Рубрики

Радоваться рано

Рост рынка – следствие искусственной поддержки

По итогам апреля продажи автомобилей в России впервые выросли по сравнению с прошлогодними показателями. Игроки снова заговорили о стабилизации и даже восстановлении рынка. Но радоваться рано, такой прирост обеспечила прежде всего программа утилизации, и прежде всего увеличение сбыта АвтоВАЗа. У иномарок все не так хорошо. Зато рынок подержанных машин демонстрирует положительную динамику уже с начала года.

ВСЕГО в апреле было реализовано 163.299 новых автомобилей – на 20% больше, чем за тот же период прошлого года. При этом, иномарок среди проданных машин – 100.336 – всего на 8% больше, чем в том же месяце 2009-го. Основной прирост сбыта пришелся на продукцию АвтоВАЗа. Компания реализовала на 54% больше машин, чем в апреле прошлого года. И это заслуга не менеджеров автогиганта, а программы по утилизации старых автомобилей, взамен на скидку на покупку новой. Около 80% из всех проданных по этой программе машин – продукция АвтоВАЗа. Подстегнула государственная акция спрос и на доступные иномарки, вроде “Renault”, “Ford” и “Chevrolet”.

«Апрель текущего года впервые, начиная с октября 2008-го, продемонстрировал рост продаж. К тому же это был первый полный месяц, в течение которого действовала госпрограмма по утилизации подержанных автомобилей, – полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии программы, особенно в низком ценовом сегменте рынка.” В целом же результат подтверждает скорректированный в сторону увеличения прогноз на 2010 год относительно роста российского рынка, – говорит Дэйвид Томас, председатель комитета автопроизводителей АЕБ.

Но радоваться рано. Программа по утилизации близка в завершению. На момент написания материала выдано уже более 125.000 сертификатов. По данным Минпромторга в день выписывается по 4.000 свидетельств. Программу решили немного притормозить, однако, в любом случае более чем на месяц ее не хватит. А скорее всего, сертификаты закончатся и вовсе в середине июня.

– Тогда снова можно ожидать падения рынка. Прежде всего упадет сбыт АвтоВАЗа. Иномарки потеряют не сильно, но из-за сезонного уменьшения спроса, также не смогут сохранить положительную динамику, – говорит Александр Агибалов, управляющий директор финансовой компании “AG Capital”. Выход только один – продолжить программу по утилизации. Как минимум еще до начала осени, когда ожидается реальная, а не искусственная стабилизация рынка. Тогда ее можно свернуть без серьезных потерь, – продолжает собеседник “Клаксона”.

Быстрее и дороже

А ВОТ на рынке подержанных автомобилей положительная динамика продолжается с начала года. По данным компании "ПодборАвто", крупнейшего российского оператора по подбору подержанных автомобилей, основные признаки роста: сокращение среднего время “экспозиции” (времени размещения объявления о продаже) и рост средней стоимости наиболее популярных моделей. Так в апреле срок “экспозиции” большинства популярных марок сократился в среднем на 40-45% – до 6 дней. На иномарки премиум-класса, например время размещения объявлений сократился с 3-4 недель до 2-3 недель. Продолжают расти цены на подержанные машины. За первый квартал они увеличились в среднем на 10-12%.

По мнению экспертов, такая тенденция закономерна и ожидаема. Еще в кризисные времена рынок подержанных машин демонстрировал меньшее падение, чем новых автомобилей. Прежде всего это связано с желанием людей приобретать машины без заемных средств. Новый дорогие, а подержанные дешевле и выбор уже гораздо больше, чем 3-4 года назад. К тому же сейчас на рынке до 90% машин – купленных уже у российских дилеров, а не ввезенных из-за границы. Это позволяет отследить судьбу машины, а соответственно делает бизнес более прозрачным и выгодным, прежде всего для покупателей.

Алексей ВОЛГИН


Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: