Рубрики

Самый «джинсовый» автомобиль Renault

13:24 14-02-2022

В прежние времена автомобиль был «как джинсы». Нам остается только мечтать о таких моделях, как Renault 4.

"Клаксон" подробно писал о том, как возникла идея производства этого французского автомобиля, ставшего культовым. Читайте наш материал: https://klaxonnew.ru/renault-4-nosilis-kak-dzhinsy-76248/

Сегодня мы публикуем продолжение удивительной истории...

Дарья Ряпусова, фото  Renault

По образу и подобию

4 октября 1961 года в Париже состоялась официальная премьера Renault 4. Помимо опыта за плечами у разработчиков Renault 4 был отличный пример перед глазами. Маленький Citroën 2CV (deux chevaux) – гадкий утенок, который для простых французов стал дороже и милей самых прекрасных пернатых, венчавших капоты запредельно роскошных машин. С момента дебюта в конце 1940-х годов спрос на Де шво лишь усиливался. 2CV полюбился как жителям французской глубинки, так и парижанам. Разве что, шумный и маломощный мотор, 70 км/ч на максимуме, узкий и тесный кузов малютки оставляли желать лучшего. Этим лучшим для многих и стал герой нашего сегодняшнего рассказа.

С ориентиром на конкурента Renault 4 получил независимую длинноходную подвеску, передний привод, простой кузов с минимальным оборудованием. Среди явных преимуществ новинки – резвость и вместительность.

Четыре цилиндра (против двух у Де шво) достались Катрэль от предшественника – Renault 4CV. Этот двигатель водяного охлаждения позволял разгоняться до 105 км/ч. В дальнейшем потенциал Renault 4 существенно вырос. С базовых 747 см3 (24 л. с.) до 1108 см3 (34 л. с.) в самой топовой версии. Угловатый полноразмерный кузов (на контрасте со скругленным кургузым корпусом Citroën 2CV) создавал простор для пассажиров. Места для багажа заложили столько, что любой дачник и автотурист заведомо попадал на крючок авторов проекта.

Особый путь

У французов свои причуды. Как тут не вспомнить капоты-утюжки, выделявшие машины Renault в потоке прочих транспортных средств всю первую треть XX столетия. Вопреки очевидной логике специалисты компании прятали радиатор за двигатель. В результате все члены большого семейства Renault были узнаваемы по горбоносому капоту. А что, вполне удачный ход для индивидуализации фирменной продукции.

Вот и компоновка Renault 4 по сей день вызывает удивление. Шагая в ногу со временем, конструкторы наделили автомобиль передним приводом. И это было дальновидно и грамотно. Заднемоторный заднеприводный предшественник – Renault 4CV неизбежно устаревал. Филигранная управляемость на больших скоростях и высокие динамические качества оказались ему не по зубам. Ресурс модернизации данной модели ограничивался наличием в хвостовой части массивного блока, состоявшего из двигателя и коробки передач. Именно переносом этой громоздкой пары из кормы в нос был заложен потенциал для взросления и дальнейшего совершенствования Катрэль.

Но что удивительно – последовательность расположения агрегатов оставили прежней! Итак, по порядку, мысленно проследуем от передка автомобиля по направлению к корме: механическая КП, затем двигатель. Все в едином пространстве моторного отсека. Далее – торчащий из передней панели рычаг переключения передач. Он венчает собой длинную штангу, которая тянется от КП к водительскому месту. Да, рулевому требовалась сноровка, чтобы ловко перещелкивать скорости непривычно миниатюрной кочережкой. Зато Renault 4 был освобожден от центральной консоли.

Внутренний мир Катрэль

Передние колесные арки автомобиля заметно смещены вперед. В результате его салон щедро прирос полезным пространством. Места для ног водителя и пассажира по соседству получилось с запасом.

Во внутреннем убранстве – скромность и простота. Базовая версия модели предлагалась с подвесными скамейками-гамаками, как у Де шво. Но симпатии покупателей были явно на стороне «люксового» Renault 4L с его мягкими сиденьями. Поэтому от варианта крайнего аскетизма отказались очень быстро, полностью отдав предпочтение раздельным сиденьям и складывающемуся дивану сзади.

Со временем панель приборов дополнили встроенными вещевыми нишами: сначала одной – со стороны пассажира, а в 1983 году – второй, для водителя. Тогда же Катрэль стали комплектовать приборами от Renault 5 – с более крупными и читаемыми обозначениями.

Уюта камерному, без излишеств, пространству добавлял отопитель. А вот радио штатно не устанавливалось. В этом виделась свобода покупателей: одних – от переплат за ненужную опцию, других – в выборе приемника по своему вкусу и кошельку. Кстати, стеклоподъемники также не предусматривались, ведь дверные стекла сдвижные, как в серванте. Все это создавало неповторимую атмосферу Катрэль.

Еще одна изюминка Renault 4 – разная длина колесной базы по левому и правому борту. Целых пятьдесят миллиметров асимметрии! Ее, конечно, можно было избежать, используя пружины в задней подвеске. Но тогда багажник автомобиля потерял бы в объеме. А для машины, которую подавали как семейную в том числе, это серьезное упущение. Взвесив все «за» и «против», конструкторы установили поперечные торсионы. В кормовой части. Друг за другом. И ведь выиграли! – понизив пол и увеличив погрузочную возможность багажника.

Пятый элемент

По-настоящему гениальным решением в конструкции кузова стала пятая дверь. Добротная – во всю высоту и ширину багажника. В эту инженерную задумку отлично вписался задний складной диван. Такое сочетание превратило автомобиль в комби – седан и универсал в одном лице.

Простоватая прямоугольная форма делала машину очень функциональной и выгодно выделяла ее на фоне одноклассников – Citroën 2CV, Volkswagen Käfer («Жук»). Дизайн практичный. Что же до внешней привлекательности, то в случае с Renault 4 она не возводилась в культ и вообще не была в приоритете. Однако…

Джинсы со стразами и вышивкой

Чего хочет женщина? И много ли автомобильных фирм, ориентированных на массовый сегмент рынка, задумывались об этом?

Желая расположить к новой модели клиентов-женщин, компания Renault совместно с популярным женским изданием Elle представила версию Парижанка (Parisienne). По случаю премьеры один из номеров журнала в 1963 году носил название «Она садится за руль», а свыше четырех тысяч читательниц получили возможность попробовать Парижанку в действии.

На зависть всем вокруг счастливицы красовались на городских улицах, площадях и скверах, выделяясь элегантным экстерьером тестируемых машин. Боковины, задние крылья, двери багажников Parisienne украшали тростниковые узоры цвета соломенной шляпки. Иные Парижанки имели клетчатый орнамент, приковывая взоры зевак шотландскими мотивами. Помимо внешнего очарования Parisienne покоряли искушенных дам комфортабельной отделкой салона. Это эксклюзивное предложение для женщин действовало вплоть до 1968 года.

Были и другие спецсерии Renault 4, с помощью которых компания обновляла имидж модели и увеличивала продажи. Особые цветовые схемы и внутренний колорит имели молодежные версии Safari и Sixties. Раскрепощенность, независимость, дерзость молодых отражались в радужных салонах Jogging.

Калейдоскоп кузовов

Экспериментировали не только с цветом, но и с конструкцией. Применение платформенного принципа открывало почти безграничные возможности для творчества. В качестве несущей основы Renault 4 использовалась рама, к которой приваривались стальные листы.

На этот незамысловатый «поддон» при помощи болтов и гаек крепились двигатель, коробка передач, элементы шасси. А сверху ставился кузов. Да, получался эдакий слоеный пирог. Зато можно было играть с нарядами-кузовами: хэтчбек, фургон, пикап и даже кабриолет! Одни клиенты исполняли мечту покупкой пляжного варианта Plein Air. Другие предпочитали романтике практичность и пополняли ряды владельцев Sinpar 4х4, пикапов Teilhol.

И все же самым популярным среди производных Renault 4 был фургон –Fourgonnette. Это его в первую очередь рисует воображение людей, которые слышат упоминание о Renault 4. Это он – олицетворение французской «булочной» машины, окруженной тонким ароматом свежего хлеба и выпечки.

Существовало несколько вариантов фургона, в том числе с двухместным задним сиденьем-трансформером. Оно легко складывалось, образуя ровную площадку для грузов. Интерес к Fourgonnette никогда не угасал. В отдельные периоды производства он становился самым продаваемым в классе маленьких «каблуков».

Чертова повозка

Ровно такой – теплый, уютный, «ламповый» – Fourgonnette предстал перед миллионами изумленных глаз в 1993 году. На этот раз не во плоти, а в качестве яркого киногероя «Пришельцев». Авторам французской комедии не составило труда выбрать наиболее узнаваемый народный автомобиль-современник. Ошибки здесь нет. Дебютировав в начале 1960-х годов, Renault 4 по-прежнему выпускался и был в тренде!

Иное дело – для путешествующих во времени жителей средневековой Франции. Едущий по трассе почтовый фургон, воспринимается героем Кристиана Клавье как надвигающаяся опасность.

- Мессир! Там сарацин в чертовой повозке.

Она вся железная – некуда стрелу всадить.

Впрочем, у доблестного рыцаря (в исполнении Жана Рено) и его слуги есть оружие посерьезнее, чем арбалет и стрелы. За считанные минуты безобидный Fourgonnette будет растерзан в клочья средневековым мечом, булавой и подручной дубиной.

Какое кощунство… Но согласитесь, пав жертвой темного невежества и наивного мракобесия, ярко-желтый Fourgonnette так удачно дополнил самобытную игру Клавье и Рено. Получилось поистине великолепное трио! «Пришельцы» сразу обрели всенародную любовь среди французов. Популярность же Renault 4 на тот момент не знала границ.

Очарование простотой

Международный успех пришел к Катрэль вскоре после начала продаж. В Renault 4 наилучшим образом воплотилась концепция «колес на каждый день». Создателям бюджетника удалось нащупать оптимальный баланс между ценой и качеством. За универсальность, практичность, экономичность модели покупатели честно голосовали своими франками, лирами, фунтами, динарами, песо.

Renault 4 удачно сочетал достоинства семейного и грузопассажирского автомобиля. Его сноровистость и проходимость высоко оценили жители развивающихся странах. Спектр почитателей всей гаммы модификаций этого незатейливого транспортного средства оказался очень обширным – от домохозяек, фермеров и предпринимателей до жандармерии, почты и прочих служб.

Ощущение вечной надежности

За тридцать с лишним лет Renault 4 неоднократно обновлялся. По мере надобности росли объем и мощность двигателя, число передач (с трех до четырех). В соответствии с требованиями безопасности тормозная система стала двухконтурной, рычаг КП –  ломающимся при ударе. Панель приборов получила мягкое покрытие, а водитель и пассажиры – инерционные ремни. Хромированная радиаторная решетка со временем увеличилась в размерах, а затем и вовсе уступила место пластиковой.

Впрочем, какие бы изменения ни происходили с Катрэль, принципы, заложенные создателями модели, никогда не теряли своей актуальности. Бюджетный автомобиль предполагал простые решения. Минимализм во всем. Ничего лишнего. Возникало ощущение, что у этой «рабочей лошадки» ломаться собственно нечему. Долгая жизнь, зачастую в трудах и заботах, лучше слов проиллюстрировала тезис о стойкости и надежности многочисленных членов племени Renault 4.

Послесловие

Renault 4 производился с 1961 по 1994 год. Автомобили собирали на пяти континентах, в двадцати восьми странах, а продавали в сотне государств. Модель и ее производные превратились в достояние Франции и были горячо любимы за пределами Пятой республики. Судите сами: не каждой машине народная молва приписывает теплые ласковые имена. «Маленький великан» (Мали див) в глазах жителей Балканского полуострова смог стать «Верным другом» (Amigo fiel) для колумбийцев. Он показал свой нрав, обрел душу и стал «своим» среди обитателей Восточной Африки, где Renault 4 называли Roho (на суахили – «дух, душа, характер»).

21 декабря 1994 года был собран последний в истории 8 135 424-й Renault 4.

Характеристики

Renault 4

Размеры: 3658х1486х1461мм

Колесная база: 2401 мм – слева, 2450 мм – справа

Дорожный просвет: 175 мм

Двигатель: бензиновый, R4, 747 см3

Макс. мощность: 24 л.с. при 4500 об/мин

Макс. крутящий момент: 48 Нм при 2000 об/мин

Трансмиссия: МКП3, передний привод

Макс. скорость: 105 км/ч

Разгон 0-100 км/ч: 30 с

Средний расход топлива: 5,9 л/100 км

Снаряженная масса: 600 кг

Полная масса: 1070 кг

Поделиться: