Рубрики

Renault 4: носились как джинсы

7:16 27-12-2021

«Автомобиль, как джинсы». Именно так в 1956 году глава компании Renault Пьер Дрейфус определил стратегию развития французского автомобильного бренда.

Спустя пять лет свет увидел Renault 4. В 2021 году эта мировая знаменитость отпраздновала свое шестидесятилетие.

Французские Leviʼs

В середине двухтысячных в царство «жигулей» и «волг» стремительно ворвалась иностранка – Renault Logan. Ее неброская внешность обладала легким магнетизмом. Сбалансированные линии кузова радовали неискушенный глаз. Среди бесспорных достоинств – практичность, надежность, простота. И все это за разумные 260 тысяч рублей. Продвинутые версии модели знакомили рядового российского автолюбителя с такими атрибутами сервиса и комфорта как кондиционер, передние электростеклоподъемники, подголовники задних сидений, ABS.

Это ли не мечта? Иномарка, адаптированная под российские дороги. Ценовое предложение звучало заманчиво даже для жителей небольших городов. Популярность Logan взметнула ввысь. Теперь вся, ну или почти вся Россия не понаслышке знала о французской марке и ее ценностях.

В 1937 году фирма пересматривает отношение к бюджетному сегменту рынка и навсегда меняет вектор собственного развития.

С младенческих лет фирма Renault делала ставку на удобство и надежность своих автомобилей. В бытность Луи Рено каждая новая модель служила демонстрацией этих принципов марки. Кстати, до середины 1930-х годов отец-основатель компании был приверженцем идеи элитарности легковой автомобильной продукции Renault. О доступности машин широким слоям населения Франции он не помышлял. В 1937 году фирма пересматривает отношение к бюджетному сегменту рынка и навсегда меняет вектор собственного развития. Отныне ее конек – простые, практичные, а главное –доступные автомобили.

Первые партии этих машин были окрашены в песочно-желтый цвет. От того и родилось гастрономическое прозвище.

Зачинателем среди бюджетников марки стал компактный Жувакватр (Renault Juvaquatre). Спроектированный по указанию Луи Рено, он увидел свет перед Второй мировой войной и смело продержался на конвейере аж до1960 года. В послевоенное время по французским городам и весям вовсю сновали «куски масла» – Renault 4CV. Первые партии этих машин были окрашены в песочно-желтый цвет. От того и родилось гастрономическое прозвище. В 1957 году королем продаж во Франции стал другой массовый автомобиль – Дофин (Renault Dauphine). Но настоящим автомобилем «для всех», хитом производства и сбыта оказался Renault 4. Простой во всем, включая название.

Доступным товаром для рядовых французов стал автомобиль.

Дух свободы

Оправившись от потрясений Второй мировой войны, французы вновь обрели возможность радоваться жизни. Экономика страны активно восстанавливалась. Социальная политика стимулировала рост рождаемости. Если беби-бум был уделом одних женщин, то другие рьяно строили карьеру. На протяжении 1950-х годов Франция переживала новый расцвет. Национальная валюта крепла. Темпы промышленного развития били рекорды. Зарплаты повышались с завидной регулярностью. Люди приобщались к комфорту в быту и открывали для себя культуру досуга. Три недели оплачиваемого отпуска – неоценимый подарок трудящимся! В индивидуальные и семейные путешествия французы устремлялись по железной дороге и даже на велосипедах. Отъезды к морю признавались лучшим видом отдыха.

Отъезды к морю признавались лучшим видом отдыха.

Общий подъем благосостояния разжигал аппетит населения к благам цивилизации. Уровень притязаний рос. Владельцам автомобильных фирм становилось очевидно, что вслед за покупкой персональных холодильников, стиральных машин, телевизоров таким же массовым и доступным товаром для рядовых французов должен стать автомобиль.

Важно, чтобы владелец такой машины чувствовал себя вольготно на городских улицах и в деревне.

Оферта от Дрейфуса

Глава корпорации Renault Пьер Дрейфус чутко уловил веяния эпохи: пришло время создать универсальный автомобиль, способный удовлетворить интересы и нужды наибольшего числа граждан. Эдакий «blue jeans car». Важно, чтобы владелец такой машины чувствовал себя вольготно на городских улицах и в деревне. Автомобиль одинаково удобный для женщин и мужчин. Индивидуальный транспорт для будней и праздников, для решения рабочих задач и семейных поездок. Его достоинство – сочетание экономичности и практичности. Ну чем не синие джинсы, которые с успехом завоевывали мир? Помнится, в 1990-е годы по российскому ТВ крутилась завораживающая реклама джинс, громко заявлявшая, что «в них выросла вся Америка». Да, тот товар был вожделенным и востребованным далеко за пределами американского континента.

«Создавая универсальный продукт, можно смело замахиваться на мировой рынок», – так думал Дрейфус, когда формулировал масштабную задачу для своей команды. Неслучайно прототипы машины инкогнито побывали в разных уголках земного шара. Секретная командировка протяженностью более двух миллионов километров! Загадочные Мари Шанталь (кодовое название прототипов в момент испытаний) оставили свой след в разных климатических зонах, на грунтовых дорогах и в условиях полного бездорожья.

4 октября 1961 года завеса тайны окончательно пала. Вслед за Франкфуртским автосалоном, в Париже состоялась официальная премьера Renault 4. Начались продажи новинки. В те дни пред публикой предстала в том числе «люксовая» версия модели с индексом 4L (quatre L). Позже французское «катрэль» накрепко прилипнет к Renault 4. Оно превратится в такое же народное прозвище, как «копейка», «двойка», «тройка» в лексиконе советского человека.

Текст:Дарья Ряпусова, фото производителя

Поделиться: