Рубрики

Red Bull X-Fighters 2016

22:54 06-11-2016

Red Bull X-Fighters 2016

Самые отчаянные райдеры уже в пятнадцатый раз собирались в Мадриде на арене “Лас-Вентас”, чтобы выяснить, кто же окажется лучшим мотофристайлером планеты в 2016 году. Мы же взглянем на происходящее под ночным испанским небом под своим углом и разберемся, что такое мотофристайл.

Между небом и землей

Самые отчаянные райдеры уже в пятнадцатый раз собирались в Мадриде на арене “Лас-Вентас”, чтобы выяснить, кто же окажется лучшим мотофристайлером планеты в 2016 году. Мы же взглянем на происходящее под ночным испанским небом под своим углом и разберемся, что такое мотофристайл.

НАЧАЛОСЬ все сравнительно недавно – чуть более двадцати лет назад – с… мотокроссовой трассы. Темп гонок нарастал, и пилоты взлетали над землей все выше: кто-то начал дурачиться и работать на публику, а кто-то посмотрел на это со стороны и подумал: “Чем не экстремальное шоу? Убрать мотокросс и оставить только трюки!”


Идея была подхвачена многими, но, пожалуй, самым удачливым райдером и шоуменом стал американец Тревис Пастрана. Он не только постоянно разучивал и выполнял новые трюки, но и собрал вокруг себя единомышленников, завернул все это в красивую обертку американского шоу и отправился с гастролями по стране и миру.

Тут же нашлись энтузиасты, решившие, что выполнение трюков на мотоцикле в лучах прожекторов нельзя рассматривать исключительно как шоу. В обязательном порядке должны быть спортивная составляющая, судьи, оценки и, конечно же, победители и проигравшие.

Так 15 лет назад и появился Red Bull X-Fighters, ставший самым серьезным и знаковым турниром в мире фристайл- мотокросса. Первое время мероприятие проходило лишь единожды в году, а затем выросло до серии из пяти этапов в разных странах мира.

С первой попытки

ВСЕ НОВОЕ – хорошо забытое старое. В этом году организаторы решили отказаться от тура и вернуться в исконный формат – один поединок на легендарной арене. Нет права на ошибку, нет возможности отыграться или доработать программу, если на фоне остальных она окажется неконкурентоспособной.

Помимо этого, фристайлеров ждал новый алгоритм судейства. Если раньше каждый судья отвечал за свою часть, например технику исполнения или зрелищность, то теперь в судейской ложе каждый арбитр “несет ответственность” сам за себя, выставляя оценку каждому райдеру за все выступление в целом. По сумме баллов и выбирается сильнейший.


Магическое действо началось в субботу с квалификации. За две минуты нужно выполнить свой сет из трюков и дождаться оценки судей. Квалификация лишь намекнула на сильнейших, но делать какие-то выводы после нее было нельзя: участники использовали этот день как тренировочный. По итогам квалификации пилоты лишь распределялись четверками между собой. После каждого выступления должны были остаться пары, проходящие в следующий круг. И так до финала.

День Х

БОЛЕЕ двадцати тысяч зрителей, собравшихся на трибунах арены под палящим мадридским солнцем, словно слились в единое целое. Глаза устремлены к мониторам и следят за тем, как очередной райдер берет разгон в стенах узкого коридора, и пытаются понять, с какой рампы предстоит прыжок. Взял чуть правее – жди пролета на высоте 13 метров над всей ареной. Ушел левее – длинный разгон, быстрый набор высоты и молниеносный, словно разрыв фейерверка, трюк.

Перед полетом почти гробовая тишина, слышно только рев двухтактного мотора на разгоне и сиплый вздох толпы. Вылет вверх, “Цунами” ли в небе или “Байк Флип” от Тома Паже, или двойной “Бек Флип” от Джоша Шихана – рев толпы набирает обороты, трибуны вибрируют, словно натянутая струна, и взрываются жестким аккордом в момент приземления.


Даже если бы я никогда не видел кроссовый мотоцикл или мотоцикл вообще, я точно бы влюбился в байки этих парней. И я признавался в любви к ним самим вместе с испанской публикой, ведь я пропитался этим животным страхом “Лас-Вентас”. На это действо можно было смотреть вечно. Но лучшие парни фристайл-мотокросса разобрались друг с другом за каких-то три часа. Выезжали на арену четверками, сначала основываясь на результатах квалификации. Позже четверки формировались из сильнейших пар предыдущих заездов, узнавали, каким будет обязательный для исполнения трюк, и за 50 секунд откатывали свою программу. За бортом жесткого отбора остались многие гранды, победители этапов и целых серий X-Fighters прошлых лет. В финале разборку на троих устроили Джош Шихан, Том Паже и Клинтон Мур. Сказать, кто же был лучше, очень сложно. Три программы откатаны идеально. Не представляю, насколько непросто пришлось судьям! Но против Big Kiss Death на 13-метровой высоте, Bike Flip на десяти метрах, Special Flip, 360, Front Flair и Volt соперникам “сказать” было нечего. Француз увез домой четвертый титул Red Bull X-Fighters, выкинув перед этим в бушующую, как океан, толпу болельщиков свой шлем, джерси и... мотоботы.

МОТОЦИКЛЫ

МОТОКРОССОВЫЙ мотоцикл легкий по умолчанию. Аппараты с двухтактными двигателями, которые поголовно используют все райдеры, весят в среднем 110-115 кг. Для выполнения трюков лишняя масса ни к чему, и механики стремятся максимально облегчить технику. Широко применяется карбон; лапки переключения передач, тормоза и даже топливные краны похожи на решето из-за дополнительной сверловки; стандартный бензобак заменяется резервуаром объемом в несколько литров, ведь выступление длится не больше минуты; крепеж меняется на титановый – дорого, но существенно снижает вес.

В обязательном порядке меняется седло на более короткое и плоское. С двух сторон от него вырезаются специальные отверстия. Именно за них райдер держится за мотоцикл, если трюк требует раздельного полета. На руле устанавливаются вторые ручки, выше стандартных, которые можно либо откинуть, либо убрать за ненадобностью. Они являются своего рода упором для предплечий, когда спортсмен исполняет трюк с переворотом над передним колесом мотоцикла. Вдобавок подвески мотоцикла перенастраиваются самым жестким образом, ведь при приземлениях с 10-15-метровой высоты они не должны сложиться. Конечно, используются стандартные приемы увеличения пиковой мощности двухтактного двигателя для уверенного “выстрела” с края трамплина с помощью тюнинговых систем выхлопа, “нулевых” фильтров и иного программного обеспечения.

ТРЮКИ

ЭЛЕМЕНТЫ в мотофристайле усложняются с невероятной скоростью. То, что было круто еще два-три года назад – сегодня обязательный набор чуть ли не школьника. Возьмем, к примеру, Rock Solid. Спортсмен после вылета с трамплина стабилизирует байк прямолинейно, покидает седло, вытягивается параллельно земле и летит над мотоциклом. Затем подтягивает аппарат руками за прорези под седлом и приземляется в приемник. Недавний эксклюзив – сегодня фигура скорее для разогрева. Зато еще и год назад сложно было представить трюк Bike Flip: райдер (вернее, Том Паже – пока только он выполняет эту фигуру) покидает байк и летит рядом с аппаратом, помогая ему сделать сальто. Со стороны выглядит полнейшим безумством. Нужно сказать, что базовый набор трюков (а это порядка 20 фигур) всем мотофристайлерам видится по- разному. Каждый добавляет что-то свое, усложняя старое, или придумывает кардинально новое. Кстати, райдер не только спортсмен, но и немного инженер, ведь для некоторых трюков приходится создавать специальные рампы, как, например, для Front Flair в исполнении Тома Паже. Верхний край рампы, после проезда по нему переднего колеса, немного проседает, придавая дополнительный импульс заднему колесу мотоцикла для дополнительного вращения.     


Поделиться: