Рубрики

С малым аппетитом и большими возможностями, или как баварцы борются за экономию и экологию

12:23 16-10-2012

Скоро на моделях BMW появится новое семейство турбированных моторов и автоматических трансмиссий. Они позволят сделать автомобили более экономичными не в ущерб их спортивным повадкам.

Скоро на моделях BMW появится новое семейство турбированных моторов и автоматических трансмиссий. Они позволят сделать автомобили более экономичными не в ущерб их спортивным повадкам.

bmw 1-e
Опробовать новый двигатель мы смогли на прототипе, в качестве которого послужил
хэтчбек первой серии.


Баварцы уверены, что двигатели внутреннего сгорания будут доминировать на автомобилях в ближайшие два-три десятилетия. Потому и взялись за создание нового семейства моторов, которое открывает трехцилиндровый 1,5-литровый агрегат.

– Почему три цилиндра? – интересуюсь у Бернардо Лопеза, одного из разработчиков.

– Мы уже многого добились в плане снижения расхода топлива и выброса вредных веществ, – отвечает Бернардо. – Но чтобы и дальше эта работа была эффективной, необходимо существенно снижать тепловые потери. Отсюда – сокращение числа цилиндров. К тому же это решение позволит унифицировать все семейство двигателей. Блок трехцилиндрового мотора – это, по сути, половина нашей будущей рядной “шестерки”. Будет и четырехцилиндровый агрегат. И у всех у них объем каждого цилиндра составит 0,5 л. В ходе исследований мы пришли к выводу, что именно такой литраж оптимален для полного и эффективного сгорания топлива.

Опробовать новый двигатель Бернардо предложил на прототипе, в качестве которого служит хэтчбек первой серии. Трехцилиндровый мотор может использоваться и на заднеприводных моделях, и на будущих BMW с передним приводом. Благодаря компактному размеру в подкапотное пространство большинства баварских автомобилей он помещается как продольно, так и поперечно.

1,5-литровый трехцилиндровый мотор стал первым в новом модульном семействе,
которое в ближайшие годы пополнится четырех- и шестицилиндровыми агрегатами.
У всех двигателей рабочий объем каждого цилиндра будет равняться 0,5 л.
Это оптимальный, по мнению инженеров BMW, размер для максимально эффективного
сгорания рабочей смеси.
К тому же подобное решение позволит унифицировать множество деталей и удешевить
производство.

Устроившись за рулем, нажимаю кнопку “Старт”. В момент запуска двигателя по кузову пробегает неприятная дрожь. По словам Лопеза, эта проблема будет решена после установки новых опор, которые должны эффективнее гасить колебания. Впрочем, на холостом ходу рядный трехцилиндровый мотор работает абсолютно ровно, без вибрации. Чтобы уравновесить его, инженеры BMW поставили дополнительный балансирный вал. При этом вес силового агрегата не увеличился, поскольку в его конструкции максимально использован алюминий. Из него выполнен не только блок цилиндров и головка, но и поршни.

По характеру этот двигатель мало чем отличается от нынешней турбированной “четверки”. Больше 25% тяги доступно с 1.500 об/мин. Затем крутящий момент начинает расти линейно, выходя на пиковое значение в диапазоне 4.500-6.000 об/мин. Так что при резких стартах машину “подхватывает” практически сразу, с самых низов, и на протяжении всего ускорения нет и намека на турбояму. Нагнетатель здесь один, но с изменяемой геометрией, за счет чего и обеспечивается давление наддува практически во всем диапазоне оборотов.

Блок управления модернизированной коробки постоянно связан с навигационной системой,
которая цепляется за положение автомобиля на карте и следит за дорогой впереди по курсу.
Если ожидается длинный спуск или крутой поворот, “автомат” выбирает оптимальную
передачу для прохождения этого участка.

Разумеется, на этом двигателе используется система газораспределения “Valvetronic”, которую в BMW применяют с начала 2000-х. Она позволяет менять ход клапана в зависимости от числа оборотов коленчатого вала. При низких оборотах он уменьшается, благодаря чему расход топлива минимален. С ростом числа оборотов величина открытия клапанов увеличивается. Скорость продувки и наполнения цилиндра топливовоздушной смесью возрастает. Благодаря этому на высоких оборотах достигаются лучшая вентиляция цилиндра и быстрое заполнение смесью. По уверениям инженеров, “Valvtronic” позволяет экономить топливо не менее эффективно, чем непосредственный впрыск с отключаемыми цилиндрами.

Следите за подсказками

Затем мне предложили протестировать модернизированную автоматическую коробку передач, опытным экземпляром которой был оснащен седан “750i”. Конструктивно восьмиступенчатый “автомат” “ZF” (им оснащается большинство машин в модельном ряду BMW) не изменился, однако у него полностью переписали программу управления. Теперь она связана с навигационной системой и корректирует работу трансмиссии в зависимости от информации о дорогах, которая стекается в мехатронный блок коробки.

В режиме “EcoPro” трансмиссия не только настраивается на экономичное вождение,
но и дает подсказки водителю.
Например, при движении под горку или по ровной дороге индикатор на панели приборов
рекомендует убрать ногу с педали газа и двигаться накатом.

Как это работает? Навигация “цепляется” за положение автомобиля на карте и следит за дорогой впереди по курсу. Если ожидается спуск или ровная прямая, то индикатор на панели приборов подсказывает водителю, что можно убрать ногу с педали газа и идти накатом, помогая экономить топливо. Правда, такая шпаргалка появляется лишь во время движения в режиме “EcoPro”. В двух других настройках, “Comfort” или “Sport”, она не дает подсказок, но работу коробки продолжает корректировать. Например, самостоятельно, не дожидаясь команды водителя, сбрасывает передачи перед крутыми поворотами, начиная тормозить двигателем.

На этом возможности обновленной коробки не заканчиваются. Сейчас к ее блоку управления пытаются подвязать еще один электронный ассистент – адаптивный круиз-контроль. Радары будут следить за идущим впереди автомобилем и по мере приближения к нему посылать на блок управления АКПП соответствующий сигнал. Как только вы соберетесь совершить обгон (например, включите поворотник и начнете поворачивать руль), коробка сбросит передачу вниз, заранее подготовив машину к ускорению...

Все новые разработки специалисты BMW обещают внедрить на свои автомобили в ближайшие пару лет.


Последние авто новости и результаты тест-драйвов BMW читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: