Рубрики

Радоваться рано

Рост рынка – следствие искусственной поддержки

По итогам апреля продажи автомобилей в России впервые выросли по сравнению с прошлогодними показателями. Игроки снова заговорили о стабилизации и даже восстановлении рынка. Но радоваться рано – такой прирост обеспечила, прежде всего, программа утилизации, и в основном увеличение сбыта АвтоВАЗа. У иностранных марок все не так хорошо... Зато рынок подержанных машин демонстрирует положительную динамику уже с начала года.

ВСЕГО в апреле разошлось 163.299 новых автомобилей – на 20% больше, чем за тот же период прошлого года. Иномарок среди них 100.336 – всего на 8% больше, чем в том же месяце 2009-го. Основной прирост продаж пришелся на долю АвтоВАЗа, реализовавшего на 54% больше машин, чем в апреле прошлого года. И это заслуга не менеджеров автогиганта, а программы по утилизации старых автомобилей с предоставлением скидки на покупку новых. Около 80% проданных по этой программе машин – вазовская продукция. Подстегнула государственная акция спрос и на доступные иномарки вроде “Renault”, “Ford” и “Chevrolet”.

– Апрель текущего года впервые, начиная с октября 2008-го, продемонстрировал рост продаж. К тому же это был первый полный месяц, в течение которого действовала госпрограмма по утилизации подержанных автомобилей. Она оказала положительное влияние, особенно в низком ценовом сегменте рынка. В целом же результат подтверждает прогноз роста российского рынка на 2010 год, – говорит Дэвид Томас, председатель комитета автопроизводителей АЕБ.

Но радоваться рано. Программа по утилизации близка в завершению. А когда она закончится...

– Тогда снова можно ожидать падения рынка. Прежде всего снизится сбыт АвтоВАЗа. Иномарки потеряют не сильно, но из-за сезонного уменьшения спроса также не смогут сохранить положительную динамику, – полагает Александр Агибалов, управляющий директор финансовой компании “AG Capital”. – Выход только один – продолжить программу по утилизации. Как минимум до начала осени, когда ожидается реальная, а не искусственная стабилизация рынка. Тогда ее можно будет свернуть без серьезных потерь. 

Быстрее и дороже

А ВОТ на рынке подержанных автомобилей положительная динамика сохраняется с начала этого года. По данным компании “ПодборАвто”, крупного российского оператора по подбору подержанных автомобилей, основные признаки роста – это сокращение среднего времени “экспозиции” (времени размещения объявления о продаже) и рост средней стоимости наиболее популярных моделей. Так, в апреле срок “экспозиции” большинства популярных марок сократился в среднем на 40-45% – до шести дней. На иномарки премиум-класса, например, время размещения объявлений уменьшилось с трех-четырех недель до двух-трех. Продолжают расти цены на подержанные машины – за первый квартал они увеличились в среднем на 10-12%.

По мнению экспертов, такая тенденция закономерна. Во время кризиса рынок подержанных машин упал меньше, чем сбыт новых автомобилей. Прежде всего это связано с желанием людей приобретать машины без заемных средств. Новые для многих дороги, а подержанные дешевле, и выбор гораздо больше, чем три-четыре года назад. К тому же сейчас на рынке до 90% автомобилей “second-hand” покупались новыми у российских дилеров, а не ввозились перегонщиками из-за границы. Это позволяет отследить судьбу машины, а соответственно делает бизнес более прозрачным и выгодным, прежде всего, для покупателей.

Алексей ВОЛГИН

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: