Наша страна огромна. И дорожный особенности регионов сильно различаются. Например, даже самого продвинутого внедорожника может не хватить в условиях бескрайней Сибири. Там, где царствует настоящий ледяной off-road в дело вступают серьезные вездеходы.
Проекты Адольфа Кегресса
Еще во времена Российской империи, когда прогресс рванул вперед, стало понятно – техника должна помочь с бездорожьем. Одним из первых конструкторов, который начал работу в этом направлении, является Адольф Кегресс - француз, перешедший на службу к российскому императору.
Свою карьеру в России Кегресс начал с должности техника на предприятии Густава Лесснера, расположенного в Санкт-Петербурге. Здесь занимались производством автомобилей и талантливый Кегресс сумел хорошо себя проявить. И поэтому спустя какое-то время Адольф не только стал личным водителем императора Николая II, но и отвечал за весь его гараж.
Но главное то, что Кегресс был изобретателем. Он, зная дорожные условия России в осенний, зимний и весенний периоды, старался создать автомобиль, способный преодолевать любые ухабы и буераки. Так, в 1913 году он представил движитель, оснащенный резинотканевыми гусеницами. После успешных испытаний, разработка была запатентована. Обычно, Адольф брал какие-либо машины и оснащал их внедорожным арсеналом. Так было с Rolls-Royce, Mercedes и другими императорскими автомобилями. Такие же опыты конструктор проводил и с военной техникой.
Но революция перечеркнула работу француза. В 1917 году он вернулся во Францию и трудился в компании Citroen.
ЗИС-42
Работа над полугусеничными грузовиками в СССР началась еще до начала Великой Отечественной войны. За основу был взят грузовик ЗИС-5. У автомобиля «отрезали» задние колеса, приделав вместо них гусеницы. Машину назвали ЗИС-42. Предполагалось, что он сможет стать полноценным артиллерийским тягачом, но вмешалась война.
Завод экстренно эвакуировали, а полноценные испытания шли в сложных условиях 1941 года. Но, несмотря на многочисленные трудности, грузовикам удалось хорошо себя зарекомендовать на тестовых заездах. Гусеницы, работавшие по-тракторному образцу, помогали ЗИСам преодолевать различные преграды. Грузовики не боялись ни грязи, ни снега. Если условия передвижения были совсем сложными, на передние колеса надевались специальные металлические лыжи.
ЗИС-42 находился в производстве с 1942 года по 1946. За это время было выпушено немногим более 6 тысяч автомобилей. Модель отправили на пенсию не из-за окончания войны, она бы точно смогла пригодиться и в мирное время. Дело в том, что «сорок вторые» оказались слишком ненадежными, а их ремонт трудным и затратным.
ГТ-СМ
Советские конструкторы быстро поняли, что настоящий внедорожник, способный комфортно чувствовать себя даже на Крайнем Севере, должен вести свою «родословную» непосредственно от гусеничной техники, а не от обычных грузовиков.
Отталкиваясь от этого, в 1968 году был создан гусеничный снего-болотоход ГТ-СМ (он же – ГАЗ-71). Этому транспортному средству по зубам было любое бездорожье: снежная колея Чукотки, весенняя грязь Колымы, осенняя распутица Камчатк и. При этом, вездеход обладал грузоподъемностью в тонну, мог тащить прицеп массой до двух тонн и преодолевать серьезные водные преграды. Что еще важно, его техническая начинка выдерживала самые экстремальные температуры и работа в диапазоне от -50 до +40 градусов. В общем, советским конструкторам удалось создать необходимую для полярников и нефтяников «рабочую лошадку».
В производстве ГТ-СМ находился вплоть до 1985 года.
Урал-5920
Обычный грузовик «Урал» зарекомендовал себя, как отличный борец с бездорожьем. И поэтому он стал чуть ли главным героем off-road в самых труднодоступных частях нашей страны. Но у «Урала» есть «родственник», отличающийся еще более впечатляющими внедорожными способностями – это снего-болотоход «Урал-5920».
Работа над «универсальным солдатом» началась еще в 1960-х годах. Тогда Советскому Союзу срочно требовались внедорожники, поскольку освоение нефтяных месторождений в Сибири шло семимильными шагами. И людям, трудящимся в той отрасли, нужен был надежный «проходимец».
Первый опытный образец был создан в НАМИ в 1973 году. Еще четыре года ушло на его испытания в самых экстремальных условиях. И вездеход справился. Благодаря этому его рекомендовали к серийному производству. Естественно, обычный «Урал» и «Урал-5920» имели много общего. Одной из главных задач конструкторов являлась максимальная унификация. Это позволило и снизить себестоимость «проходимца», и улучшить его ремонтопригодность. Снего-болотоход на грунте мог разогнаться до 30 км/ч и преодолеть брод глубиной до двух метров!
Мелкосерийный выпуск «Урала-5920» продолжался вплоть до развала СССР. Но затем, спустя несколько лет, снего-болотоход ожил. И сейчас его, опять же, мелкими партия производят в Екатеринбурге.
БТ361А-01 «Тюмень»
А вот создатели этого внедорожника решили, что будет лучше, если их детище начнет свою «родословную» не с грузовых «предков», а с… трактора! И поэтому впечатляющий снего-болотоход создан на базе «Кировца» К-701. Он же поделился с внедорожником и дизельным силовым агрегатом ЯМЗ, выдающим 300 «лошадок». А работает он в паре с 16-ступенчатой коробкой передач.
Внедорожник, созданный еще в конце 1970-х годов очень пригодился все тем же нефтяникам. Он не только мог справиться с самым жестким бездорожьем, но и был способен перевозить груз, весом более тридцати тонн!
Болотоходы верой и правдой служили советской промышленности вплоть до конца 1980-х годов. После чего мелкосерийный выпуск был прекращен. Причин на то две: во-первых, несколько сотен созданных «проходимцев» справлялись со всеми задачами, во-вторых, в стране начался экономический кризис, который сильно ударил по машиностроению.
Текст:Павел Жуков