Рубрики

Ричард Брэнсон: “Никогда не сожалею о прошлом”

16:13 24-02-2014

Ему ничего не стоит проехать по Таймс-сквер на танке или, проиграв пари, переодеться стюардессой собственной компании, а затем лично обслуживать пассажиров. Основатель британской «Virgin Group», самый экстравагантный миллиардер в мире, сэр Ричард Брэнсон не перестает удивлять идеями и поступками, одновременно запуская все новые успешные бизнес-проекты.

Ему ничего не стоит проехать по Таймс-сквер на танке или, проиграв пари, переодеться стюардессой собственной компании, а затем лично обслуживать пассажиров. Основатель британской "Virgin Group", самый экстравагантный миллиардер в мире, сэр Ричард Брэнсон не перестает удивлять идеями и поступками, одновременно запуская все новые успешные бизнес-проекты.

В космос как на прогулку

Брэнсон никогда не отличался спокойным нравом. Шестнадцатилетним подростком бросив школу, он из тихого британского графства Суррей перебрался в Лондон, где почти сразу организовал свой первый успешный бизнес – журнал "Student". С этого, пожалуй, и началась карьера Брэнсона, а также дружба с мировыми знаменитостями.

– НО настоящим прорывом в бизнесе все-таки стала студия звукозаписи. Сначала мы с друзьями открыли свой первый музыкальный магазин в Лондоне, потом наскребли достаточно денег, чтобы купить полуразвалившийся домик с садом. В один прекрасный день мне позвонил приятель и сообщил, что нашел сногсшибательную запись какого-то паренька по имени Майкл Олдфилд. Должен признаться, что это была действительно самая прекрасная композиция, которую я когда-либо слышал. Майкл мог играть на любом инструменте! В его музыке было столько эмоций и самовыражения, что волосы дыбом вставали. Просто гений! В момент нашего знакомства он работал гитаристом в мюзикле и тщетно пытался выпустить сольный альбом. Я взял его запись, отнес в звукозаписывающие компании, где мне ответили, что смогут выпустить сольник, если Майкл запишет не только музыку, но и голос. А вот этого Майкл не хотел делать категорически. В итоге мы решили основать свою собственную звукозаписывающую компанию. Поселили Майкла в нашем "особняке", где он за неделю записал альбом "Tubular Bells", ставшим первым релизом "Virgin". Наш гений согласился сыграть один концерт в "London's Queen Elizabeth Hall", мы даже договорились с известными музыкантами, чтобы они выступили с Майклом. Только в самый последний момент, уже по дороге на концерт, паренек запаниковал и неожиданно заявил, что выступать он не будет. Что мне оставалось делать? Я остановил свой "Bentley" и сказал: "Если отдам тебе ключи от этой машины, ты передумаешь?" Что самое приятное, он передумал. А я остался без автомобиля. Зато концерт в итоге получился просто потрясающим! Именно благодаря альбому Майкла "Virgin" стала крупнейшей независимой звукозаписывающей компанией.

– Какими были первые и главные ошибки, которые научили побеждать в бизнесе?

– Мать с раннего детства вдалбливала мне в голову, что я не должен тратить время на сожаления о прошлом. Именно этот принцип я и стараюсь вложить в основу своего бизнеса. На протяжении многих лет не допускал, чтобы ошибки или неудачи негативно сказывались на моральном состоянии моих коллег и сотрудников. Более того, если какое-то начинание проваливается, вместо того чтобы рвать на себе волосы, ищу возможность заработать на чем-нибудь другом. Если говорить о каких-то конкретных ошибках, то их было немало. К примеру, в 1994 году мне пришла в голову идея начать выпуск газировки "Virgin Cola". Кроме того, что для раскрутки этого бренда я проехался на танке по Таймс-сквер, мы еще выпустили довольно неоднозначную бутылку для этого напитка в форме фигуры Памелы Андерсон. Идея с треском провалилась. Чему меня это научило? Не стоит недооценивать силу и влияние мировых производителей прохладительных напитков. Это не спящие черепахи, а настоящие хищники, при желании они вас растопчут и даже не заметят.

<~1~>

– Затем Вы пытались торговать автомобилями. Почему этот бизнес не пошел?

– В 2000-м мы действительно запустили новую компанию по онлайн-торговле автомобилями "Virgin Cars". Должен признаться, что этот бизнес относится к категории провалов. По моим предположениям, за первый год мы должны были продать 24 тысячи машин. На деле все обстояло иначе – за три года у нас купили только 12 тысяч, так что в 2005-м я благополучно прикрыл эту лавочку. Тем не менее не отказался от идеи полностью, просто немного пересмотрел концепцию. Совсем скоро мы открываем новую компанию по продаже автомобилей, но на этот раз они будут экологически чистыми. В партнерстве с американским предпринимателем и главой совета директоров"Tesla Motors" Илонем Маском планируем начать производство новых электрических автомобилей под брендом "Virgin". Посмотрим, что из этого получится.

– Зато в случае с авиакомпаниями "Virgin" Вы попали в точку! В чем секрет воздушного успеха? Какой видите авиацию будущего, где есть резервы для прорыва?

– Я занимаюсь авиаперевозками уже более двадцати лет. И если где-то в мире дела идут из рук вон плохо, на горизонте появляется "Virgin". Могу с уверенностью сказать, что самолеты "Virgin" гораздо лучше, чем у конкурентов, даже не только потому, что они новые и уровень надежности очень высокий. На наших самолетах установлены лучшие в мире развлекательные системы, кресла, освещение и, конечно же, предлагаем уникальное обслуживание. Именно последний пункт для меня, как для пассажира любой авиакомпании, наиболее важный аспект. К примеру, в моих самолетах, если стюардессы не видно в проходе больше десяти секунд, вы можете заказать еду или напитки прямо со своего монитора, встроенного в спинку переднего кресла. Мы создали новый первый класс, которого до этого просто не существовало. Учли все детали, и чем я больше всего горжусь, так это тем, что наш персонал выполняет работу с настоящей искренней улыбкой. Что касается будущего, это, конечно же, перелеты из Лондона в Австралию и Америку за пару часов на сверхзвуковых самолетах "Virgin".

– Одним из перспективных направлений Вы считаете космический туризм. Будете проводить только суборбитальные полеты или пойдете дальше?

– На конец этого года запланирован первый суборбитальный космический полет. Что касается планов на будущее, то я очень хочу, чтобы наша "Virgin Galactic" вышла за рамки космического туризма и стала стабильным регулярным космическим перевозчиком с несколькими коммерческими рейсами в день. Надеюсь, что на своем веку это еще увижу.

– Что лично для Вас значит это направление бизнеса?

– Хочу трансформировать человеческое сознание. На данный момент лишь 500 человек летали в космос. Считаю, что лишь за первый год работы "Virgin Galactic" способна отправить в невесомость столько же. Планирую революцию в авиастроении, пора дать людям возможность попасть из Лондона в Австралию за два часа. Вот, например, руководитель Центра теоретической космологии в Кембриджском университете Стивен Хокинг, который уже купил билет на первый суборбитальный полет, мечтает колонизировать Луну или Марс, это вполне может случиться. Как и открытие первого отеля в космосе, а для этого нужен подобающий транспорт.

– Вы намерены вложить три миллиарда долларов в разработку альтернативных видов топлива. И здесь планируете революцию?

– Большинство международных экспертов сходятся во мнении, что выбросы парниковых газов, в основном от сжигания угля и ископаемого топлива, являются главной причиной того, что температура на нашей планете неуклонно повышается. Мы все знаем, к чему это может привести. Наше поколение владеет знаниями и финансовыми возможностями для разработки альтернативного вида топлива. Именно поэтому я решил вложить всю прибыль, полученную от моего транспортного бизнеса, в решение проблемы окружающей среды. И решать эти проблемы нужно как можно скорее. По моим предположениям, у нас еще есть пара десятков лет, но после этого будет уже слишком поздно. Мы должны рискнуть и научиться применять энзимы, получать этанол на основе целлюлозы и прекратить использовать загрязняющее атмосферу топливо. Если все получится, то я очень надеюсь, что мои внуки скажут мне огромное "спасибо". Со своей стороны я постараюсь сделать все возможное, чтобы достичь того результата, который требуется.

– А что делать с нефтяными компаниями, которые совершенно не заинтересованы в появлении альтернативы?

– Австрийский экономист Йозеф Шумпетер назвал изобретение мобильного телефона и Интернета "деструктивными успехами". Почти целый век люди пользовались стационарными телефонами, но вот появились мобильные, что привело компании, занимавшиеся традиционной проводной связью, к банкротству. Я уже не говорю о Всемирной паутине, изменившей современный мир на корню. Произошла техническая и культурная революция, предпринимателям пришлось приспосабливаться к новому миру. Тех же, кто решил отстаивать ретроградный взгляд на вещи, постигло разочарование и потеря бизнеса. То же самое произойдет и с топливом. Через каких-нибудь десять лет нефтяным гигантам придется менять свой взгляд на вещи. Уже сейчас большинство крупных компаний начинают использовать экологически чистые ресурсы – энергию солнца и ветра. В эти отрасли инвестируются миллиарды.

Счастливые сотрудники – главный актив

В арсенале "Virgin Group" – почти четыре сотни компаний. И для каждой из них у Брэнсона находятся и время, и идеи. Как и когда он все успевает?

– МОЯ жизнь настолько насыщенна и разнообразна, что даже свое свободное время иногда приходится тратить на то, чтобы помочь советом руководству компаний по всему миру. Я не сижу на месте, и иногда мне приходится работать по 17 часов в день. Если говорить в процентном соотношении, то 25% времени я трачу на маркетинг, еще столько же на новые начинания, примерно 10% приходится на экстренное решение проблем, а все остальное – решение экологических проблем и благотворительность.

– Есть ли особая диета, помогающая поддерживать колоссальную работоспособность?

– Конечно. Я не курю и питаюсь здоровой сбалансированной пищей – обилие фруктов и овощей. Есть, правда, и непреодолимая слабость к шоколаду с орехами. Должен признаться, веселиться я тоже умею. Если нахожусь в своем доме на Карибах, то каждый вечер там устраивается вечеринка, и, поверьте, я всегда в них участвую. Но каждое последующее утро начинается с полуторачасового плаванья. Слежу за своей фигурой. При росте 180 см мой вес не превышает 75 кг, спортом занимаюсь исключительно ради фитнеса. Где бы я ни находился, всегда загляну в тренажерный зал, играю в теннис, занимаюсь кайтсерфингом. Считаю, что набрать немного веса с возрастом совершенно нормально для женщины, это выглядит органично и красиво, но вот мужчине нужно постоянно держать себя в подтянутой форме.

– Какова формула успеха от Брэнсона?

– Я часто думаю на эту тему. В результате выделил пять составляющих успеха. Во-первых, вам должно приносить удовольствие то, чем вы занимаетесь. Открывая компанию "Virgin" в подвале в Западном Лондоне, я не планировал создавать бизнес-империю. Хотел получить небольшую фирму, способную принести мне удовольствие и достаточно денег, чтобы платить по счетам. У меня не было ни стратегии, ни плана, даже название было придумано на ходу за непринужденной беседой с алкоголем. В бизнесе я и мои компаньоны были новичками, вот и решили назвать компанию "Virgin". Вторая составляющая успеха – создайте что-то экстраординарное, выходящее за рамки обыденности. Обратите внимание на самые успешные начинания за последние 20 лет. "Microsoft", "Google" и "Apple". Эти компании встряхнули обычного обывателя и продолжают обновлять линейку своих продуктов. Именно поэтому они доминируют на современном рынке. Третий немаловажный фактор – надо создать что-то такое, чем будете гордиться не только вы, но и те, кто на вас работает. Предприятия состоят из группы людей, и счастливые сотрудники – самые большие ваши активы. Из этого вытекает четвертая составляющая успеха – будьте хорошим руководителем. Будучи лидером, вы должны не только отдавать вразумительные указания, но и уметь слушать. Никогда открыто не критикуйте своих сотрудников, учитесь у них, заимствуйте идеи, ни в коем случае не теряйте самообладания и всегда будьте щедры на похвалу за хорошую работу. Ваша компания должна функционировать как одна большая семья. И последнее – хороший руководитель всегда на виду, он не скрывается за дверью кабинета и бюстом секретарши. Я вообще никогда не работал в офисе, только дома. При этом всегда встречаюсь со своими сотрудниками лично. Может сложиться впечатление, что я нахожусь в бесконечном отпуске, но поверьте, в моем кармане всегда лежит блокнот, чтобы записывать вопросы, замечания или хорошие идеи. К примеру, если я лечу в самолете своей компании, выйду и поздороваюсь со всеми членами экипажа и, по возможности, со всеми пассажирами. Мои управляющие директора работают по той же схеме. Все мои проекты работают как часы, потому что все мои сотрудники воспринимают компанию как один большой семейный бизнес, основанный на дружелюбии, отзывчивости и поддержке окружающих.

– Вы один из самых веселых миллиардеров, поражающих своими неординарными поступками. Они дают Вам особую энергию или просто призваны выполнять рекламную роль, привлекать внимание?

– Чувство юмора – одно из главных составляющих успешного бизнеса. Не преподносите себя слишком серьезно и будьте готовы проявить чувство юмора в критических ситуациях. Например, на наших самолетах солонки и перечницы с логотипом "Virgin" постоянно оказывались в карманах пассажиров. Вместо того чтобы ловить воришек за руку или вообще убирать солонки с подносов, мы написали на них: "Отщипнули от "Virgin Atlantic". Воровство прекратилось, это стало одним из самых успешных наших маркетинговых ходов. Именно веселье и юмор – основополагающие элементы моего бизнеса. Это ключ ко всему, без преувеличения – самый главный элемент, отличительная черта "Virgin". Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что выставлять себя дураком – не совсем то, чему учат в бизнес-школах, где в головы молодых людей вдалбливают, что успешный бизнес – это прежде всего "денежные потоки" и "устойчивая прибыль". Но, как я уже и говорил, мой бизнес не работает по шаблону. Что касается меня и моих выходок, то, с одной стороны, я по жизни эксцентрик, с другой – бизнесмен, который хочет привлекать к своему бизнесу внимание. И это работает!

Мистер "ДА"

Брэнсон обожает острые ощущения. Он пытался обогнуть Землю на воздушном шаре, и это едва не стоило ему жизни. Рисковал на яхте под парусом. И все ему мало.

– МОЙ основной жизненный принцип: "Наслаждайся каждой минутой". Меня прозвали "Мистер "ДА", я не могу сопротивляться соблазнам, связанным с соревнованиями. Поэтому очень часто говорю "да" на предложение участвовать в довольно авантюрных мероприятиях, так как совершенно не могу отказать себе в удовольствии попробовать что-то новое. Что уж говорить, не все мои задумки заканчиваются успешно. К примеру, попытка преодолеть Атлантический океан на воздушном шаре. Думаю, все знают, чем это закончилось. За моим полетом следил весь мир, и то, что воздушный шар потерпел катастрофу, стало достоянием общественности. Именно тогда я понял, что жизнь – довольно ценная штука и не стоит растрачивать ее впустую. Если бы я не вернулся из какого-нибудь подобного путешествия, я бы сам себе не простил, не говоря уже о моей жене. Когда вам 20 или 30 лет, кажется, вся жизнь впереди и нужно попробовать все на свете, взять на себя больший риск, нежели можете удержать на плечах. С возрастом отношение к риску становится более консервативным. И вот я уже далеко не мальчик, стану ли я рисковать, обладая всем своим жизненным опытом? Конечно, нет.

– Вы любите скорость. Были ли какие-то экстремальные случаи за рулем автомобиля?

– Конечно. Один из самых неприятных, когда моя машина перевернулась на шоссе в Великобритании. Я уворачивался от столкновения, но, видно, переборщил со скоростью. Благодаря тому, что это был мой очередной "Land Rover", который британцы делают чуть ли не из танковой брони, я и моя семья отделались лишь синяками и легким испугом.

– Представьте, что нужно выбрать один-единственный автомобиль "для себя любимого". Что предпочтет Брэнсон?

– Думаю, что остановился бы на классике. Должен признаться, будучи до корней волос британцем, испытываю некоторую слабость к "Бондиане", так что, если бы мне предложили выбрать любой автомобиль, я бы попросил "Aston Martin DB5" Шона Коннери из "Голдфингера". Он полностью соответствует моему характеру.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: