Рубрики

“С машиной надо не бороться, а чувствовать ее”. Гоночная философия “Porsche Driving Academy”

12:42 05-04-2013

Здесь вас не будут учить, как проходить “змейку” и “переставку”. Не станут рассказывать, как бороться со сносом и в какую сторону крутить руль при заносе. Предполагается, что человек, записавшийся на эти курсы, обладает определенным багажом знаний и навыков. Поэтому вам расскажут и покажут, как правильно выбирать траекторию на треке, безопасно обходить соперников, научат быстро ездить по голому льду. Ведь курс в школе “Porsche” рассчитан прежде всего на тех, кто собирается участвовать в трек-днях.

Здесь вас не будут учить, как проходить “змейку” и “переставку”. Не станут рассказывать, как бороться со сносом и в какую сторону крутить руль при заносе. Предполагается, что человек, записавшийся на эти курсы, обладает определенным багажом знаний и навыков. Поэтому вам расскажут и покажут, как правильно выбирать траекторию на треке, безопасно обходить соперников, научат быстро ездить по голому льду. Ведь курс в школе “Porsche” рассчитан прежде всего на тех, кто собирается участвовать в трек-днях.

– Если хотите добиться успеха, запомните одно из основных правил: когда передние колеса стоят прямо, то одна из педалей – газ или тормоз – должна быть нажата до упора, – вбивает в наши головы прописные истины главный инструктор Ян Кальмар.

Мы нетерпеливо топчемся около “Porsсhe 911”, выстроенных на пит-лайне. Но Ян и его напарник Тимо Клок советуют надеть бейсболки и запастись водой.

На треке надо или разгоняться, или тормозить. Причем всегда в полную силу.
Отработке этих навыков в школе “Porsche” посвящено отдельное занятие.

– Перед тем как выехать на трек, не поленитесь пройтись по нему пешком, – советует Ян. – Это очень полезно, позволяет лучше запомнить траекторию трассы и все ее особенности. А когда поедете здесь, думайте, что вы не в автомобиле, а на бутылке, наполовину заполненной водой. Представляете, как перетекает жидкость при торможении или при разгоне?! Это наглядно продемонстрирует вам, какая ось в данный момент загружена, а какая – разгружена. И не пытайтесь бороться с машиной: все равно проиграете. Научитесь чувствовать ее, понимать.... А для этого постоянно помните про бутылку с водой.

Не уверен – не обгоняй!

Нам предстояло научиться обгонять соперника на гоночной трассе. Это весьма нетипичное упражнение для многих других школ водительского мастерства. Но умение быстро опередить противника Ян ставит выше других навыков у пилота.

– Человек может быть чертовски быстр на трассе, способен моментально находить правильную траекторию, но что толку в этих способностях, если он не может обогнать более медленного оппонента, – считает он.

...Стартуем одновременно, но инструктор чуть впереди. Моя задача – догнать его и обойти в одном из поворотов. Подлетаем к виражу и... “911-й” с Яном послушно уходит в сторону. На следующем повороте то же самое. Это больше напоминает не обгон, а игру в поддавки. Но с каждым новым виражом дорогу мне уступают уже не так очевидно, оставляя мне все меньше и меньше места для маневра. Когда я в очередной раз совершил обгон, Ян буквально выстрелил у меня из-за спины...

– Пытаясь обойти меня, ты оказался на неправильной траектории, – слышу по рации. – Поэтому, обогнав соперника, всегда будь готов к контратаке и сразу после завершения маневра постарайся занять правильную позицию на треке.

На следующем вираже, когда я уже практически обошел Яна, он вдруг резко добавляет газ и буквально “захлопывает калитку” перед моим носом, вынуждая бить по тормозам.

“Porsche Driving Academy” – одна из немногих школ водительского мастерства,
где учеников учат, как правильно и безопасно обходить более медленного соперника на трассе.

– Если бы дело происходило в реальной гонке, то в подобной ситуации мы вдвоем уже откапывали бы машины из гравия или собирали осколки возле отбойника, – резюмировал он. – Неужели ты думал, что я так и буду поддаваться тебе? Соперник ведь может быть очень неуступчивым. Поэтому к обгону всегда надо подходить трезво, тщательно выбирать место и момент для такого маневра. Выдержка – очень важное качество пилота. Иногда лучше пару-тройку кругов повисеть у противника на хвосте и воспользоваться его ошибкой, чем пытаться бездумно атаковать, рискуя испортить гонку и себе, и ему. Не уверен – не обгоняй! Я считаю, что это одно из главных правил как на гоночном треке, так и на обычной дороге.

Вторая часть дня была посвящена заездам на стабильность. – Гонки выигрывают те, кто не просто может ехать быстро, но и способен постоянно контролировать ситуацию, не допускать ошибок, – отмечает инструктор. – Ваша задача пройти пять кругов с минимальным разбросом времени. Как вы будете ехать – быстро или медленно – дело ваше. Главное, постарайтесь показать стабильные результаты.

Начинаем штамповать круги. У кого-то разброс больше, у кого-то меньше, но общая тенденция такова: с каждым кругом время становится все хуже и хуже.

– Все потому, что вы первый круг проехали очень чисто, но на пределе своих возможностей, – комментирует результаты инструктор. – Поэтому с каждым новым кругом начала проявляться усталость, соответственно все стали допускать ошибки. В реальной гонке нельзя постоянно ехать “на всю катушку”, необходим запас.

Почти по-настоящему

– Сегодня вам в ходе гонки предстоит показать все, чему вы научились на предыдущих этапах, – объявил нам Ян на третьем занятии. – Для вас это станет своеобразным экзаменом.

Нас поделили на три команды, и в каждую вошел “быстрый”, “средний” и “медленный” пилот. Всем предстояло пройти по десять кругов трассы, причем смена пилотов подразумевала и импровизированный пит-стоп. Участникам необходимо было дозаправить “Porsche 911” из канистры и поменять одно колесо. Пролил бензин на асфальт – штраф 30 секунд, превысил установленную на пит-лайне скорость – тоже 30 секунд в нагрузку.

Для прохождения виражей на треке важно не только грамотно выбрать траекторию,
но и правильно определить моменты начала торможения, поворота руля и разгона.

Чтобы убавить градус борьбы, Ян выпускает машины на трек с 30-секундной задержкой. Но уже к шестому-седьмому кругу начались первые обгоны. В результате, когда я выехал на трассу, мне пришлось буквально повиснуть на хвосте у соперника. Будем вспоминать, чему нас учили занятиях. Главное – не пытаться повторять ошибки впередиидущего и дождаться, когда он допустит фатальный промах. Второй круг, третий, четвертый...

Есть! В одном из виражей противник опоздал с торможением и его вынесло на внешнюю дугу, еще влажную от недавнего дождя. Поворот баранки, добавление газа, коррекция легкого заноса – и вот я уже впереди. Соперник не сдается и пытается контратаковать, но, помня о наказах Яна, я перекрываю ему место для обгона, выходя на оптимальную траекторию. Теперь главное самому не наделать ошибок и попытаться оторваться от преследователя...

Стараюсь гнать на пределе своих возможностей, но вовремя вспоминаю советы Яна о стабильности. Нет, надо просто доехать, чуть-чуть сбавить темп, иначе действительно клетчатого флага могу и не увидеть.

Дрифт – дело серьезное

Последний этап обучения у нас прошел в далеком заполярном Ивало, где нам предстояло властвовать над заносами.

Предварительно инструкторы поведали нам о пяти способах. Варианты дернуть ручником или резко воткнуть в повороте пониженную передачу для “Porsche 911” не годятся: ручник здесь электронный, а перейти на пониженную в вираже, сорвав ведущие колеса в пробуксовку, не позволит “робот” PDK. Способ с резким добавлением газа в повороте Ян считает слишком банальным и подходящим “лишь для бабушек”. Остаются два метода: разгрузка задних колес при торможении и контрсмещение.

На зимнем этапе автомобили были
обуты в шины с 420 шипами высотой
пять миллиметров.

– Здесь вам опять пригодится ассоциация с бутылкой, наполовину наполненной водой, – говорит Ян. – При входе в поворот быстро нажимаем на педаль тормоза, также быстро ее отпускаем, выкручиваем руль в сторону заноса и поддерживаем скольжение плавным добавлением газа.

В теории вроде все просто. Но на практике... Под колесами голый лед, и даже “боевые” шипы в шинах зачастую не позволяют удержать “Porsche 911” на заданной траектории. Поначалу у многих дело заканчивалось разворотом и финишем в сугробе. Либо машина просто не шла боком, как того требовал инструктор.

– Ты слишком долго жал на тормоз, – комментирует рация. – Ты слишком резко добавил газ; у тебя не получилось подхватить занос тягой, и машина сама стабилизировалась; а ты не успел вывернуть передние колеса...

Но едва мы освоили этот способ, как Ян уже зовет нас на изучение другого метода дрифта при помощи контр-смещения.

– Здесь перед виражом надо слегка раскачать автомобиль небольшими поворотами руля влево-вправо, а когда задняя ось начнет скользить, опять же плавно добавить газ и при помощи тяги поддерживать занос, – объясняет он.

А после постижения этой премудрости дрифта нам предстояло пройти круг в постоянном скольжении. Тут требуется “подыгрывать” педалью газа, выдерживая постоянный угол поворота руля. Чуть резче добавил тягу – машина разворачивается, недобрал газ – автомобиль стабилизируется.

А “под занавес” нам приготовили трассу, проложенную по льду замерзшего озера.

– Пройти ее надо только в скольжении, в дрифте, – напутствовал нас Ян.

Постигнув все азы дрифта, можно научиться контролировать поведение 500-сильного
“Porsche 911 Turbo” даже на голом льду.

На ледяном треке нет практически ни одного прямого участка – все сплошные виражи. Каждый из них требует своего подхода: в короткой крутой шпильке лучше использовать торможение; длинную дугу имеет смысл проходить в заносе, вызванном добавлением газа; связка поворотов требует использовать метод контрсмещения... Конечно, были и развороты поперек трассы, и вылеты в сугробы. Но когда ты научился контролировать поведение 500-сильного “Porsche 911 Turbo”, начинаешь испытывать непередаваемые ощущения, осознавая, что можешь обуздать этого монстра даже на голом льду!

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Porsche читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: