Рубрики

Рынок автозапчастей в России

19:26 16-02-2021

Настоящее. Стоящее. Контрафактное. Будущее.

Российский рынок автозапчастей продолжает расти, несмотря на то что в мире он стремительно падает. В России производится порядка 35-37% всех автозапчастей, доля импорта на отечественном рынке колеблется в диапазоне от 62,5 до 65%. Наиболее высокие темпы роста рынка наблюдаются в Москве, где продается около 20% всех запасных частей. О тенденциях развития отечественной автомобильной отрасли, структуре, ключевых показателях, крупнейших производителях и дистрибьюторах российского рынка автозапчастей рассказывают аналитики группы «Деловой Профиль».

Характеристика российского рынка автомобильных автозапчастей

В России насчитывается порядка 55 млн. автомобилей. Все они требуют регулярной замены частей, подверженных износу, либо вышедших из строя вследствие аварий. В таких условиях, естественно, повышается спрос на автозапчасти.

Наиболее высокие темпы роста рынка автозапчастей демонстрирует Москва, где продается около 20% всех запасных частей. Нужно сказать, что рост российского рынка запасных частей продолжается, несмотря на то что в мире он стремительно падает, поскольку ужесточение экологических требований вынуждает владельцев автомобилей в западных странах либо не покупать авто вообще, либо менять машину до того, как какая-либо деталь сломается.

Порядка 35-37% всех автозапчастей производится в России, соответственно, доля импорта на российском рынке имеет высокий уровень и колеблется в диапазоне от 62,5 до 65%.

Для корректной общей характеристики рынка автозапчастей и точного анализа необходимо разделить его на 2 рынка: первичный и вторичный.

Вторичный рынок автозапчастей в России

На первичном рынке (ОЕМ) реализуются комплектующие, предназначенные для производства автомобилей на заводе, тогда как вторичный рынок (автомаркет) предназначен для реализации автозапчастей в автомагазинах.

Если за рубежом приоритетное положение занимает первичный рынок автозапчастей, то в нашей стране на автомобильном рынке доминирующая роль отведена вторичному рынку. В свою очередь, на этом «унтер-рынке» запчастей доминируют детали для российских автомобилей, хотя их доля постепенно уменьшается, что связано с локализацией производства в России иностранными производителями и, как следствие, удешевлением иномарок.

В период с 2014 - 2017 гг. наблюдался динамический рост объема вторичного рынка автозапчастей для легковых автомобилей с 1 001 млрд руб. в 2014 году до 1 523 млрд руб. в 2017 году. Далее следовал небольшой спад до 1 403 млрд руб. в 2018 году. В 2019 году объем рынка автозапчастей увеличился по сравнению с 2018 годом на 70 млрд руб. и составил 1 473 млрд руб.

Динамика объема вторичного рынка автозапчастей в России в денежном выражении, млрд руб.

Автостат

В структуре объема вторичного рынка автозапчастей для легковых автомобилей традиционно ведущее место занимают шины, детали подвески, масла и смазки. Шины являются самой затратной долей в структуре вторичного рынка автозапчастей для легковых автомобилей. В 2019 году россияне потратили на покупку покрышек порядка 189,3 млрд руб. или 13% от общего объема.

Структура вторичного рынка автозапчастей в России в денежном выражении, млрд руб.

Автостат

На закупку деталей подвески у россиян ушло порядка 158 млрд руб., что составляет почти 11% от общего объема рынка, а на масла и смазки – 111,2 млрд руб. или 7,6%.  

В целом, в 2019 году общий объем вторичного рынка автозапчастей перешагнул отметку в 1 млн. экземпляров разного рода деталей. В денежном выражении это эквивалентно сумме в 1 трлн 473 млрд рублей. 

Контрафактная продукция на российском рынке автозапчастей

Спрос на автомобильные компоненты неэластичен, так как автомобильный транспорт используется для ежедневных поездок и транспортировки всех категорий товаров. При этом значительная часть автовладельцев не обладает достаточными знаниями для подбора качественных лицензионных деталей. По этим причинам рынок автокомпонентов, объем которого в России превышает 1 трлн руб., притягателен для производителей контрафакта.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, под контрафактным товаром мы понимаем тот, на котором незаконно размещен товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

Контрафактные товары в подавляющем большинстве случаев также являются и фальсификатом, то есть товарами, не соответствующими принятым для данной продукции техническим стандартам и регламентам и/или содержащими недостоверную информацию о своих свойствах и характеристиках.

За последние четыре года этот показатель вырос на 3%. При этом стоимость компонентов, для которых факт контрафакта доказан в суде, а их производители или распространители привлечены к административной или уголовной ответственности, составляет менее 0,01% от общего объема контрафактной продукции на рынке.

В 2019 г. доля контрафакта на российском вторичном рынке автокомпонентов составила порядка 31%, по оценкам ТИАР-Центра, составленным на основе анализа судебной статистики, данных по производству, экспорту, импорту и продажам автокомпонентов, экспертных интервью. Это сопоставимо с уровнем распространения контрафакта в России в целом: по данным исследования ТИАР-Центра «Рассадники контрафакта», на рынке непродовольственных товаров доля контрафакта оценивается в 30%.

Вторичный рынок автомобильных запчастей и доля контрафакта на нем в 2015-2019 гг.

ТИАР-Центр «Рассадники контрафакта»

При этом на товары, на которые незаконно нанесены защищенные товарные знаки, приходится около 11% от общего объема рынка автокомпонентов; остальные поддельные детали (составляющие приблизительно 2/3 от рынка контрафакта) продаются под товарными знаками, сходными с зарегистрированными до степени смешения.

Однако еще в середине 2010-х ситуация была иной: среди контрафактных деталей большинство продавалось непосредственно под известными марками, нарушители не утруждались модифицированием фирменного дизайна. По мнению опрошенных экспертов, во многом изменение этого соотношения свидетельствует об улучшении работы государственных органов и правообладателей по выявлению и пресечению оборота контрафакта.

В общем, доля контрафактной продукции на рынке с 2016 г. по 2019 г. выросла на 3%. При этом тренд разнонаправленный для разных категорий компонентов: при общем росте нелегального оборота для некоторых типов деталей доля контрафакта сокращается (например, свеч зажигания, ламп).

Чаще всего подвержены контрафакту фильтры (по степени убывания популярности: масляные, воздушные, салонные и топливные); тормозные комплектующие: диски, колодки; ремни и цепи; детали подвески; лампы и фары.

Наиболее подделываемыми запасными частями являются так называемые «расходники», то есть регулярно заменяемые детали. Для отдельных категорий компонентов доля контрафакта достигает 45%.

Доля контрафактных компонентов для автомобилей премиальных категорий довольно низка. Она значительно больше для брендов средней и низкой ценовых категорий. Чем дороже автомобиль, тем больше владельцы склонны заказывать техническое обслуживание у официальных дилеров.

Существует также связь между объемом оборота контрафактных деталей и годом выхода модели автомобиля. Доля контрафактных компонентов для конкретной линейки машин достигает максимума не ранее чем через пять лет после ее выхода на рынок. Новые модели пользуются меньшим спросом среди нелегальных производителей ввиду того, что требуется время для организации производства новых компонентов и появления эффекта масштаба, то есть насыщения рынка достаточным количеством автомобилей новой линейки и накопления ими некоторого износа.

Соотношение между импортом и внутренним производством контрафактных автокомпонентов в зависимости от страны происхождения автомобиля

ТИАР-Центр «Рассадники контрафакта»

Анализ рынка контрафактных автокомпонентов показывает, что предложение формируют товары трех основных категорий:

  1. Самая массовая для отечественных автомобилей категория – это запасные части, произведенные в кустарных условиях. Эти производства, как правило, расположены в гаражах и помещениях бывших производственных предприятий. Запчасти изготавливаются из бывших в употреблении запасных частей («восстанавливаются»), либо из низкокачественных материалов, не отвечающих требованиям технологического процесса.
  2. Категория, характерная для автомобилей иностранных производителей – это неоригинальные запасные части из Китая, Турции и других стран, импортируемые на территорию Российской Федерации и других стран ЕАЭС недобросовестными предпринимателями. Эти запасные части в целом внешне соответствуют оригинальным, при этом материалы и технологический процесс, используемые при их изготовлении (и как следствие, эксплуатационные характеристики), не отвечают стандартам автопроизводителей и государственным регламентам. Упаковка продукции данной категории в контейнеры, имитирующие фирменные, по большей части происходит после прохождения таможенного контроля.
  3. Небольшую долю рынка занимают детали, произведенные на полноценных промышленных предприятиях, которые затем фасуются заказчиками в упаковку, незаконно использующую зарегистрированные товарные наименования. Как отмечают эксперты, при этом такие заказчики, как правило, договариваются с производственной площадкой об использовании более дешевых материалов (сплавов, пластмасс, резин и т.д.), чтобы увеличить свою прибыль.

Импорт автозапчастей в РФ

Как было отмечено выше, доля импорта автозапчастей на российском рынке оценивается в 62,5–66,5%. В период 2016-2019 гг. общий объем импорта автозапчастей в России оценивается в 33,3 млрд долл., при этом максимальное количество поставок пришлось на 2018 год, когда в Россию было ввезено автозапчастей на сумму 8,97 млрд долл. В 2019 году наблюдается снижение доли импорта по сравнению с 2018 годом на 0,01 млн т. в натуральном выражении или на 0,23 млрд долл. – в денежном.

Динамика импорта автозапчастей, млрд долл.

ФТС

В 2019 году ведущими поставщиками импорта автозапчастей в Россию выступили Германия, Япония и Китай. В 2019 году основными автозапчастями, которые импортировались в Россию, являются, прежде всего, детали и части кузовов (включая кабины), которые в натуральном выражении превысили 1 млн т., а в денежном – 6,6 млрд долл. или 19,87% в общем объеме импорта. Второе место в импортных поставках занимают коробки передач общей стоимостью 5,31 млрд долл. (15,93%), в натуральном выражении – более 385 тыс. т. На третьем месте - прочие части и принадлежности автомобилей (4,37 млрд долл. или 13,09%).

. Товарная структура импорта ключевых автозапчастей в 2019 году в денежном выражении, %

ФТС

Как и в предыдущем году, география импортных поставок автозапчастей в России – Санкт-Петербург, Москва и Калининградская область. Импортные поставки в Санкт-Петербург составили в натуральном выражении 1,22 млн т. (23,3%), в денежном выражении – 8,13 млрд долл. или 24,4%. В Москву из-за рубежа было поставлено 842 тыс. т. автозапчастей (16%), что в стоимостном выражении составило 5,8 млрд долл. или 17,4%. Калининградская область получила 425,7 тыс. т. автозапчастей (8,13%) на сумму более 4,2 млрд долл. или 8,13%.

Российский экспорт автозапчастей

Что касается экспорта автозапчастей, в 2019 году Россия экспортировала порядка 137,74 млн т. автокомпонентов и автозапчастей, что на 1,14 млн т. меньше предыдущего года. Однако в денежном выражении в 2019 году стоимость экспортируемых автозапчастей составила 605,4 млн долл., что выше предыдущего года на 48,87 млн долл. Такое соотношение, прежде всего, вызвано увеличением в структуре экспорта дорогостоящих прочих деталей для грузовых автомобилей.

Динамика экспорта автозапчастей, млн долл.

ФТС

Основными странами-получателями автозапчастей российского производства являются, прежде всего, Казахстан, Белоруссия и Украина. В 2019 году основными автозапчастями, которые экспортировались из России, являлись, в первую очередь, прочие части и принадлежности автомобилей, которые в натуральном выражении превысили 114,8 тыс. т., а в денежном – 577,1 млн долл. или 26,6% в общем объеме экспорта. Второе место в экспортных поставках занимают части и принадлежности кузовов общей стоимостью 282,8 млн долл. (13%), в натуральном выражении – более 77,6 тыс. т. На третьем месте – колеса ходовые и их части (228,2 млн долл. или 10,5%).

Анализ российского и мирового автопрома глазами экспертов читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: