Что может “Seat Ibiza ER” с дизельным двигателем
Сев за руль новой спортивной модели “Ibiza ER TDI”, нетрудно вообразить себя пилотом чемпионата мира: ведь все хорошо помнят, как “Сеаты” с дизельными моторами громили соперников на этапах WTCC. Конечно, это не гоночная машина, да и дороги общего пользования – не автодром, но 143-сильный турбодизель с системой питания “commonrail” и здесь обещает водителю немало острых и приятных ощущений.
СИМПАТИЧНЫЙ белоснежный кузов, спортивная юбка по кругу, литые 17-дюймовые колеса, обутые в широкую для такой машины резину (215/40, если угодно знать точный размер), – так выглядит наша “Ibiza ER TDI”. Если бы не динамичный обвес, была бы копией обычной “Ибицы”. Но у этой машины самое интересное спрятано под капотом.
Располагаюсь в кожаном кресле с хорошо развитой боковой поддержкой, регулирую под себя руль – он, как и положено таким моделям, “подрезан” снизу, – настраиваю боковые зеркала… Так, что у нас с топливом? Шкала вроде медицинского градусника полностью заштрихована светящимися полосками, – “full tank”, или, на языке родных осин, “полный бак”. Можно ехать.
Вливаемся в поток. Шикарный, обтянутый кожей рычаг шестиступенчатой “механики” приятно лежит в руке. Холодная голубовато-стальная подсветка приборов выглядит очень стильно. Но вот мелкие цифры на них, особенно трехзначные на спидометре, надо еще постараться разглядеть. Меня это раздражало всю дорогу – не будешь ведь на приличной скорости разбирать показания, уткнувшись носом в переднюю панель.
Между тем система навигации томным девичьим голосом сообщила, что мы едем не туда, а после моей ответной реплики – дескать, лучше бы раньше сказала, где поворачивать! – вообще обиженно замолкла. В общем, заблудились. Однако лично я об этой заминке нисколько не жалею, потому что толкотня в барселонских пробках помогла лучше познакомиться с “Ibiza ER TDI” и понять, что на заполненных транспортом улицах она – как рыба в воде. Вполне городская машина. Правда, из шести передач механической коробки в толчее мегаполиса пригодились только три, зато в резерве был, казалось, бездонный запас тяги. С таким крутящим моментом не езда, а чистое удовольствие. Максимальные 320 Нм двухлитровый турбодизель выдает уже при 1.750 об/мин – едва ли не с холостых оборотов. Поэтому на светофорах педаль газа вообще не трогаешь, просто отпускаешь сцепление, и машина словно сама собой катится вперед. А чуть разрядился трафик – и ты уже вынужден следить, чтобы “Ибица” не превысила лимит скорости.
Наконец-то загородная трасса. Придавливаю акселератор, быстро добираюсь до шестой передачи… на спидометре – ровно 100 км/ч, в полном соответствии с указаниями дорожных знаков. Скашиваю глаза на тахометр… Я не ошибся? Да нет, так и есть – 1.450 об/мин. Это как понимать? Значит, двигатель работает практически на холостых оборотах. Не удивлюсь, если на табло зажжется надпись: “Внимание! Происходит крекинг-процесс! Машина сама начала вырабатывать топливо!” Пока я прикидывал, куда можно уехать при таких-то оборотах на 45 литрах полного бака солярки, маршрут вывел нас на серпантин.
Переключайтесь вовремя!
СЕРПАНТИН – это совсем другая жизнь! Тут про экономию топлива можно забыть. Обороты пляшут от 4.000 до 5.000. Пройдя пару-тройку виражей, чуть сбрасываю газ и начинаю чаще переключаться, чтобы турбодизель не душил себя около красной зоны тахометра. Максимально эффективно он тянет до 4.200 об/мин. Передачи на горной дороге – в основном третья и четвертая, очень редко “Ibiza ER TDI” просит воткнуть вторую – это когда поворот настолько крутой, что буквально уходит тебе за спину.
У каждой машины есть своя “коронка” – передача, которая оптимально подобрана к весу машины и крутящему моменту двигателя. На этой передаче можно ехать в темпе, скажем, от 40 до 140 км/ч без какого-либо ущерба для двигателя и дискомфорта для водителя. Так вот, у 143-сильного “ER TDI” такая ступень – четвертая. Если не торопиться и забыть про спортивный стиль езды, на этой передаче можно, пожалуй, безболезненно проездить целый день, не переключаясь.
Но к серпантину это, конечно, не относится. На дороге, где поворотов так же много, как и перепадов высот, турбодизель при всей своей мощности и тяговитости становится очень чувствительным к точному включению передач. Чуть промедлил или промахнулся с выбором – и мотор моментально начинает вянуть. О спортивности временно речи не идет, пока не нащупаешь тонкую грань баланса между оборотами, мощностью и скоростью.
АБС, система курсовой стабилизации ESP и XDS у “Ibiza ER TDI” в стандартной комплектации. Передняя подвеска McPherson в упряжке с 19-миллиметровым стабилизатором работает весьма прилично. В поворотах машина ведет себя стабильно, но, разумеется, до разумных пределов. Переборщишь со скоростью перед крутым виражом – вполне может потащить прямо, с вывернутыми в сторону поворота колесами. Поэтому, от души разогнавшись на очередном прямике, осаживаю машину со 160 до 60 км/ч. И уже не в первый раз возникает вопрос к тормозам. В отличие от стандартной “Ибицы”, оснащенной задними механизмами барабанного типа, у спортивной “Seat Ibiza ER TDI” на всех колесах стоят дисковые тормоза. Передние вентилируемые 288 мм и задние 232 мм. Вот только назвать эти тормоза спортивными язык не поворачивается. При городской езде, когда скорость редко переваливает за 100 км/ч, их хватает за глаза. Но на серпантине от тормозов требуется злость, а ее нет. Когда бьешь по педали, чтобы погасить скорость до минимума, они становятся какими-то ватными. Причем АБС срабатывает на сухом асфальте раньше, чем останавливаются сами колеса.
Вновь выезжаем на скоростную автостраду, и тут “Ibiza ER TDI” показывает себя во всей красе. Разгон до “сотни” за 8,2 с – весьма достойный показатель для машины этого класса. Да и “максималка” в 210 км/ч – очень неплохо.
Вот и финиш. Паркуюсь и, прежде чем заглушить мотор, машинально смотрю на “градусник” уровня топлива. А там – как был полный бак, так полным и остался. А сколько проехали? Долго плутали в городе – это раз. 130 км трассы – это два. Еще 50 км серпантина, где я жег не только резину, но и солярку, – это три… Впору поверить в чудеса, если заранее не знать, что испанский автомобиль потребляет всего 3,9 л топлива на 100 км. Для машины, на которой можно зажечь так, как на “Ibiza ER TDI”, это вообще не расход. Зажигалка у “Seat” получилась не только яркая, но и весьма экономичная.
Вячеслав КИЦИС,
фото “Seat”
Барселона – Москва
Последние авто новости и результаты тест-драйвов SEAT читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон