Рубрики

Расследование: как маркетинг побеждает здравый смысл

10:49 06-11-2016

Расследование: как маркетинг побеждает здравый смысл

Кручу-верчу

Еще не так давно максимум, на который мог рассчитывать покупатель нового автомобиля, состоял из кондиционера, радиоприемника и электроприводов окон. Сегодня, когда списки платных опций растягиваются на десятки страниц, они превратились в изощренный инструмент для выманивания денег у будущих автовладельцев.


ИЗВЕСТНЫЙ факт: весьма значительную долю прибыли приносит именно оснащение автомобиля какими-либо опциями. Чем длиннее их перечень на каждой реализованной единице транспорта, тем в большем плюсе остаются и производитель, и продавец. Это, казалось бы, понимает и покупатель: за что заплатил, то и получил. Но всегда ли честны такие правила игры? Все больше фактов говорит о том, что автокомпании больше думают о собственной норме прибыли, чем о клиентах.


Самый “благодатный” способ изящно раскошелить покупателя – под видом заботы о его благополучии включить в стоимость автомобиля такое оборудование или функции, от которых он просто не сможет отказаться. Или, наоборот, лишить его чего-то копеечного, но нужного – пусть покупает задорого или с довеском.

А знаете ли вы, что часть систем и полезных функций изначально уже предустанавливается во все выпускаемые машины, но остается выключенными для тех, кто за них не захотел платить? На конвейере так дешевле – незачем усложнять процесс сборки несколькими вариантами управляющих блоков. Подобная “логика” пришла в автопром из софтверной сферы, где сплошь и рядом новые возможности в какой-либо компьютерной программе открываются не прибавлением неких мегабайтов кода, а просто снятием соответствующих блокировок. Готовы ли вы с этим мириться?


А еще можно привлечь клиента каким-то шибко полезным водительским ассистентом или новой функцией. То, как она работает – дело десятое, когда деньги уже внесены в кассу. Можно, наконец, сыграть на чувстве прекрасного и выудить деньги за модный дизайн, необычную отделку или индивидуальное оформление. Маркетинговые отделы автокомпаний еще никогда не изучали так пристально все наши потребности, пристрастия и вкусы, чтобы зарабатывать на этом деньги. И как вы далее увидите, примеров алчности немало.

Оно нам надо?

НАЧНЕМ с банального – с колес. Заметили, какой скачок произошел в размере колесных дисков? Там, где раньше нормой считалось 14-15 дюймов, теперь штатно ставят диски на 16-17 дюймов и резину с низким профилем. Дескать, так и красиво, и улучшению управляемости способствует. Но вместе с этой акселерацией мы получаем сразу ворох проблем: увеличение неподрессоренных масс, что нехорошо для комфорта, более высокий риск повреждения шин и значительно более высокие траты на сезонную переобувку. Конечно, за нами оставляют право выбирать, но почему-то лишь в сторону увеличения, а не под меньшие диаметры. Мол, ходовая не рассчитана. Ну разве не перебор, когда на компактный кроссовер уже на заводе ставят на 19-дюймовые “катки”, комплект которых обойдется вдвое дороже нормальных, а прослужат они меньше.

Похожая история и с шинами типа Run Flat, которые не боятся проколов. Производители премиальных моделей продвигают их как безопасную альтернативу запасному колесу, в чем есть доля истины – при потере давления шины позволяют проехать еще почти сотню километров до шиномонтажа. Правда, при условии, если автовладелец вовремя заметит факт прокола и не доведет поврежденную шину до окончательного разрушения. Производителю выгодно: избавляясь от запаски как от балласта, он улучшает характеристики автомобиля и получает полное моральное право включить в стоимость автомобиля еще и обязательные системы контроля за давлением. Потребитель расплачивается за это ухудшением комфорта из-за жестких боковин покрышек и более высокой ценой как на сами шины, так и на услуги по их ремонту.

Несмотря на повсеместное распространение мобильных устройств, некоторые компании все еще продолжают взимать немалую плату за установку хотя бы одного USB-порта для подзарядки гаджетов, словно это какое-то последнее слово техники, а не копеечный разъем, которым в быту мы пользуемся вот уже лет 10-15. До этого автопроизводители пытались зарабатывать на “фирменных” ложементах под определенные мобильники или на встроенных трубках. Следующим этапом, надо полагать, станут беспроводные зарядные площадки. Смартфонов, поддерживающих бесконтактный способ пополнения энергии, с каждым днем становится на рынке все больше, но автолюбителям еще долго будут внушать, что маленькая плата с обмоткой для банальной индукции электроэнергии пришла из космоса и потому должна иметь столь же космический ценник.

Скрытый потенциал

ЕДВА ли не все современные головные устройства давно делаются на микропроцессорах, в которых уже самим производителем чипов на аппаратном уровне встроена поддержка беспроводных протоколов Bluetooth. Однако эту технологию, особенно удобную в автомобиле для функции Hands Free, то и дело находишь в числе опций. И ладно, когда заказ телефонной опции подразумевает установку скрытого микрофона, соответствующей проводки и режима работы аудиосистемы. В некоторых автомобилях, где в “базе” якобы нет Bluetooth, все внезапно появляется, когда в сервисном меню, недоступном для простого пользователя, в нужном месте установка Off просто меняется на On. То есть полностью работоспособная функция вместе с необходимым оборудованием уже была поставлена еще на сборочной линии, но не активирована.

Чем функциональнее бортовые компьютеры автомобилей, тем больше может быть различных программных “заглушек”. Те же датчики дождя или света – какая благодатная почва для маркетинга более продвинутых комплектаций!

Если в автомобиле используется современный блок ESP, но нет никакой другой ездовой электроники, это верный признак того, что вам  просто отключили функционал, который маркетологи сочли лишним. Электронная иммитация блокировки дифференциала, функция притормаживания внутреннего колеса в повороте, ассистент помощи при спуске или старте в горку – привилегия тех, кто выбрал комплектацию побогаче, хотя они устанавливаются за несколько   минут на диагностическом компьютере. Умельцы за несколько тысяч рублей с удовольствием поставят галочки в нужных местах.


Сегодня на центральной консоли почти каждого автомобиля из сегмента выше бюджетного увидишь большой дисплей мультимедийного комплекса. Парадокс в том, что ни одной автомарке еще не удалось создать систему, которая по своему качеству, функционалу и производительности приблизилась к возможностям самого дешевого смартфона. Почему – ответим прямо: им это не нужно. Сенсорные дисплеи, начинка, программное обеспечение, локализация – все это заказывается у стороннего разработчика по как можно более низкой цене со всеми вытекающими сбоями в работе, неудобными или “слепыми” интерфейсами, нелепыми ошибками в переводе. Вдвойне обидно, когда все это видишь в крутой опционной системе, стоимость которой приближается к профессиональному компьютеру Apple.

И совсем бесчестно, когда клиента принуждают покупать все эти высокотехнологичные навороты вкупе с навигацией и какими-то еще подготовительными работами под установку последней, иначе в машине не будет и самых простых востребованных функций. Так что когда в прайс-листе на желанные опции вы вдруг увидите цену “0 рублей” – не спешите радостно потирать руки. Скорее всего, это “подарок” к целому комплексу дополнительного оборудования за несколько десятков, а то и сотен тысяч рублей.

Зона комфорта

 ОТДЕЛЬНЫХ слов заслуживает оборудование, которое призвано скрасить, облегчить или обезопасить повседневную эксплуатацию автомобиля. Толковых опций для этого придумано немало: память электрорегулировок, парковочные сенсоры, блокировка центрального замка, автоматическое отпирание и закрывание двери багажника и т.д. Мы ничего не имеем против эстетичных декораций в лице фоновой или цветовой иллюминации салона, подсвечиваемых порогов и ручек дверей, приветственного или провожающего внешнего освещения, хотя в последнем случае за него часто отвечает лишь некий программный алгоритм, не подразумевающий даже дополнительных источников света.

Но ведь постоянно придумывают новые и все более сложные системы, у которых одна беда – они плохо работают, а доплачивать за них надо немало. Мы однажды тестировали несколько разных ассистентов автоматической парковки. Ни один не сделал эту работу лучше опытного водителя. Им требуется больше пространства и времени для маневра, они могут игнорировать свободные места или, напротив, повести автомобиль прямо на препятствие. И главное, что они вряд ли помогут неопытному драйверу, ведь там масса нюансов в алгоритмах управления “помощником”.


Из того же несъедобного “теста” сделаны все системы голосового управления. В теории все прекрасно – не убирая рук с руля, вы диктуете машине команды, и она, словно послушный джинн из лампы, их исполняет. Но на практике добиться взаимопонимания невозможно. Много ли толку от того, что какая-то железка способна  распознавать отдельные слова? Она должна различать разную дикцию, правильно понимать контекст, а для этого требуется уже ни много ни мало искусственный интеллект.

Нельзя сказать, что адаптивные круиз-контроли или системы автоматического торможения настолько же бесполезны. В отдельных случаях они действительно помогут выйти из какой-либо аварийной ситуации без драматических потерь, чем сразу оправдают свою стоимость. Подвох в слове “отдельных” – ограничений в работе еще так много, что все равно полагаться приходится лишь на себя.

Поделиться: