telefunken”, “Körting”, “Siemens”, однако радио оставалось предметом роскоши и встречалось преимущественно в салонах автомобилей высшего класса. Как и прежде, оно проходило по графе дополнительного оснащения. Лишь на некоторых моделях (скажем, на экспериментальном “Horch 930S” 1939 года) пульт управления приемником был интегрирован в панель приборов.
В нашей стране первый автомобильный приемник появился на лимузине “ЗИС-101”, тоже как допоборудование. Первой серийной моделью с радио в штатной комплектации стал послевоенный “ЗИС-110”, а на более массовой “Победе” радио появилось в 1955 году на модификации “ГАЗ-20В”. Через год приемник получили и “Москвичи” новой на тот момент модели с индексом “402”. Между прочим, в этом мы обогнали западных соседей: на европейских автомобилях такого класса подобное решение было редкостью – приемник оставался опцией даже после того, как в 1950 году фирма “Blaupunkt” разработала специальную модель радио для массового “Жука”.
А вот в Америке в те же 50-е роскошь в автомобилях била через край. Обыденными явлениями стали кондиционер и электростеклоподъемники, а радиоприемник и проигрыватель пластинок считались и вовсе вещами обязательными. В борьбе за покупателя американские автопроизводители стремились перещеголять друг друга в изысках комфорта. Появился автоматический поиск радиоканалов (надо было лишь нажать кнопку), а “Ford” предлагал уже радиоприемник с двумя режимами поиска “Town & Country” – отдельно по ближайшим вещательным станциям и всем остальным, причем соседние по диапазону каналы разделялись максимально четко. Кнопка автопоиска могла дублироваться педалью на полу, чтобы водитель не отвлекался от руля. Тогда же получили распространение и модели, которые, легко вынимаясь из гнезда в приборной панели, превращались в автономный радиоприемник.
И так далее
В 60-Е ГОДЫ наступила эпоха транзисторов, сменивших громоздкие радиолампы, и началось стремительное развитие электроники. Появились очень компактные радиоприемники, стереосистемы, фиксированная память на несколько станций, функции шумоподавления, усилители звука. В 1956 году на автомобилях “Chrysler” как альтернатива радио был предложен проигрыватель пластинок “Highway Hi-Fi” от компании “Motorola”. В 1964-м “Philips” внедрила систему “Compact Cassette”, а спустя несколько лет на рынок был выпущена первая система, совмещавшая в себе радиоприемник и кассетный проигрыватель.
Но и радио не сдавало позиции. В 1974 году компания “Blaupunkt” выпустила первый декодер ARI, который ловил дополнительные сигналы станций, передававших новости о ситуации на трассах. Система, работавшая на всей территории ФРГ, предупреждала водителей о дорожных затруднениях. Тогда это было новшеством...
Собственно, дальше можно не рассказывать. Последняя четверть ХХ и начало XXI века – это уже новая история “car audio”, в которой кассетники быстро уступили место CD-проигрывателям, а те – цифровым носителям. В общем, прогресс не стоит на месте. Но как бы стремительно он ни мчался, предлагая все более современные “фишки”, многие водители любят по-старинке настроиться на любимую волну и просто послушать в машине радио.
Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон