Рубрики

Рынок просел в два раза

Итоги продаж зарубежных автомобилей в 2009 году

В прошедшем году продажи новых легковых автомобилей зарубежных марок в России составили 1.003.980 штук. Это на 51% меньше, чем в 2008-м. Таким образом, пессимистичные прогнозы экспертов и участников рынка оправдались. Стоит надеяться, что не ошибутся они и с оценками на 2010 год: предполагается выравнивание рынка и даже небольшой прирост сбыта.

ВСЕГО в 2009 году в России было реализовано 1.465.917 новых автомобилей, включая отечественные марки и коммерческий транспорт, – это на 49% меньше, чем годом ранее. Причем на легковые машины иностранных брендов пришлось 68% сбыта.

Как и предполагалось, больше всего просели японские компании. Связано это в первую очередь с разницей курсов валют – относительно иены рубль упал гораздо больше, чем относительно евро и доллара. Большинство китайских компаний тоже провалили год. Их продажи сокращались быстрее рынка в целом. Впрочем, есть и исключения (см. табл.). Меньше всего от кризиса пострадал премиум-сегмент.

Еще одна тенденция года – из десятка самых успешных брендов девять имеют свои заводы в России. Что доказывает как эффективность создания новых зарубежных автопроизводств в нашей стране, так и необходимость расширять уже существующие мощности.

Топ-10

НА ПЕРВОМ месте Chevroletс результатом 104.398 проданных автомобилей, включая “Niva”. Модель прошла модернизацию, в которой GM (ему принадлежит бренд “Chevrolet”) принимал непосредственное участие. Так что теперь “Niva” можно считать полноценным совместным автомобилем, а не российским с импортным шильдиком. Поэтому мы решили учитывать данную модель в рейтинге “Chevrolet”.

Помимо “Niva” (24.520) популярностью пользовались “Lacetti” (29.362), “Lanos” (23.170) и “Aveo” (13.754).

Компания “Ford” в 2009 году реализовала на 56% меньше автомобилей, чем в 2008-м. Всего в нашей стране было куплено 82.083 “Форда”, причем, как и прежде, львиная доля пришлась на “Focus” (52.108). “Фокус” остался самой популярной моделью гольф-класса, однако лидерство среди иномарок в целом потерял, уступив пальму первенства бюджетному “Renault Logan”.

Hyundaiоткатилась на одну позицию в рейтинге продаж, реализовав 74.607 автомобилей – на 61% меньше, чем в 2008 году. Прежде всего, это связано с сокращением производства на заводе ТагАЗ, где выпускаются модели компании. Поэтому основные продажи пришлись на импортные машины. Так, самой популярной стала модель “Hyundai Getz”. Этих малолитражек было реализовано 18.560. По-прежнему высоким спросом, несмотря на возраст, пользуется кроссовер “Tucson” – 14.299.

Благодаря огромной популярности модели “Logan”, которая стала самой востребованной иномаркой 2009 года, Renault удалось подняться в рейтинге продаж на три строчки вверх. Всего французская компания реализовала на российском рынке 72.284 автомобиля – на 33% меньше, чем в 2008 году. “Logan” разошелся тиражом в 53.869 штук.

Еще больший рывок сделала компания Kia– плюс шесть позиций относительно 2008 года. Причин несколько: грамотная маркетинговая и ценовая политика, расширение модельного ряда, увеличение дилерской сети. В результате 70.088 проданных автомобилей, что всего на 20% меньше, чем в 2008-м. Для автомобилей массового сегмента это весьма достойный показатель. Среди моделей наибольшим спросом пользовались “сee,d” (18.943) и компактный внедорожник “Sportage” (13.717).

Toyota с результатом в 68.731 реализованный автомобиль оказалась на шестой строчке хит-парада продаж, потеряв за год три позиции. Виной тому слишком высокие цены, которые из-за разницы курсов валют (падение рубля относительно иены составило почти 55%) сделали модели компании не очень привлекательными на фоне европейских и корейских конкурентов. Неслучайно наибольшим спросом в прошлом году у наших автолюбителей пользовалась модель российской сборки – бизнес-седан “Camry”. Их было продано 16.452 штуки. “Corolla” купили 16.067 потребителей.

На седьмой строчке Nissan – 64.221 проданный автомобиль. Это на 56% меньше, чем в 2008 году. Лучше всего расходились кроссоверы компании “Qashqai” (13.640) и “X-Trail” (11.505).

Вопреки предположениям аналитиков Daewoo так и не смогла вернуть себе лидирующие позиции на российском рынке. Компания продала в нашей стране 51.414 автомобилей, что позволило подняться на строчку вверх, но в первую пятерку ей попасть не удалось. Не стали популярнее ни седан “Nexia” (28.233), ни малолитражка “Matiz” (23.181).

Сбыт Mitsubishiсократился на 63%. В результате компания оказалась на предпоследнем месте в хит-параде рейтинга продаж. Из 41.354 реализованных автомобилей 13.795 пришлось на последнее поколение “Lancer”.

А вот десятое место Volkswagen– это настоящее достижение. За год компания реализовала 39.488 автомобилей и поднялась на четыре строчки, войдя в десятку сильнейших. Среди моделей марки на первом месте по популярности “Volkswagen Passat” – всего в России было продано 9.406 этих автомобилей. На втором – “Jetta” с результатом 7.888 штук. На третьем – кроссовер “Tiguan” (7.177).

Взлеты и падения

ТАКЖЕ в прошедшем году отмечен еще ряд интересных явлений в области сбыта автомобилей. К примеру, компания “Citroёn” практически единственная в массовом сегменте сумела увеличить свои продажи. По итогам года всего на 1%, но тем не менее. В целом продажи “Citroёn” составили 12.388 автомобилей. Результат – плюс семь строчек в рейтинге.

Как уже отмечалось, лучше всего в кризисный год чувствовали себя премиальные бренды; они же показали наименьшее падение продаж. Так, BMW сократил сбыт на 11%, реализовав 16.350 машин. У “Audi” продажи уменьшились на 12% и составили 15.009. У “Mercedes-Вenz” – на 28%, до 12.050 проданных автомобилей.

Но есть и совершенно противоположные примеры. Продажи некоторых компаний сокращаются значительно быстрее, чем рынок в целом. Скажем, сбыт у американской тройки “Dodge”, “Jeep” и “Chrysler” упал соответственно на 90%, 86% и 76%. Такое положение дел объясняется довольно просто. Эти марки и раньше не могли похвастать выдающимися результатами продаж, а после банкротства “Chrysler” потребители просто боятся покупать их машины.

Также провалило год большинство китайских автопроизводителей. Продажи BYD, “Chery” и “Great Wall” сократились соответственно на 81%, 70% и 69%. Исключение составила компания “Geely”, которую представляет в России группа “Рольф”. На ее счету 7.681 проданная машина (против 3.780 в 2008 году).

Перспективы

ПО МНЕНИЮ участников рынка, в 2010 году начнется постепенное восстановление рынка. Способствовать этому должны программы поддержки продаж новых машин. В частности, субсидированные госкредиты и премии за сдачу старых автомобилей в утиль.

– Мы ожидаем, что в этом году рынок составит 1,4 млн легковых автомобилей или 1,5 млн, включая легкие коммерческие модели. Этот прогноз довольно оптимистичен и исходит из того, что меры государственной поддержки будут достаточно эффективны. При этом легкое оживление рынка наступит скорее всего не раньше второй половины года, – говорит Мартин Ян, вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ.

Что касается тенденций 2010 года, то эксперты и непосредственно участники рынка сходятся во мнении, что лучше всего себя будут чувствовать по-прежнему представители премиум-сегмента. Также в выигрыше окажутся те, в чьей гамме есть доступные автомобили ценой до $13.000. Ну и, конечно же, на успех той или иной компании повлияет наличие производства в России.

Алексей АКСЕНОВ



Последние Новости Mitsubishi

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: