Рубрики

Российские автодилеры не ждут помощи от государства

Они просятим не мешать

Падение продаж новых автомобилей прежде всего негативно сказывается на дилерах. Им в отличие от автопроизводителей никто не помогает справиться с кризисом. Между тем в этой отрасли российской экономики работает по самым скромным подсчетам более 200.000 человек, а суммарные инвестиции дилеров в экономику страны составили уже $10 млрд. О том, какие меры необходимо принимать на законодательном уровне и в финансовой сфере, чтобы удержать отрасль на плаву, шел разговор на очередной конференции Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД).

Законы

ПО ДАННЫМ аналитической компании “PricewaterhouseCoopers”, в первом квартале 2009 года при 40-процентном спаде продаж новых автомобилей сбыт подержанных машин сократился лишь на 20%. Да и сами дилеры понимают, насколько важно в нынешней ситуации развивать бизнес по реализации “second-hand”. Тем более что условия для этого сейчас стали более благоприятные. Ведь с 1 апреля вступил в силу закон, отменяющий так называемый двойной НДС при продаже дилером подержанных машин. Правда, как это часто бывает в нашей стране, вступил со множеством оговорок. Например, если дилер продает автомобиль с пробегом другому дилеру, налог все равно взимается. Тогда как во всех развитых странах, где продажи подержанных машин составляют одну из важнейших частей дохода дилеров, такого нет. Впрочем, по словам депутата Госдумы, основателя группы компаний “Рольф” Сергея Петрова, сейчас ведется доработка этого документа, возможно, в течение года вопрос решится.

Кроме того, на законодательном уровне решается вопрос о передаче процедуры технического осмотра автомобилей от ГИБДД – дилерам. Проект закона уже готов, и вполне возможно, что в ближайшее время он будет рассмотрен в Госдуме.

Финансы

НЕ СЕКРЕТ, что продажи новых автомобилей упали, в частности, из-за значительного увеличения стоимости кредитов. По прогнозам экспертов, в 2009 году покупки машин в кредит сократятся до 9-13% в зависимости от того, как дальше пойдет кризис. Тогда как в прошлом году почти половина новых автомобилей приобретались с помощью банковских ссуд.

Но из-за падения кредитного рынка не могут взять деньги на развитие и дилеры. По словам Владимира Моженкова, генерального директора “Ауди центр Таганка”, продавцы уже научились работать, используя не только заемные средства, но и собственный капитал.

– Если раньше можно было работать по схеме 50:50, то сегодня доля заемных средств не должна превышать 30%, – считает Моженков.

Правда, и эти 30% в нынешней ситуации брать негде, а точнее, просто невыгодно. И виной тому, в частности, ставка рефинансирования Центробанка, от которой образуются и тарифы в коммерческих банках.

– Ни в одной стране бизнес не может и не будет развиваться при таких ставках по кредитам. Сейчас в Юго-Восточной Азии есть некоторое оживление. Почему? Да там проценты по кредитам почти что равны нулю… Вот и оживление. А у нас банки готовят ко второй волне невозвратов… А что здесь удивительного – кто может возвращать деньги по таким ставкам? – возмущается Владимир Моженков.

Поэтому, считает он, ставка рефинансирования должна быть незамедлительно снижена, в противном случае кредиты в будущем брать будет просто некому.

Кроме того, настаивают дилеры и на том, чтобы государство оставило в покое налогообложение. Ведь сейчас рассматриваются различные варианты увеличения налогов с прибыли и ЕСН (единого социального налога). По мнению участников конференции РОАД, в данной ситуации налоги как минимум необходимо заморозить, а как максимум – снизить. Мотивируют они это тем, что в противном случае компаниям снова придется уходить в тень, чтобы сохранить прибыльность своего бизнеса. Что невыгодно как для государства, так и для самих фирм.

Сотрудничество

К КОНЦУ года по оценкам аналитической компании “Pricewaterhouse Coopers”, сбыт новых автомобилей сократится на 50% по базовому сценарию и на 65% – по пессимистичному. Во многом результаты будут зависеть от взаимодействия продавцов и производителей.

Чтобы оценить это взаимодействие, российские дилеры еще в прошлом году ввели свой рейтинг, так называемый “индекс удовлетворенности дилера”. По ряду критериев продавцы оценивают работу производителей. Затрагиваются все сферы взаимодействия: поддержка продаж новых машин и подержанных, рекламные акции, ценообразование, запасные части, послепродажное обслуживание и многое другое. В прошлом году тройка лидеров выглядела следующим образом: с большим отрывом впереди шел “Land Rover”, за ним “Audi” и “Skoda”.

Сейчас ситуация серьезно изменилась, в первую очередь из-за кризиса, который ввел новые требования к производителям, а соответственно те, кто в нынешней ситуации быстрее и лучше реагирует на изменения, те и оказываются в лидерах в рейтинге удовлетворенности дилеров.

Первое место у “Audi” – что, в общем, не удивительно, ведь этот автопроизводитель и раньше показывал себя как надежный партнер. А вот то, что на второе место выйдет “Kia”, не ожидал никто. В прошлом году корейская фирма была 18-й. Причина успеха – образование единого импортера/представительства в России. Буквально с первых дней началась активная работа с дилерами, тренинги, обучение, внедрение единых корпоративных стандартов в продажах и обслуживании автомобилей.

Третье место за “Mazda”. Несмотря на то что эта японская компания одна из первых подняла цены на свои автомобили, на реакцию дилеров это не повлияло. Зато по рекламной поддержке и коммуникациям “Mazda” обошла всех конкурентов даже из премиум-сегмента

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: