Выбирать автомобиль для семьи в доступном ценовом сегменте сложно. Традиционные хэтчбеки и седаны В-класса не всегда отвечают желаниям покупателя. Где-то недостаточно возможностей по трансформации салона. У кого-то не очень удобный багажник. У других – тесный интерьер. А модели классом выше при схожем оснащении обходятся заметно дороже.
В таком случае стоит обратить внимание на компактные однообъемники. Построенные на платформе малолитражек, они оптимально сочетают в себе практичность и доступную цену. При этом микровэны на вторичном рынке чаще всего встречаются в пристойном техническом состоянии. Ведь, как правило, за рулем таких машин ездят домохозяйки или заботливые отцы семейств. Да и обслуживание этих автомобилей выходит не дороже, чем обычных моделей В-класса.
Три года назад на нашем рынке в сегменте микровэнов были представлены всего четыре модели. И все они принадлежали к разным конструкторским школам: немецкой, японской и корейской. Это “Nissan Note”, “Honda Jazz”, “Opel Meriva” и “Kia Soul”.
“Nissan Note”
Производство – с 2006 г. по н.в. (рестайлинг – 2009 г.)
Зимой надо быть готовым к тому, что у печки автомобиля очень низкая производительность и она весьма долго прогревает салон. Также имейте в виду, что у “Note” весьма скромный объем бачка омывателя стекол. Учитывая “чистоту” наших дорог, емкость с “незамерзайкой” в багажнике лишней не будет.
Есть нюансы, которые надо учесть и при летней эксплуатации. Например, на панели приборов отсутствует указатель температуры охлаждающей жидкости. Вместо него – две контрольные лампочки: синяя подразумевает нагрев двигателя до нормы, а красная сигнализирует о перегреве. Бывали случаи, когда водители не придавали этому миганию значения и мотор “закипал” со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Можно отметить, что “Note” отличается мягкой и энергоемкой подвеской.
Моторы.
На выбор покупателям предлагалось два бензиновых мотора объемом 1,4 и 1,6 л. Младший агрегат выдает 88 л.с. и имеет крутящий момент 128 Нм. Он откровенно слабоват для “Note”, причем нехватка мощности ощущается практически во всех режимах и во всем диапазоне оборотов.
Более мощный двигатель развивает 110 сил, а крутящий момент 153 Нм доступен при 4.400 об/мин. Его “лошадок” вполне хватает автомобилю, но этот мотор отличается повышенным расходом масла.
Трансмиссия.
Версии с младшими моторами комплектовались исключительно пятиступенчатой “механикой”. Старший агрегат объемом 1,6 л может сочетаться как с ручной коробкой, так и с четырехступенчатым “автоматом” весьма преклонного возраста. В городском режиме он работает неплохо, однако на трассе ему явно не хватает еще одной высшей передачи, а потому двигатель работает на довольно высоких оборотах, заполняя салон гулом.
Салон и комплектация.
Вертикальная посадка в “Note” обеспечивает передним и задним пассажирам довольно большой запас пространства. Задний диван можно складывать как целиком, так и в соотношении 60:40.
На рынке можно найти микровэны, у которых спинки передних сидений оснащены откидными столиками, а перчаточный ящик имеет охлаждение.
В стандартную комплектацию входят АБС, две подушки безопасности, кондиционер, электропакет с приводом стекол и зеркал, а также аудиоподготовка.
Алексей Белов, мастер цеха “Nissan” технического центра “Нивюс”: | МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
|
---|---|
| |
На “Note” с большими пробегами в 1,6-литровом моторе уровень масла падает чуть быстрее, чем обычно. За этим надо внимательно следить. При падении уровня начинает плохо работать гидронатяжитель цепи ГРМ, вызывая ее повышенный износ и растягивание. Затем, как следствие, появятся проблемы с запуском мотора. При возникновении таких ситуаций надо менять не только цепь, но и многие другие детали газораспределительного механизма, включая звездочки и распределительные валы, а также натяжитель и фазовращатель. Такой ремонт стоит около 35.000 рублей.
|
“Opel Meriva”
Производство – с 2002 по 2010 г. (рестайлинг – 2006 г.)
“Мерива” технически самая необычная машина в обзоре. Она как бы собрана из двух автомобилей. Весь передний модуль, включая подрамник с двигателем, коробкой передач и подвеской, заимствованы у “Corsa”. А задняя подвеска – у “Astra” прошлого поколения. С одной стороны, расширенная задняя колея идет на пользу машине: повышается устойчивость, и кузов можно сделать шире, обеспечив больше пространства в плечах задним пассажирам. Но были у такой схемы и минусы: передняя подвеска слишком короткоходна для потяжелевшего компакта. Поэтому во время пробной поездки не удивляйтесь тому, что даже на небольших кочках то и дело будут раздаваться стуки спереди.
Раздутый, как шарик, кузов “Меривы” с большой площадью остекления по идее должен обеспечивать неплохую обзорность. Но раздвоенные передние стойки создают немаленькие слепые зоны.
Будьте готовы к тому, что во время долгой езды в сумерки или в плохую погоду может лопнуть стекло противотуманок: на некоторых машинах из-за перегрева они часто трескались.
Моторы.
“Meriva” комплектовалась бензиновыми моторами объемом 1,4, 1,6 и 1,8 л. Младший двигатель развивает 90 л.с. и имеет максимальный крутящий момент 125 Нм. Его возможностей совершенно очевидно маловато для микровэна: автомобиль нехотя набирает скорость, приходится постоянно “подкручивать” мотор. Соответственно он и особой экономии топлива не обеспечивает.
У второго агрегата отдача достигает 105 “лошадок”, а момент составляет 150 Нм. Однако это в корне не меняет флегматичный характер “Meriva”. А вот с 1,8-литровым двигателем мощностью 125 л.с. автомобиль достаточно уверенно держится в городском потоке.
Трансмиссия.
Младший мотор работает только в паре с пятиступенчатой “механикой”. Два других могут сочетаться как с ручной коробкой, так и пятиступенчатым “роботом” “Easytronic”, который отличается дерганной работой во всех режимах.
Салон и комплектация.
“Meriva” щеголяет фирменной системой трансформации салона “FlexSpace”. Она позволяет не только складывать в разных пропорциях задний диван, но и превращать его в два раздельных кресла с широким подлокотником, в качестве которого выступает спинка узкого центрального сиденья. Правда, для трансформации приходится приложить определенные усилия, так как для складываия и сдвигания кресел надо одновременно нажимать несколько рычажков.
Как и на “Note”, на опелевском компактвэне также порой встречаются складные столики, встроенные в спинки передних кресел.
Но есть в машине и досадные мелочи. Например, передние ремни безопасности практически в любом положении натирают шеи водителя и пассажира.
Мягкий пластик, которым отделана даже нижняя часть салона, отличается износостойкостью. Однако его пористая структура довольно быстро загрязняется и очень трудно поддается очистке.
В базовой комплектации “Meriva” наделена электроприводами стекол и зеркал, двумя подушками безопасности, АБС, кондиционером и аудиосистемой.
Мартин Эмес, директор представительства салона “ААА Auto”: | МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
|
---|---|
| |
Немало хлопот у “Meriva” доставляет рулевое управление. К 50.000-60.000 км пробега при повороте руля и движении по неровной дороге появляются постукивание и хруст. Причин может быть две. Первая – неисправность рулевой колонки. Ее желательно менять полностью (около 8.500 рублей). Иногда достаточно замены смазки за 5.000 рублей, но этого хватает примерно на год. Второй причиной может быть износ зубчатой передачи усилителя рулевого управления и рейки. Здесь спасет только замена. Рейка в сборе с электроусилителем обойдется в 35.000 рублей вместе с работой.
|
“Honda Jazz”
Производство – 2008 г. по н.в. (рестайлинг – 2011 г.)
“Jazz" имеет весьма гармоничный внешний вид и хорошо организованное внутреннее пространство. А большая площадь остекления и огромные, как у внедорожника, наружные зеркала заднего вида позволяют легко совершать любые маневры даже на тесном пространстве. Этому способствуют и короткие свесы автомобиля.
У “Джаза” довольно острый и отзывчивый руль, что вкупе с жесткими настройками шасси придает управлению автомобилем какую-то спортивную нотку.
При выборе машины внимательно приглядитесь к работе шасси. Если микровэн находился в не очень заботливых руках, то на наших дорогах подвеска очень скоро может работать “в буферы”.
Не удивляйтесь, если при осмотре приглянувшегося “Jazz” не сможете поднять капот: порвавшийся тросик привода – обычное дело на хондовском компакте.
Моторы.
На “Джаз” устанавливался 100-сильный двигатель объемом 1,4 л, с крутящим моментом 170 Нм. Его максимальная мощность доступна на довольно высоких оборотах, так что для уверенной езды мотор приходится постоянно “подкручивать”.
Трансмиссия.
Мотор“Jazz” работает в паре как с пятиступенчатой “механикой”, так и шестиступенчатым “роботом”, который весьма задумчив при переключении передач. Настолько, что каждый раз при переходе на более высокую ступень, автомобиль словно натыкается на невидимую стену и клюет носом. Чтобы более-менее снизить этот негативный эффект, надо все время крутить мотор на высоких оборотах. Кроме того, “робот” практически не держит автомобиль на склоне (надо все время страховаться тормозом) и не имеет режима “паркинг”, из-за чего на парковке микровэн необходимо держать на “ручнике”. А зимой, во время морозов, это может привести к тому, что тормозные колодки за ночь примерзнут к дискам. Правда, после рестайлинга этот “робот” заменили более надежным и качественным бесступенчатым вариатором.
Салон и комплектация.
В салоне все продумано до мелочей. Основные органы управления бортовыми системами находятся под рукой. К тому же в распоряжении водителя и пассажиров огромное количество всевозможных ниш и бардачков для разной мелочевки. В общем, здесь всегда будет под рукой все необходимое в любой дороге.
Спинки второго ряда складываются в соотношении 60:40 или полностью при помощи одного рычажка. К тому же у заднего дивана есть фирменная функция “Magic Seat”, благодаря которой практически мгновенно поднимается вверх подушка, освобождая место для высокой поклажи.
Уже в базе “Jazz” имеет электроприводы стекол и зеркал, АБС, кондиционер, аудиосистему и восемь (!) подушек безопасности.
Дмитрий Репин, мастер слесарного цеха технического центра “Эвис Моторс”: | МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
|
---|---|
| |
Особенность хондовского четырехцилиндрового мотора заключается в том, что у его системы зажигания не четыре свечи, а восемь – по две на каждый цилиндр. Зачастую при плановых ТО в сервисных центрах механики заменяют лишь одну из них, так как вторая находится в более труднодоступном месте. В результате, как правило, более старая свеча покрывается копотью, что приводит к повышенному расходу топлива и нестабильной работе двигателя. Если проглядеть этот процесс, то последствия могут быть довольно серьезными, вплоть до ремонта головки блока.
|
“Kia Soul”
Производство – с 2008 г. по н.в. (рестайлинг – 2011 г.)
“Soul”, пожалуй, самая оригинальная модель в обзоре. Она выглядит необычно, сочетая в себе черты однообъемника, большого хэтчбека и кроссовера. Хотя на самом деле у “Soul” нет ни увеличенного дорожного просвета, ни полного привода.
“Soul” демонстрирует неплохую управляемость. Однако в жертву ей принесен комфорт. Жесткая подвеска досаждает не только изрядной тряской, но и шумом при довольно частом срабатывании в буферы. Кроме того, на скоростях от 60 км/ч слух пассажиров “Soul” не услаждает и громкий гул шин: колесные арки компакта практически не имеют шумоизоляции.
Чуть ли не каждый владелец “Soul” сталкивался с тем, что иногда в мороз перестает работать клаксон из-за контактов, которые до ближайшей оттепели перестают проводить ток. В холода начинают “глючить” и электроприводы замков дверей. А вода, скапливающаяся на стыке капота и ветрового стекла, превращается в лед, нарушая работу дворников.
На капоте и крыльях подержанного “Soul” обычно видны сколы и царапины. Это вовсе не значит, что бывший владелец автомобиля штурмовал на нем буераки. Просто слой краски здесь тонкий и легко повреждается.
Моторы.
Для “Soul” предлагалось два двигателя. Бензиновый агрегат объемом 1,6 л, выдающий 129 л.с., и турбодизель такого же объема и схожей мощности (128 л.с.), но имеющий более высокий крутящий момент 260 Нм.
Оба они обеспечивают машине неплохие динамические качества. Правда, бензиновый мотор отличается повышенным аппетитом, а более экономичный дизель очень придирчив к качеству солярки.
Трансмиссия.
Бензиновые “Soul” комплектовались как пятиступенчатой “механикой”, так и шестиступенчатым “автоматом”. А дизель совмещается только с АКПП. Причем этот тандем наиболее удачный. В такой паре трансмиссия проявляет себя с лучшей стороны, ровно и быстро перебирая передачи.
Что касается сочетания с бензиновым мотором, то из-за более скромного показателя крутящего момента “автомат” здесь более задумчив и неспешен в реакциях на педаль газа.
Салон и комплектация.
Странно, что спинка заднего дивана у“Soul” складывается не по частям, как у всех других моделtq этого класса, а целиком. Причем многие владельцы новых машин жаловались, что механизv привода этой спинки очень быстро выходит из строя.
Салон “Soul” не блещет качеством изготовления. Достаточно пары сезонов эксплуатации, чтобы большинство деталей покрылось царапинами. Довольно быстро теряет вид и тканевая обивка сидений – она покрывается катышками, а то и вовсе стирается.
В базовое оснащение “Soul” входят электроприводы стекол и зеркал, две подушки безопасности, кондиционер, АБС, а также аудиоподготовка.
Михаил Бакин, мастер цеха технического центра “Фортис-Авто”: | МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
|
---|---|
| |
В первую очередь неисправности на “Kia” связаны с салонной электрикой. Довольно часто выходят из строя стеклоподъемники. Их ремонт обходится в 3.500-4.000 рублей.
|
Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон