С начала года в России продано 1.410.000 новых автомобилей – на 14% больше, чем за тот же период 2011-го.
РОССИЙСКИЙ авторынок сейчас занимает седьмое место в мире и продолжает расти. По прогнозам ведущих аналитических агентств, общий объем реализации в 2012 году может составить 2.600.000-2.900.000 машин.
Первая десятка
МАРКА “Renault” сумела выйти в лидеры, заняв первое место с результатом 95.579 реализованных машин. Рост к лету прошлого года составил 29%. Среди бестселлеров марки следует выделить доступные модели “Logan” (37.272), “Sandero” (27.978) и “Duster” (12.445).
Лишь на несколько десятков автомобилей отстал от лидера “Chevrolet” (95.534), улучшив свои показатели на 17%. Здесь драйверами роста по-прежнему выступают “Niva”, “Lacetti”, “Cruze” и “Aveo”.
Замыкает тройку лидеров “Kia”: 90.997 проданных автомобилей (+25%), бестселлером среди которых стал “Rio”.
Чуть более скромные достижения у другой корейской компании, “Hyundai”, реализовавшей с начала года 89.243 машины (+21%).
На пятом месте сейчас “Volkswagen” с впечатляющим ростом 78%. Своих владельцев в России нашли 81.050 новых автомобилей этой немецкой марки. Бестселлером марки в России по-прежнему остается “Polo”.
На шестой строчке рейтинга “Nissan” (79.494) с прибавкой 34%. Совсем немного уступила ему еще одна японская компания – “Toyota”, чьи машины выбрали 76.809 россиян (+33%). На восьмой позиции расположился “Ford”, реализовавший 63.350 автомобилей (+18%). Далее идет “Skoda” – ее продажи по сравнению с первым полугодием 2011-го выросли на 41%, до 45.982 машин.
Замыкает топ-десять “Daewoo” с показателем 41.446 реализованных машин. Это единственная зарубежная компания в первой десятке, у которой продажи упали (-8%). Неудача объясняется просто: модельный ряд марки серьезно не обновлялся много лет и давно уже морально устарел. Удерживать позиции на рынке не помогают даже низкие цены – покупателю нужны более современные автомобили.
Взлеты и падения
КАК ВСЕГДА уверенно себя чувствуют представители немецкой премиум-тройки: “Mercedes-Benz” (+28%), BMW (+33%) и “Audi” (+41%). А вот у японских марок-конкурентов разрыв более существенный: “Infiniti” заметно прибавил (+53%), а вот “Lexus” просел на 7%.
Высокую динамику роста продемонстрировал “Jeep” – 288% (2.196 автомобилей). Такой результат можно объяснить более грамотным, чем прежде, маркетингом и относительно низкой базой для роста.
Хорошие показатели у “Porsche” – 64% (1.693) и “Jaguar” – 63% (789). Эти марки становятся все более динамичными и чаще балуют поклонников новыми модификациями. Удачно закончила полугодие и марка “Land Rover” – рост составил 58,7% (9.492).
В среднеценовом сегменте надо отметить неудачу FIAT – автомобили итальянской марки выбрали лишь 4.053 российских автолюбителя. Спад составил 72%. Причин здесь несколько. Это и не совсем четкое позиционирование марки – покупатель до сих пор не знает, почему он должен покупать автомобиль этого бренда; и вялая маркетинговая и рекламная политика – конкуренты действуют гораздо агрессивнее.
Что дальше?
В целом российский автомобильный рынок пока продолжает расти, однако второе полугодие, как полагают аналитики, возможно, будет менее успешным. Впрочем, их прогнозы расходятся не очень существенно.
В Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) надеются, что во второй половине 2012 года реализация машин будет не ниже, чем в первой, и общий объем составит 2.800.000 автомобилей. В сторону увеличения – до 2.700.000 легковых машин – пересмотрели свой предыдущий прогноз аналитики “Автостата”. Более скромно оценивает перспективы руководитель практики по оказанию услуг в автомобильной отрасли аналитического агентства PwC в России Стенли Рут. По его мнению, в 2012 году россияне купят 2.600.000 машин.
А вот в следующем году эксперты не исключают вероятность замедления темпа продаж. Кстати, одной из причин такого сценария может стать кредитное сжатие. Эксперты об этом предпочитают не говорить. Однако доля машин, продаваемых в кредит, постоянно растет. У некоторых моделей-бестселлеров она приблизилась к 40 и даже 50%. Опасная черта, приближение к которой в условиях нестабильной экономики делает рынок особенно уязвимым. Достаточно центральным банкам развитых стран поднять процентные ставки, как это рикошетом ударит и по отечественным кредитным учреждениям. У них не останется выбора – ставки тоже придется повышать. В подобной ситуации сложнее будет получить доступ к дешевым кредитным ресурсам и дочерним банкам автопроизводителей. Все это может отнять у рынка существенную часть потребителей, предпочитающих покупать автомобили в кредит по относительно низким ставкам.
Тем не менее аналитики не сомневаются в росте российского рынка в долгосрочной перспективе. По мнению того же Стенли Рута, ежегодные продажи автомобилей в России достигнут 3.500.000 в 2022 году. Правда, в “Автостате” считают, что эта планка будет преодолена на три года позднее.
Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон