Рубрики

Наши самые «ржачные» машины

14:57 14-02-2021

«Клаксон» вспоминает наиболее известные автомобили из советских кинокомедий.

Автомобиль в комедии, чаще всего, герой эпизода. Ничего не поделаешь – такова специфика жанра. Однако некоторые эпизоды оказываются настолько яркими и колоритными, что их четырехколесные участники обретают воистину безграничную зрительскую любовь и долгую всенародную память.

Михаил Калинин

Приключения иностранца в России – Adler Trumpf

Красный кабриолет (который, если присмотреться внимательнее, стал кабриолетом в чьих-то затейливых ручонках уже после того, как покинул конвейер) может с полным правом претендовать на титул знаменитейшего автомобиля советского кинематографа. Забавные сценки и захватывающая дух погоня с участием, несомненно, самых обаятельных проходимцев Советского Союза. Трио Вицин-Никулин-Моргунов навсегда обессмертило его имя. Заставив дотошных искусствоведов досконально изучить феномен «союзного масштаба».

А это, надо сказать, было не самой тривиальной задачей. Ведь никаких опознавательных знаков на машине нет. Ну, разве что номерной знак 91-63 ЮАР. Он говорит нам о том, что кабриолет, скорее всего, зарегистрирован в Подмосковье на частное лицо в период 1959-1960 гг. Буквенное сочетание «ЮАР» это не всегда Южноафриканская Республика.  

К счастью, труды энтузиастов все-таки увенчались некоторым успехом. Несмотря на все отвлекающие моменты – колесные колпаки с надписью ЗМА, горьковского оленя и спиленную крышу достаточно точно удалось установить, что красный кабриолет представляет собой один из первых серийных переднеприводных автомобилей – немецкий Adler Trumpf. После войны их немало завезли в СССР. Здесь они на отечественной материально-технической базе за неимением оригинальных запчастей постепенно обрусели и одряхлели. Увы, до наших дней в России не дожил ни один образец.

Собственно это все что известно об автомобиле достоверно. Далее начинаются слухи и фантазии. Самый распространенный миф декларирует принадлежность машины Юрию Никулину. Но почему-то Юрий Владимирович никогда о ней не рассказывал и в своей автобиографии не упомянул.

Еще говорят, она долго стояла в гараже московского цирка. А когда решили увековечить память великого артиста, из нее сделали каркас бронзового автомобиля. Он теперь памятник на Цветном Бульваре. Что ж, вполне возможно. Но тогда получается, что под воздействием расплавленной бронзы автомобиль заметно сократился в размерах. Хотя по всем физическим законам воздействие высоких температур приводит к обратному эффекту.

Есть и другие истории одна другой фантастичнее. Но, по сути, важно не их содержание, а их наличие: легендами обрастает только то, что действительно достойно стать легендой. И к ней в буквальном смысле слова «не зарастает народная тропа». Пусть даже машина и стоит на тротуаре одного из красивейших бульваров столицы.

Где этот чертов инвалид? – СМЗ С-3А

СМЗ С-3А – еще один автомобиль (точнее мотоколяска), обессмертивший свое имя партнерством с милыми пройдохами. «Трус», «Бывалый» и «Балбес» эксплуатировали его в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Единственная фраза "где этот чертов инвалид?" моментально закрепила за моделью прозвище «моргуновка». А неполиткорректная, по нынешним временам, сцена вошла в историю комедийного искусства.

По ней бы диссертации писать, а она ушла в народ и бессовестно в нем растворилась. Всплывая сегодня в самый неожиданный момент с пугающей регулярностью: с приветом к тебе, беспощадный московский паркинг. Уже никто не помнит, откуда взялась эта механическая мутация. Обладающая лишь по счастливому стечению обстоятельств четырьмя колесами. Но образ по-прежнему яснее ясного: зима, рынок, легкое движение руки…

Впрочем мы отвлеклись. СМЗ С-3А выпускалась Серпуховским мотоциклетным заводом. Причем в нескольких модификациях с 1958 г. по 1970 г. Но С-3А – это именно мотоколяска, поскольку в ней использовался двухтактный мотоциклетный двигатель Иж-49. Его объем - 346 куб. см и мощностью 8 л. с.. Вполне хватало, чтобы разогнать этот, скажем так, моторизованный протез до рекордных 60 км/ч.   

Долгое время считалось, что киношный образец той самой «моргуновки» хранится в музее «Мосфильма». Однако недавно выяснилось, что музейный экспонат – в некотором смысле дублер. Тогда как оригинальный автомобиль до наших дней не дожил.

Летающий «Москвич-408»

Участие «Москвича-408» в комедии «Бриллиантовая рука» совсем эпизодическое. Однако и его было достаточно, чтобы каждый советский человек накрепко для себя затвердил: все злодеи на нетрудовые доходы покупают себе Москвичи-408». А еще, что «наши люди в булочную на такси не ездят». Зато «москвичи» летают.

Кстати говоря, этот умопомрачительный трюк оказался неслыханным завоеванием советской киноиндустрии. У нас он был первым в своем роде. И, в общем-то, даже в избалованном Голливуде широко не тиражировался ввиду чрезвычайной сложности. Ради того, что бы автомобиль полетел, пришлось даже прервать съемки в южных регионах СССР. Поскольку авиаторы Санаторно-Курортного (пардон, Северо-Кавказского) ВО наотрез отказали киношникам, сказав, что не имеют опыта полетов с грузом на подвесе. Пришлось возвращаться в Москву. И договариваться со столичными асами.

Ребята из Алабино, отважные русские естествоиспытатели, помогли. Правда, не без личного приказа главкома ВВС генерала Горбатюка. Специально подготовленный на заводе «408-й» запустили-таки с Тушинского аэродрома.

Примечательно, что, по словам участников тех событий, после окончания съемок экипаж уговаривал Гайдая продать им автомобиль. Но ни режиссер, ни директор картины такой возможности не имели. Поскольку реквизит был приобретен по специальной цене для госучреждений за 1600 рублей. А в рознице машина стоила в три раза дороже.

По советским законам подобная сделка, если б она совершилась, квалифицировалась бы как спекуляция. Либо как кража госимущества, что в любом случае безальтернативно приводило к очень печальным последствиям.  Хотя по большому счету зря этот «Москвич» тогда не продали. Кинокарьеры у него не сложилось. Он попал еще в одну ленту – к Ролану Быкову во «Внимание, черепаха!», после чего благополучно сгнил на заднем дворе киностудии.

Профессиональный актер – ГАЗ-21

А вот артистическая судьба «Волги» ГАЗ-21 из «Берегись автомобиля» не в пример «Москвичу» оказалась более чем успешной. Ее тоже покупали прямо на заводе, откуда она без задержки отправилась на съемочную площадку рязановской комедии. Там ей так же довелось исполнить один трюк абсолютно недоступный реальному автомобилю без посторонней помощи, но беспечные зрители об этой помощи узнали только много лет спустя. А после премьеры кинофильма безоглядная вера в мощь отечественного автопрома и его авторитет в глазах простых советских обывателей поднялись на, пожалуй, до сих пор непокоренную высоту.

Шутка ли сказать – задним ходом, да, по настолько крутому склону вверх, имея на борту лишь несчастные 75 л. с.! Все решил едва заметный трос (похоже, на каком-то таком тросе, внезапно оборвавшемся, держалась и вся советская власть), вытянувший бежевый седан из кювета. Уже не вспомнить, кто придумал этот незатейливый прием, но дело свое он сделал отменно – «Волга» стала голубой мечтой широчайших народных масс.

А ее экранное воплощение перекрасилось из бежевого цвета в салатовый, примерило на бока шашечки и переехало к Татьяне Лиозновой в  «Три тополя на Плющихе». Следом была «Бриллиантовая рука» с восстановлением прежней масти и еще огромное множество более или менее успешных фильмов, после чего автомобиль отправился на стоянку в уже упоминавшийся музей «Мосфильма».

Но и там «Волге» не дают скучать без дела – самая свежая премьера байопик «Лев Яшин», в котором ветеран отечественного автопрома предстает в отреставрированном виде, словно только что сошедшим с конвейера автозавода. И это явно не последний фильм с его участием при таком-то ажиотажном спросе на советское ретро. Эх, в отличие от людей-артистов и просто смертных людей над автомобилями-артистами время (при правильном уходе) практически не властно.

Поделиться: