Гений аэродинамики
Джованни Баттиста Фарина, больше известный, как Баттиста Пининфарина, стал, пожалуй, тем человеком, кто сумел обосновать важность аэродинамики для автомобиля и убедить публику в том, что сконструированная по ее законам машина тоже может быть и красивой, и удобной.
Нет, конечно же, он не был «первооткрывателем» автомобильной аэродинамики, исследования которой уже, так или иначе, проводились, как отдельными энтузиастами, так и профессиональными инженерными сообществами. Но именно Баттиста Пининфарина, получивший хороший опыт в этой сфере во время Первой мировой войны, когда много работал по авиационной теме (за что даже был удостоен награды итальянского военного ведомства), сумел привнести в автомобильный дизайн и утвердить в нем ключевые законы непростой науки.
Естественно все самое главное произошло не сразу. Вначале была кропотливая учеба в подмастерьях, знакомство с американской автомобильной промышленностью и тем самым Генри Фордом – еще непронумерованным Фордом – моментально разглядевшим огромный талант молодого Баттисты. Было даже предложение, от которого невозможно отказаться, но Фарина отказывается и возвращается в Италию.
Возвращается чтобы, реализовав полученные знания, с невероятной энергией взяться за дело. И результаты не заставляют себя долго ждать. Что не автомобиль – успех, за несколько предвоенных лет небольшое предприятие разрастается чуть ли не до панъевропейских масштабов, получая заказы из-за границы. А после войны форсирует развитие и перешагивает через Атлантический океан, создавая автомобили для американских партнеров.
Секрет успеха закономерен. В гонке за скоростями Баттиста Пининфарина сумел сложить беспроигрышный рецепт, сделав стремительно быстрые машины удобными и красивыми. Они стали доступны и, что немаловажно, понятны достаточно широкому кругу рядовых обывателей, каждый из которых теперь и сам мог почувствовать себя настоящим гонщиком в комфорте и достатке.
Иными словами Баттиста Пининфарина превратил, казалось бы, несбыточную и не вполне эстетичную спортивную мечту в довольно легко достижимую будничную реальность. Тем самым навечно обессмертив свое имя и предопределив основной вектор развития автомобильного дизайна на поколения вперед.
Творец будущего
Таланты Джузеппе (Нуччио) Бертоне простирались далеко за рамки автомобильной промышленности и автомобильного дизайна. Достаточно зрелым мужчиной он пришел работать в уже довольно известную фирму своего отца и по-настоящему раскрыл свои природные дарования, как вдохновенный организатор, опережающий время смелостью взглядов. Он умудрялся находиться одновременно и в настоящем и в будущем, щедро делясь своими идеями с учениками, впоследствии составившими славу мирового автомобилестроения.
Джорджетто Джуджаро, Марчелло Гандини, Марк Дешан, Майкл Робинсон и т. д. – список его воспитанников насчитывает десятки громких имен, каждое из которых во многом обязано успехом именно Джузеппе (Нуччио) Бертоне. Ведь это он научил всех этих людей мечтать, научил видеть сквозь годы далеко вперед, понимая, к чему стремится полет человеческой мысли.
Такая школа не проходит даром. Она формирует стержень, на который потом нанизывается опыт, творческий порыв и блестящий профессионализм. Такой стержень был и в самом Джузеппе (Нуччио) Бертоне, чьей музой стала фантазия, вызывающая, дерзкая фантазия, позволяющая раздвигать привычные границы и достигать немыслимых горизонтов.
Новаторские творения маэстро и сейчас еще не до конца осмысленные продолжают неизменно поражать взгляд, волнуя впечатлительные умы. Как можно было придумывать такое в середине XX века? А Джузеппе (Нуччио) Бертоне мало того, что придумывал, но и умудрялся воплощать в металле и пластике, облекая эфемерную идею осязаемой материальной плотью.
Неустанный поиск, визионерство, футуристичность – вот, пожалуй, наиболее красноречивые определения, которые наилучшим образом характеризуют незаурядный гений Джузеппе (Нуччио) Бертоне.
Господин Дизайн
Джорджетто Джуджаро – на данный момент самый именитый автомобильный дизайнер, удостоенный высочайшего в отрасли признания, выразившегося в присуждении ему почетного титула «Автомобильный дизайнер XX века» и введения в Зал славы автомобильной промышленности.
Впрочем, удивляться этому не приходится. Триумф Джорджетто Джуджаро вполне заслужен. Трудолюбивый до трудоголизма, работоспособный, гениально одаренный и чрезвычайно плодовитый Джорджетто Джуджаро за свою долгую профессиональную карьеру сотрудничал с десятками автопроизводителей по всему миру, не раз помогая некоторым из них успешно переживать самые неблагополучные периоды.
Его имя стало чуть ли не символом удачи – подавляющее большинство созданных великим дизайнером моделей неизменно ждали искренние овации восторженной публики. И не важно, какого плана были эти модели: Джорджетто Джуджаро с одинаковым энтузиазмом работал над энергичными суперкарами и утилитарными городскими хэтчбеками, премиальными лимузинами и бюджетными легковушками. При этом все вокруг знали – если за дело взялся Джорджетто Джуджаро, успех автомобилю обеспечен.
Да, и не только автомобилю. Поэтическое любопытство мастера не ограничивалось четырехколесной техникой. «Господин Дизайн» творил широко, живописными мазками высокой эстетики формируя окружающую человека повседневность. В послужном списке Джорджетто Джуджаро мотоциклы Ducati и Suzuki, железнодорожные поезда, фотоаппараты Nikon, прототипы компьютеров Apple, наручные часы Seiko, трактор Deutz Fahr, стрелковое оружие Beretta и даже… паста оригинальной формы «Marille».
Такой широте кругозора может позавидовать дизайнер любой промышленной сферы. Но только Джорджетто Джуджаро смог охватить этот диапазон своим сознанием, вдохнув в него красоту прекрасного стиля.
Текст: Михаил Калинин
Фото:forbes.com; qnm.it; autoremes.com