Рубрики

Самый популярный у пилотов “Ф 1” производитель шлемов переехал в Бахрейн

15:02 12-07-2017

Производитель шлемов, услугами которого пользуются восемь из двадцати пилотов чемпионата, закрыл фабрику в Европе и перебрался на Ближний Восток. Корреспондент “Клаксона” съездил на завод “Bell Helmets” в Бахрейне, чтобы понять, почему это произошло.

Восточные каски

“Формулу 1” нередко называют чемпионатом Великобритании за то, что подавляющее большинство команд базируется именно в Соединенном Королевстве, да и их сотрудники – преимущественно подданные этого королевства. Оставшаяся часть – европейцы, за очень редким исключением. Представителей других национальностей в “Ф 1” почти нет, но “Большие призы” постепенно все-таки выбираются за пределы Старого Света. Производитель шлемов, услугами которого пользуются восемь из двадцати пилотов чемпионата, закрыл фабрику в Европе и перебрался на Ближний Восток.

Корреспондент “Клаксона” съездил на завод Bell Helmets в Бахрейне, чтобы понять, почему это произошло.


Ареф Язбек, менеджер завода Bell в Бахрейне, запускает руку в колбу с маленькими черными шариками и, доставая горсть, соглашается с ремаркой журналиста из России – они действительно похожи на икру. В этом же цехе ими скоро будут заполнены специальные формы, которые отправятся на температурную обработку. “Икринки” разбухнут, потеряют часть цвета, став серыми, и в конце технологической цепочки рухнут из-под пресса в специальный охлаждающий резервуар – уже в виде внутренней прокладки для будущего шлема. Она, в свою очередь, уже больше похожа на пенопласт, и Язбек подтверждает: шлемы гонщиков защищают схожие технологии, что и телевизоры в магазинных упаковках. Каждая из “икринок” такого высокотехнологичного пенопласта призвана принять на себя и рассеять часть удара.


  Фернандо Алонсо – один из звездных клиентов компании. Всего “Bell” обслуживает
  восемь гонщиков “Формулы 1” из двадцати. В чемпионате представлены четыре марки.
  Помимо “Bell” это “Schuberth”, “Arai” и “Stilo”.

 

Отсюда прокладки затем отправятся в другой цех, где каждая встретится с предназначенным ей корпусом – ни один из работников базы не назовет его без интерьерной части “шлемом”. Здесь же будущие головные уборы гонщиков снабдят внутренней тряпичной прокладкой, в них проделают вентиляционные отверстия, их покрасят, оборудуют забралом и проверят на наличие брака. Этот пункт присутствует в производственной цепочке несколько раз – шлемы на заводе Bell в Бахрейне проверяют после каждого этапа сборки. Что само по себе неплохая идея, но еще более актуальная с учетом того, что многие сотрудники ближневосточной фабрики работают в компании меньше года.


Основной мотив

Рассуждая о причинах переезда в Бахрейн, президент компании Bell Helmets Стефан Коэн первым делом говорит о желании сосредоточить производство под одной крышей, ведь раньше подразделения были разбросаны по нескольким странам. Но он не скрывает, что одна из главных причин – экономическая.

По словам Коэна, зарплаты в Бахрейне стали сопоставимы с теми деньгами, которые получают специалисты на тех же позициях в Китае. Собственный завод у Bell Helmets был и там, но по ряду причин его закрыли. В том числе и из-за языкового барьера. Несколько сотрудников перебрались с компанией на Ближний Восток, но здесь в Bell с самого начала приняли решение сделать основным и единственным “рабочим” языком английский. Это один из обязательных критериев отбора персонала. Работники компании признаются, что темпы производства упали по сравнению с Китаем, поскольку обучать пришлось новых людей, и зачастую из-за этого самого решения по языку, но в сутки завод на Ближнем Востоке успевает произвести около сотни шлемов для разных гоночных категорий – от картинга до “Формулы 1”.


  Цех по производству защитной прокладки – “пенопласт” для гоночных шлемов
  производится из вот таких черных “икринок”, что в колбах слева.

 

Еще один огромный плюс – отсутствие налогов. Причем всяческих: как на доходы физических лиц, так и на прибыль организаций. Можно предположить, что этот аргумент был одним из главных, которые приводил в пользу Бахрейна его наследный принц шейх Салман бин Иса аль-Халифа в ходе диалога с Коэном. Один из главных идейных вдохновителей проведения гонки “Ф 1” в Бахрейне и представитель правящей династии лично вел переговоры с Коэном.


  Как и машины, шлемы в “Формуле 1” выпекаются из карбона.

 

“Мы обсуждали переезд в большой компании на одном из “Гран-при”, и за столом в том числе был шейх Салман, – рассказывает Стефан. – Мы хотели, чтобы рядом с заводом была трасса “Формулы 1”, и поначалу склонялись в пользу варианта с Малайзией. Но шейх Салман остановил нас: “А почему бы вам не приехать к нам?” Мы начали переговоры, которые продолжались еще год, а строительство базы началось в 2014-м”. Власти Бахрейна помогли Bell Helmets выстроить помещение буквально за шесть месяцев. Еще какое-то время потребовалось на переезд всех подразделений и привлечение персонала. С прошлого года здесь, в считаных сотнях метров от входа на Международный автодром Бахрейна, производятся все шлемы под маркой, которая стала популярна в “Ф 1” и других категориях еще в середине прошлого века. Если ранее основная база была в Бельгии, то теперь в столице Европы осталось лишь представительство. Производство на заводе, что располагался неподалеку от Венеции, тоже закрыто. Теперь и штаб-квартира, и фабрика находятся в Бахрейне.


Пример Pirelli

Ранее по схожему пути прошла компания Pirelli. Большинство шин, которые получают команды “Ф 1” на гонках, производится на заводе в турецком Измите. Фабрика располагается недалеко от трассы, которая несколько лет назад принимала “Гран-при Турции”. Правда, у итальянских шинников есть один завод для “Ф 1” в Восточной Европе, в Румынии. В Bell решились на переезд в Бахрейн, не оставив других баз.


> Огромный плюс – отсутствие налогов, причем всяческих:
как на доходы физических лиц,
так и на прибыль организаций.


“Тот факт, что у местных властей есть долгосрочный контракт с “Ф 1” – это одно из главных преимуществ, – объясняет Коэн желание базироваться рядом с трассой. – Здесь уже есть собственная гоночная культура, а это решает многие проблемы. Один пример: когда десять лет назад мы начинали что-то делать в Китае, про “Формулу 1” еще почти никто не знал. Даже в диалогах с нами они называли гонки словом “игра”. Это просто дает понять, насколько много трудностей мы испытывали поначалу там, где не было гоночных традиций. Гонка “Формулы 1” для Бахрейна – главное спортивное состязание года. Плюс это очень открытая страна. Многие ошибочно думают, что раз это сосед Саудовской Аравии, то тут все примерно так же, но на самом деле это заблуждение”.


  Каждый корпус полируется перед покраской.

 

Коэн не лукавит: Бахрейн одна из самых открытых ближневосточных стран. Здесь даже к алкоголю относятся терпимо, и в столице, что располагается в паре десятков километров от трассы и новой базы Bell Helmets, кружку пива или что-нибудь покрепче можно заказать почти в каждом втором ресторане. “Сюда мы имеем возможность пригласить на работу как людей из Китая или Индии, так и из Европы, – говорит Коэн. – Многие из тех, кто отказался бы поехать работать в Джухай, где у нас было производство раньше, соглашаются перебраться в Бахрейн”.


“Формула 1” как мотивация

Так или иначе, многие сотрудники новой базы Bell все равно еще не так близко знакомы с гоночным миром и корпоративными правилами, которые вырабатывались в Европе.


  Необходимые тесты также проводятся на заводе в Бахрейне.

 

“Основные истины и знаменитые гоночные выражения у нас нанесены на стены в зоне отдыха, – рассказывает уроженец Ливана Язбек, который уже дорос до звания управляющего директора завода. – Быть сотрудником такой компании должно быть престижно, и соседство с трассой “Формулы 1”, которая принимает у себя этапы чемпионата каждый год, тут очень помогает. Это самый беспокойный для нас уик-энд в году, поскольку многие пилоты приходят к нам на экскурсии, мы показываем им, в каких условиях и кто готовит для них шлемы. Для сотрудников это всегда особенное событие. В Джухае такого никогда бы не случилось. Кроме того, стараемся обеспечить практически всех наших работников билетами на гонку. Конечно, нам сложно купить билеты на все три дня, но кто-то может прийти на трибуны в пятницу, кто-то – в субботу, кто-то – в воскресенье. Это отличная мотивация – видеть шоу, за часть которого они отвечают”.


  Масса гоночного шлема для “Ф 1” составляет менее полутора килограммов.

 

Когда в 2005 году “Гран-при Бахрейна” только появился в календаре “Формулы 1”, трасса в пустыне Сахир была окружена песками. Теперь многое изменилось. Все ближе и ближе по направлению от Манамы до автодрома подбираются жилые дома, здесь есть несколько отелей, которые функционируют исключительно благодаря соседству с трассой, а сам район, где она расположена, уже напоминает что-то вроде гоночного городка. Помимо арены для этапов “Ф 1” и завода Bell Helmets тут расположена, например, и картинговая трасса, которую сейчас называют одной из лучших в мире. В прошлом году именно здесь проходили финалы первенства планеты по картингу. Еще несколько компаний, производящих комплектующие для гоночных машин, подумывают о том, чтобы покинуть Европу и присоседиться к этим объектам уже в ближайшем будущем…

Поделиться: