Рубрики

Самый быстрый “Mini”

17:43 23-05-2011

Марка “John Cooper Works” для крошечных “Mini” – это все равно, что подразделение “M Motorsport” для родительского BMW. Машина с лейблом “John Cooper Works” отличается от обычного, даже самого мощного 175-cильного “Mini Cooper S” настолько, насколько далеко отстоит гоночный автомобиль от машины, предназначенной для повседневной езды. Ведь даже двигатель на этом заряженном “Mini” стоит точно такой же, как на машине, предназначенной для клубных гонок “Mini John Cooper Works Challenge”. Тем не менее в городе “Mini” от “John Cooper” может вести себя как обычная благопристойная машина. Если не считать, что на разгон до 100 км/ч она тратит всего лишь 6,5 с.

Марка “John Cooper Works” для крошечных "Mini" – это все равно, что подразделение "M Motorsport" для родительского BMW. Машина с лейблом "John Cooper Works" отличается от обычного, даже самого мощного 175-cильного "Mini Cooper S" настолько, насколько далеко отстоит гоночный автомобиль от машины, предназначенной для повседневной езды. Ведь даже двигатель на этом заряженном "Mini" стоит точно такой же, как на машине, предназначенной для клубных гонок "Mini John Cooper Works Challenge". Тем не менее в городе "Mini" от "John Cooper" может вести себя как обычная благопристойная машина. Если не считать, что на разгон до 100 км/ч она тратит всего лишь 6,5 с.

ПОДЗЕМНАЯ стоянка аэропорта Майорка. И первая неожиданность. Я думал, что мне подадут стандартный, короткий "Mini", но там стоял удлиненный универсал "Сlubman". Как полагается, с дополнительной, распахивающейся против движения дверцей справа и узкими двустворчатыми "воротами" багажника. Оказывается, он тоже прететендует на спортивные лавры. Аэродинамический обвес с отвисшей к земле губой переднего спойлера здесь точно такой же, как у любого другого "John Cooper Works". Как и 17-дюймовые колеса, и проглядывающие сквозь них увеличенные тормоза с усиленными суппортами красного цвета. Обхожу машину вокруг. А сзади-то отличий меньше, чем у короткого собрата. К примеру, выхлопные трубы у заряженного "Clubman" разведены в стороны, как на стандартной версии, между тем как у хэтчбека "John Cooper Works" они выглядывают из-под центра бампера, словно обрез двуствольного ружья из кулацкого амбара. Ладно, это мелочи.

Cпортивный руль с шероховатой замшевой отделкой и специальные шильдики –
вот и все отличия салона версии “Jonh Cooper Works”.

Бросаю сумку в багажник – и за руль? Увы, не в этот раз. Прелести поездки на крошечной машинке с 211-сильным мотором (мощнее "Mini" еще не было) придется вкушать с пассажирского сиденья. По городу меня повезет водитель – симпатичная брюнетка. Что ж, не самый плохой вариант… Уверенно пропетляв среди более медленных машин, она в мгновение ока доехала до гостиницы. На этом тест "Mini John Cooper Works" в кузове "Сlubman" закончился…

Передние кресла (такие же, как на обычном “Cooper S”) при желании можно заменить
на гоночные “ковши”.

Утро следующего дня. В гараже меня ждет тот самый короткий "John Cooper Works" сочно-красного цвета с продольными черными полосами на капоте, подчеркивающими спортивный статус машины. Интерьер практически не отличается от обычного "Mini", даже кресла здесь точно такие же, как на стандартном "Cooper S". Но если есть желание и лишние деньги, то его можно украсить самыми разнообразными аксессуарами – от обшитого замшей спортивного руля и отделки интерьера "под кевлар" до спортивных сидений-ковшей и полоски разноцветных огней под тахометром, подсказывающим оптимальный момент смены передач. Но даже без этих опций "Mini Jonh Cooper Works" может доcтавить настоящее драйверское удовольствие. Если только помнить, что давить на педаль газа надо носком, а не пяткой. Точно дозируя необходимую долю из 211 сил мотора.

На гоночном треке найти общий язык с машиной поначалу довольно сложно.
Все дело в системах, обеспечивающих безопасность, – их надо сразу полностью отключить.

Чертовски приятно заново открывать для себя остров Мальорка, вернее, то, что удается разглядеть сидящему за рулем быстрой спортивной машины. Прекрасный серпантин вдоль побережья – от неожиданных поворотов просто дух захватывает. Идеальное место для тестирования такого автомобиля, как "Mini" от "John Cooper Works". Это действительно настоящий гоночный автомобиль, едва прикрытый цивильной одеждой. При доводке обычный 175-сильный мотор от "Cooper S" получил новые впускные клапаны, усиленные поршни, иную, более свободную выхлопную систему и новый агрегат турбонаддува. Вот так и получились те самые 211 сил, которые позволяют и жестко разгонять автомобиль быстрым перещелкиванием скоростей в шестиступенчатой ручной коробке, и нанизывать повороты на пике крутящего момента в 260 Нм, который здесь остается неизменным в широчайшем диапазоне – от 1.850 до 5.600 об/мин. А все потому, что под капотом установлен турбонагнетатель “Twin Scroll”. Он обеспечивает мгновенный набор мощности с самых низов. Кроме того, давление наддува по сравнению с "Cooper S" здесь повышено с 0,9 до 1,3 бар. А функция "overboost" дает возможность кратковременно (к примеру, при необходимости резкого обгона) повысить крутящий момент до 280 Нм – достаточно лишь резко выжать газ до упора.


Резина и кровь


НЕСМОТРЯ на то что на базовой версии "John Cooper Works" подвеска ничем не отличается от обычного "Cooper S" (спортпакет с более жесткими пружинами и амортизаторами, стяжкой между стойками и 18-дюймовыми колесами предназначен только для самых отчаянных "миниманьяков"), ее запаса прочности вполне хватает и на 211-сильный мотор. Здесь нет такой гиперчувствительности на любое движение руля, как у "Mini", подготовленного для гоночного чемпионата. Зато, как и прочие стандартные "Mini", версия "John Cooper Works" дает ощущения настоящего карта, только с крышей и оснащенного очень мощным мотором. Быстрого и легко предсказуемого в своих манерах. Кроме того, это самый быстрый "Mini" из всех, что когда-либо продавались обычным покупателям. 238 км/ч максимальной скорости и 6,5 с в разгоне до 100 км/ч – для маленькой машинки это действительно впечатляющие цифры. Но еще больше поражает ее способность держать дорогу в самых отчаянных поворотах.

По расчетам маркетологов, на удлиненную версию “Clubman” придется львиная доля
продаж подразделения “Jonh Cooper Works”.

Я уже устал считать виражи, которые прошел на весьма приличной скорости, а писка резины как не было, так и нет. Отключать систему стабилизации пока не рискую, все-таки я в машине не один, а с напарником. Поэтому электроника царствует на серпантине. Главным образом это функция динамического контроля курсовой устойчивости DSС (она у "John Cooper Works" в базовой комплектации) и дополняющая ее система динамического контроля тяги DТС. Эти две вещи работают почти на грани фантастики. Особенно когда ты нажимаешь клавишу "Sport", которая обостряет реакцию педали газа и делает более жестким рулевое управление, и одновременно секундным нажатием на клавишу DSC сдвигаешь порог срабатывания системы стабилизации. Раньше такая возможность предоставлялась отдельными моделями BMW. Теперь она впервые появилась и на переднеприводном "Mini".

Внешне самый мощный “Mini” легко отличить по особому аэродинамическому обвесу и
черным полоскам на капоте.

А перегревшаяся резина все же начала сдаваться. Правда, для этого пришлось проходить поворот по-раллийному, едва цепляясь правыми колесами за край асфальта на обочине. Сначала потихоньку, потом все громче и громче шины завели свои стенания. Но машина все равно "стоит" в повороте как вкопанная. А система стабилизации вмешивается только тогда, когда чувствует, что твои амбиции не слишком согласуются с риском потерять сцепление с дорогой. "Mini" меня откровенно провоцирует, но ничего с собой поделать не могу – уж больно здорово едет. Кровь буквально кипит.


Отключаем здравый смысл


МАШИНА еще не успела остыть от езды по серпантину. А впереди ждет гоночный трек. Обжигающая чашка кофе, короткая напутственная речь старого финского гонщика Рауно Аалтонена, побеждавшего в 60-е годы на многочисленных ралли еще на том, классическом "Mini Cooper S", и я на полотне гоночной трассы. Как положено, вначале несколько кругов за показывающим оптимальную траекторию пейс-каром, за рулем которого сам Аалтонен, а после я предоставлен сам себе.

Все-таки гоночный трек и обычная дорога – это "две большие разницы". У меня общий язык с "John Cooper Works" на треке нашелся далеко не сразу. Cлишком чуткая система стабилизации даже в полуспящем режиме не дает проехаться по-настоящему. Постоянно душит двигатель, чтобы погасить бесполезное скольжение терзаемых громадным крутящим моментом ведущих колес. Ко мне подходит Аалтонен. Ни слова не говоря, длительным нажатием на клавишу DSC отключает всю электронику и показывает мне на трек.

Эта чисто гоночная машина участвует в чемпионате “Jonh Cooper Works Challenge”.
Именно она послужила донором двигателя для серийной версии.

Никогда не думал что одно нажатие кнопки так может преобразить машину. Я остался наедине с мотором в 211 л.с. и четырьмя колесами. Как же он поехал, этот "Mini"! Я за рулем гоночного автомобиля! Длинный поворот с выходом на ту злополучную прямую. И я чувствую, что машина вплывает в поворот по асфальту трека, как по льду. Колеса пробуксовывают! Выход на прямую. "Mini", словно опомнившись, резво закрутил обоими ведущими колесами и стал набирать утраченную в вираже скорость. Это сработала электронная межколесная блокировка, которая включается именно тогда, когда все другие системы, обеспечивающие безопасность, выключены. То есть – именно на гоночном треке. На спидометре уже 200 км/ч. Торможу в пол. Все практически идеально. Вторая скорость. Резко руль вправо и наступаю на гашетку. В зеркалах дым. Горит резина от постоянно пробуксовывающих колес. Вы себе не представляете, какой это восторг, когда тебе подчиняется мощная спортивная машина. Выпрашиваю у девушки с флагом, которая строго считает положенные круги: "Можно еще один?! " Она понимающе улыбнулась и кивнула.

На пит-лайне – новый подарок, от Аалтонена. Он приглашает меня прокатиться с ним в его автомобиле. Кошу на Рауно глазом. Сколько же лет гонщику? Позже узнаю – в этом году ему исполнилось 70.

Разгоняемся. Быстро едет. Очень быстро. Не так "эффектно" как я, без дыма, но явно быстрее. И что самое главное – очень правильно. Полное впечатление, что Аалтонен предварительно расчертил трек на миллиметровке, настолько точно и четко он штампует круги. Останавливаемся. Рауно показывает мне на волшебную кнопку отключения электроники. Он ее не выключал. Потрясающе! Что ж, как говорится, талант плюс опыт... И конечно, машина.


Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: