Рубрики

Ралли – в народ. Босс “Volkswagen Motorsport” рассказал о программе в WRC и самой серии

11:39 31-08-2015

Чемпионат мира по ралли едва перевалил через экватор, а лидер сезона и действующий обладатель титула Себастьен Ожье уже практически гарантировал себе победу. С интригой в WRC последнее время, прямо скажем, туговато. Но значит ли это, что первенство планеты по-прежнему находится в кризисе? Корреспондент “Клаксона” встретился с боссом Ожье, руководителем спортивного подразделения “Volkswagen” Йостом Капито, чтобы найти ответ на этот и другие вопросы о настоящем и будущем одного из самых престижных чемпионатов мира.

Чемпионат мира по ралли едва перевалил через экватор, а лидер сезона и действующий обладатель титула Себастьен Ожье уже практически гарантировал себе победу. С интригой в WRC последнее время, прямо скажем, туговато. Но значит ли это, что первенство планеты по-прежнему находится в кризисе? Корреспондент “Клаксона” встретился с боссом Ожье, руководителем спортивного подразделения “Volkswagen” Йостом Капито, чтобы найти ответ на этот и другие вопросы о настоящем и будущем одного из самых престижных чемпионатов мира.

После окончания “Ралли Финляндии” Себастьен Ожье обзавелся математическими шансами на завоевание титула уже по итогам следующего этапа, хотя до окончания первенства еще предстоит провести пять гонок. Конечно, Ожье вряд ли официально оформит титул уже на “Ралли Германии” в конце августа, но это вполне может случиться на следующем после него этапе в Австралии.

У Себастьена колоссальное преимущество над остальными – почти сотня очков после всего восьми проведенных гонок. Это особенно удивительно, учитывая, что перед началом сезона было принято изменение в регламент, направленное, если называть вещи своими именами, исключительно на то, чтобы не дать Ожье с привычной легкостью победить в очередной раз.

Французский пилот находится на пике своей формы. В составе “Volkswagen” он уже завоевал два титула, и оба досрочно. Чтобы не допустить подобного еще раз, организаторы первенства изменили регламент. Поправки были призваны не дать лидеру чемпионата уйти в отрыв. Для этого в ралли есть благодатная почва – гравий.


Правило “анти-Ожье”

Считается, что гонщики, которые первыми проезжают по гравийным спецучасткам, практически лишены шансов показать лучшее время, поскольку счищают с них пыль и песок. Остальные экипажи уже едут по трассе, сцепление с которой становится значительно лучше. Руководство WRC решило использовать эту особенность, чтобы осложнить жизнь лучшему раллийному гонщику последних лет. Теперь лидер чемпионата, согласно регламенту, обязан открывать спецучастки каждой новой гонки на протяжении двух первых соревновательных дней. В большинстве случаев это почти 80 процентов дистанции.

Но Ожье, вопреки всему, продолжил побеждать даже в тех гонках, которые вроде бы не мог выиграть по определению.

– Это лишь доказывает его феноменальные способности, – говорит Капито о своем пилоте. – При том, что у него есть гандикап в виде первой стартовой позиции, и при том, что он открывает дороги едва ли не каждый новый соревновательный день, он умудряется выигрывать. Это невероятно. Но я бы не сказал, что он доминирует. Если посмотреть на каждую отдельно взятую гонку, то победы достаются ему с большим трудом.

Себастьен Ожье по-прежнему продолжает удивлять своего босса.

С Капито сложно не согласиться. Ожье выигрывает гонки зачастую с минимальным преимуществом. Именно поэтому новое правило столь нравится шефу VW. Ведь он был одним из тех, кто одобрил нововведение, фактически разрешив вставлять лидеру собственной команды палки в колеса.

– Конечно, если смотреть на ситуацию с точки зрения пилота, да и в целом если руководствоваться исключительно спортивными принципами, то нельзя не признать, что это не слишком честное правило, – соглашается Капито. – Но если посмотреть на то, сколь напряженными и плотными стали гонки, то можно сказать, что оно работает не так уж и плохо. А самый быстрый пилот все равно побеждает. Конечно, если бы не его экстраординарные способности, он бы не выигрывал так часто.

Все дело в том, что у Ожье и Капито несколько разные задачи. Если Себастьен думает только о победах, то Йост обязан учитывать и привлекательность спорта для болельщиков, и в этом вопросе Ожье для своего начальника едва ли не соперник.


Главное отличие от “Формулы 1”

Капито понимает, что постоянные победы одного и того же гонщика вряд ли способствуют повышению популярности всего чемпионата. При этом сам Йост был сторонником еще более радикальных перемен в регламенте. В частности, он один из авторов идеи финального спецучастка, который проводился бы в формате дуэлей. Пилоты разыгрывали бы позиции в итоговом протоколе в личных противостояниях. По такой формуле победитель гонки определялся бы по итогам поединка между лидером ралли и тем пилотом, который занимал бы второе место. Кто из них покажет лучшее время, тот и выиграет первенство, независимо от результатов всех предыдущих допов.

Идея была одобрена производителями, принимающими участие в чемпионате, и промоутером, но заблокирована в самый последний момент президентом Международной автомобильной федерации Жаном Тодтом.

Привычная сцена. Йост Капито празднует очередную победу с Себастьеном Ожье и его штурманом
Жульеном Инграссией. За два с половиной сезона “Volkswagen” выиграла 29 гонок
из 34 проведенных.

Расстроен ли Капито? Определенно. Но при этом распространяться на данную тему он не хочет.

– Да, я все еще считаю, что это нужно было сделать, – говорит он о так и не принятом правиле. – Но поскольку идея не получила одобрения, на этом месте я должен сразу же заткнуться.

Один бесспорный плюс WRC по сравнению с той же “Формулой 1” состоит в том, что участники чемпионата предпочитают не выносить сор из избы, а все острые углы стараются сгладить на совместных заседаниях.

– Я слышал, что во время заседаний Стратегической группы “Ф 1” ее участники не могут даже договориться о том, включать им кондиционер или нет, – смеется Йост. – У нас такого нет. У нас отличные отношения со всеми остальными производителями, мы доверяем друг другу. Я не знаю, почему именно, но у нас здесь совершенно иная атмосфера. Мы готовы соглашаться, готовы принимать совместные решения, которые пойдут на благо всему спорту, а не отдельным участникам. Наверное, отчасти это обусловлено тем, что в “Ф 1” на подобных встречах все заняты тем, что делят деньги, которые им выделяет промоутер. Это становится главной темой для дискуссий. Здесь никто от промоутера денег не получает, так что нам проще. Когда надо говорить только о спорте, все становится легче.

Пример с правилом, направленным на то, чтобы сдержать Ожье, отлично иллюстрирует готовность VW идти навстречу другим участникам чемпионата – “Hyundai”, “Citroёn” и “Ford”. Вряд ли можно представить, что в “Ф 1” “Mercedes” одобрит правило, согласно которому побеждать Льюису Хэмилтону станет сложнее.


Производители и рынки

Именно производители помогают WRC выбраться из затяжного кризиса, в котором серия оказалась несколько лет назад. В определенный момент в первенстве остались лишь две заводские команды, и тогда Международная автомобильная федерация изменила регламент с целью привлечь новые. Не сразу, но идея сработала. Первой откликнулась “MINI”, однако затем проект был свернут. Но уже после этого в WRC вернулась “Volkswagen”, а еще год спустя и “Hyundai”. Теперь о начале собственной кампании объявила и “Toyota”.

Все идет к тому, что через полтора года в чемпионате мира будет пять производителей. Да, у “Ford” официально нет заводского коллектива, но британское ателье “M-Sport” по-прежнему тесно сотрудничает с компанией и продолжает готовить к старту машины, построенные на базе модели “Fiesta”.

Именно производители наряду с промоутером занимаются продвижением WRC, в то же время определяя направление развития. “Volkswagen” на каждой гонке выстраивает фактически собственный пресс-центр. В отдельном моторхоуме для журналистов ведутся трансляции со спецучастков, есть вся необходимая информация.

– Я приведу один пример, – отвечает Капито на вопрос о росте популярности WRC. – Когда мы начали программу, на нашей страничке “Volkswagen Motorsport” в сети “Facebook” было всего 15 тысяч подписчиков. Теперь их почти пять миллионов. Это цифры на том же уровне, что и у лучших команд “Ф 1” или самых популярных футбольных клубов.

Три пилота “Volkswagen” (слева направо: Андреас Миккельсен, Яри-Матти Латвала
и Себастьен Ожье), по мнению многих, являются одновременно и тремя лучшими
на данный момент гонщиками WRC.

Активно работают с прессой и болельщиками и другие команды. Производители стараются совместными усилиями вернуть WRC былую популярность, попутно получая от этого дивиденды. Сообща утверждался новый регламент, который вступит в силу в 2017 году, также обсуждается изменение календаря. На повестке дня – проведение этапов чемпионата на новых рынках, важных для всех компаний, представленных в чемпионате. Вот и еще одно отличие от “Ф 1” – она ездит только в те страны, которые готовы предложить больше денег, то есть в определенном смысле паразитирует на собственной популярности.

– Определенно всем нам нужна гонка в Китае, – говорит Капито. – И промоутер сейчас работает в этом направлении. Насколько я знаю, есть ралли неподалеку от Пекина, которое мы могли бы включить в календарь. Было бы хорошо иметь и гонку в России. На данный момент, похоже, процесс немного затормозился из-за временных экономических трудностей, но в любом случае не стоит останавливать переговоры из-за кратковременных явлений. Россия – важный рынок, и, конечно, нам бы хотелось провести одну из гонок там.


Кто же остановит Ожье?

Тем не менее для того, чтобы окончательно заявить, что тяжелый период в WRC подошел к концу, “Volkswagen” нужны конкуренты. “Citroёn” пока большую часть усилий сосредоточила на WTCC и в данный момент лишь выбирает, в каком из чемпионатов остаться после сезона-2016. Для “Hyundai” нынешняя кампания, по сути, первая по-настоящему масштабная в истории марки в автомобильном спорте, и с учетом этого выступает команда очень неплохо. Но тягаться с VW все равно не может. “M-Sport” без заводской поддержки, а значит, и с ограниченным бюджетом, тоже справиться с “народной” командой шансов не имеет.

Капито уверен, что борьба обострится с приходом “Toyota”.

– Мы конкурируем с ними на рынке, и там они тоже не хотят уступать без боя, так что я уверен – здесь они не собираются просто отбывать номер, – говорит Йост.

Но пока с доминированием Ожье команде “Volkswagen” приходится бороться собственными силами. Помимо Себастьена в VW выступают еще два сильнейших пилота WRС – Яри-Матти Латвала и Андреас Миккельсен. То, что по скорости они практически не уступают напарнику, гонщики доказывали не раз, но вот ошибок в этом году совершили уйму и фактически самостоятельно подарили Ожье новый титул.

Финишировав вторым в Финляндии, Себастьен Ожье еще на шаг приблизился к очередному титулу –
теперь он может завоевать его уже на следующем этапе в Германии.

Капито считает, что в следующем году Латвала уж точно сможет навязать борьбу Ожье.

– В этом году ему много не везло, – говорит про своего второго пилота глава команды, – но он остается самым быстрым гонщиком после Себастьена. Эти двое – лучшие в WRC, и мы не будем запрещать своим пилотам бороться друг с другом.

Что касается всего остального, у босса “Volkswagen” есть лишь один повод для расстройств.

– Мы до сих пор не можем выиграть домашнюю гонку в Германии, – говорит он. – Каждый раз у нас что-нибудь случается.

Что ж, в конце августа это недоразумение может быть исправлено.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: