Рубрики

“Rocon”: непотопляемый

14:32 11-03-2012

Проходимость у мотоциклов априори гораздо выше, чем у любых автомобилей-внедорожников и квадроциклов, но все же она не безгранична. Однако полвека назад в США сделали полноприводный байк, для которого преград, кажется, вообще не существует. Ему безразлично – грязь впереди, снежная целина, вода или крутые откосы. С тех пор “Rocon” только совершенствовался, укрепляя за океаном свою репутацию покорителя “off-road”, но в Россию, где бездорожья гораздо больше, чем дорог, его почему-то не завозили. Однако с недавних пор этот необычный аппарат появился и в нашей стране.

Полный привод для бездорожья

Проходимость у мотоциклов априори гораздо выше, чем у любых автомобилей-внедорожников и квадроциклов, но все же она не безгранична. Однако полвека назад в США сделали полноприводный байк, для которого преград, кажется, вообще не существует. Ему безразлично – грязь впереди, снежная целина, вода или крутые откосы. С тех пор “Rocon” только совершенствовался, укрепляя за океаном свою репутацию покорителя “off-road”, но в Россию, где бездорожья гораздо больше, чем дорог, его почему-то не завозили. Однако с недавних пор этот необычный аппарат появился и в нашей стране.

Я ВЫГРУЗИЛ “Rocon” из микроавтобуса на засыпанном снегом поле в Подмосковье. Впереди весьма серьезное бездорожье: крутые подъемы и спуски, колеи, рытвины, поваленные деревья… Но прежде чем идти на штурм “off-road”, требуется завести мотоцикл.

В теории все просто. Трансмиссия здесь – вариатор. Причем можно выбрать один из трех режимов: если вытянуть на себя круглую ручку, втыкается первая, она же пониженная передача. Если немного утопить рычаг, включится нейтраль, еще нажим – вторая. Затем снова нейтраль и третья, самая “скоростная” передача. Заводить мотор позволительно при любом положении рычага, но лучше все-таки на нейтрали. Ведь когда 200-кубовый двигатель холодный и “подсос” вытянут, на высоких холостых оборотах “Rocon” при запуске может прыгнуть вперед.

На практике пришлось потрудиться, дергая трос стартера. Только не подумайте, что я из тех крутых парней, которые презирают электростартеры. Просто еще до меня какой-то умелец ухитрился сломать ключ прямо в замке зажигания, так что в запасе остался лишь “силовой” способ запуска. Задача не из легких: трос очень длинный, и его надо четко и быстро раскрутить полностью. Размах руки при этом почти максимальный. “Нащупав” нужный момент, я завел-таки мотор. Заодно и согрелся...

Усаживаюсь в седло. Теперь – совсем не привычное для мотоциклиста движение: правой рукой надо нащупать под седлом тот самый рычаг вариатора и выбрать передачу. Ехать предстоит по снежной целине, так что я решил начать с первой, то есть пониженной. Тяну набалдашник на себя, поворачиваю ручку газа, и... неспешно, очень неспешно “Rocon” начинает движение. Ручка дросселя в край, но скорость не превышает 10 км/ч. Невыносимо медленно! Зато как уверенно полноприводный мотоцикл утюжит глубокий снег. Конечно, помогает не засесть в сугробе и малый вес – аппарат тянет меньше чем на центнер. Но главная заслуга принадлежит полному приводу.

Если вас интересуют технические подробности, объясню, как устроен этот “2х2”. Привод на заднее колесо банальный – цепью. А вот передний реализован более хитроумно, но при этом очень внятно. Вал вариатора крутит небольшой карданный вал, размещенный под бензобаком, а в районе вилки установлено карданное сочленение – оно, собственно, и позволяет поворачивать руль, как на обычном мотоцикле, причем на весьма большой угол. Рядом с шарниром установлено колено, на котором закреплена ведущая звезда переднего привода. От нее вниз, под чехлом, по левому перу вилки, цепь идет к промежуточной звезде. А от той еще одна цепь передает крутящий момент к переднему колесу. В описании звучит сложно, но выглядит элементарно, причем все узлы доступны. Если потребуется, можно отрегулировать или смазать цепи за считаные минуты.

Пройдет везде

КОНЕЧНО, прогулкой по полю дело не ограничилось. Моей целью было постараться засадить полноприводного монстра, а он упорно доказывал, что я занимаюсь безнадежным делом. В этом споре победа по очкам осталась за мотоциклом. Я выбирал самые крутые и самые заснеженные подъемы, на которых даже толстые колеса “Rocon” полностью утопали в сугробах, – и все равно он полз вперед. Порой в самых тяжелых местах его семи “лошадям” не хватало сил везти меня, но тогда я слезал с седла, откручивал газ и шел рядом, а мотоцикл продолжал двигаться. Несмотря на все провокации (которые ни одному нормальному владельцу в обычной поездке даже в голову не придут), мне так и не удалось его посадить!

<~1~>

Так что теперь готов утверждать: без пассажира полноприводный “Rocon” проедет везде, за исключением разве что вертикальных стен.

Жаль, все окрестные водоемы были скованы льдом, и проверить плавучесть мотоцикла не получилось. Между тем утопить этот аппарат тоже затруднительно. Броды до 61 см он преодолевает ходом, а если становится глубже… Тогда, как рассказывают очевидцы, надо просто положить мотоцикл на водную гладь боком и толкать перед собой. Благодаря пухлым колесам и малому весу “Rocon” остается на поверхности как поплавок.

Ну ладно, по буеракам он пробирается отменно. А как насчет поездки с ветерком? Вот, кстати, и кроссовая трасса впереди показалась.

Для смены передачи останавливаюсь и утапливаю набалдашник вариатора в третью позицию – самое “быстрое” передаточное отношение. Полный вперед! Спидометр на “Rocon” не предусмотрен, так что о набранной скорости можно лишь догадываться. По ощущениям “максималка” составляет примерно 50 км/ч. Для гонок по полям – более чем достаточно.

Удивительно, но даже на такой скорости и при отсутствии задней подвески можно ехать вполне комфортно. Большую часть неровностей поглощает зубастая покрышка, остальную – мягкое, подпружиненное седло.

Кстати, на борт можно взять и пассажира. Сиденье для него столь огромно, что в нем можно устроиться даже лежа. Вот только придется опять сбавить темп и ехать потихоньку – иначе на первой же яме ваш “второй номер” вылетит как из пращи.

Приемы управления “Rocon” несколько отличаются от привычных, мотоциклетных. Из-за полноприводной специфики на буграх и колеях руль норовит вырваться из рук. При этом не следует сбрасывать газ (не забывайте, что переднее колесо тоже гребет) и пытаться стабилизировать “болтанку”. Мотоцикл справится с ней сам.

Непривычно и прохождение поворотов: наклонить байк на существенный угол практически невозможно – дутая резина с грунтозацепами мешает. А если и удастся перебороть ее желание ехать вертикально, то банально не хватит скорости для удержания угла в повороте. В общем, надо поворачивать аккуратно и без фокусов…

Но все эти особенности не портят хорошее впечатление от “Rocon”. Конструкция надежная и неприхотливая. С точки зрения бездорожья – техника непотопляемая, как в переносном, так и прямом смысле слова. Полноприводный двухколесник пройдет везде, где можно пробраться пешком. Не быстро, зато гарантированно. А вдобавок без труда выиграет состязание в проходимости, простоте управления, топливной автономности (полые диски можно заполнить бензином) у любого квадроцикла и мотоцикла эндуро. То, что надо для путешествий по самому глухому бездорожью.

Поделиться: