Рубрики

“Серые” дилеры под прицелом?

Сократится ли поток машин через неофициальных продавцов

Арбитражный суд России вынес недавно беспрецедентное решение – изъять у компании “Генезис” автомобиль “PorscheCayenne”, ввезенный в нашу страну для продажи. Основанием тому – Закон РФ “О защите прав интеллектуальной собственности”, по которому, любой товар, в том числе и автомобили, можно ввозить в страну только с разрешения правообладателя – в данном случае компании “PorscheRussland”. На рынке пошли слухи о начале активной борьбы с серым импортом.

НА САМОМ деле борьба эта не против “серого” импорта автомобилей, а против незаконного провоза через границу любых товаров, будь то манная каша или самолет. Как пояснил “Клаксону” адвокат Московской коллегии адвокатов, Антон Лелявский, Закон “О защите интеллектуальной собственности” действует в России уже давно, просто пользуются им крайне редко.

– Я полностью согласен с решением арбитражного суда. Постановление на 100% соответствует российскому законодательству. Дело в том, что наша страна поддерживает множество международных правовых актов, в том числе и тех, что касаются интеллектуальной собственности. Другой вопрос, – почему в России компании, в частности, представители автопроизводителей не пользуются этим правом и не требуют от таможенных служб возбуждения судебных дел… – говорит адвокат Лелявский.

Дело в том, что по закону представительства зарубежных концернов не могут подавать в суд на “серых” дилеров или просто юридических лиц переправляющих машины через границу. Они могут лишь информировать таможню о том, что такая-то компания будет перевозить новый или подержанный автомобиль без разрешения правообладателя бренда. Что они и делают. И не только “Porsche”. Представители российского офиса BMW, заявили, что регулярно обращаются в таможенную службу с просьбами о возбуждении административного судопроизводства. Однако никаких действий за этим не следует. В ФТС “Клаксону” пояснили, что подобные заявления рассматриваются, и ни одно не было проигнорировано. Подтвердили эти информацию и в “Porsche”.

– Центральная акцизная таможня неоднократно пыталась возбуждать дела, в том числе и касающиеся наших автомобилей, ввезенных в Россию с нарушением прав нашей компании. Но так как “серые” продавцы успевали быстро реализовывать машины, суд даже не успевал начаться ввиду отсутствия “улики”, то есть автомобиля, – говорит Оксана Хартанюк, руководитель отдела маркетинга “Порше Руссланд”.

Впрочем, не все игроки рынка уверены, что российские таможенники серьезно рассматривают такие заявления. Представитель одной из зарубежных марок, также страдающей от “серого” импорта, выдвинул мысль, что случай с “Porsche” не более чем показуха, “попытка продемонстрировать, что законы и у нас работают”. В массовом же порядке, считает собеседник “Клаксона”, просьбы компаний к таможне игнорируются.

Но даже если так оно и есть, бороться можно и с этим, считает адвокат Лелявский.

– Автопроизводители имеют полное право, в свою очередь, подать жалобу в прокуратуру на таможенные службы, если они не реагируют на их сигналы. Ничего особенного в этом нет. Получается, что компании платят налоги, а таможня не защищает их права, – говорит Лелявский.

Автомонополии?

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ прецедент с “Porsche” заставил большинство представительства зарубежных марок в нашей стране задуматься над началом более серьезной кампании против “серого” импорта. Причем речь здесь идет не только об автомобилях, но и запасных частях (разумеется, это не коснется тех компаний, которые имеют договоренности с производителем).

Однако не все так однозначно, как хочется некоторым автопроизводителям. Ведь случай с “Porsche” в автомобильной сфере пока единственный. Было несколько подобных дел по бытовой продукции… Иски также были удовлетворены, но поток товаров, ввозимых в нашу страну в обход фирм правообладателей торговых марок, не уменьшился. К тому же далеко не всех автопроизводителей сильно волнуют подобные вопросы.

– “Nissan” никогда не обращался к таможенным службам с просьбой возбудить судопроизводство и не участвовал ни в каких процессах. Почему? Да просто наши клиенты практически не пользуются услугами “серых” дилеров. Машины у нас доставляются в срок, и очереди за ними не такие уж и большие. Ну разве что какие-то чисто американские модели идут через сеть “серых” продавцов… Но для нас это не трагично, – говорит PR-менеджер компании “Нисан Мотор Рус” Татьяна Натарова.

Не боятся и сами “серые” дилеры. По словам директора одного из московских салонов, торгующих автомобилями из США, пожелавшего остаться неназванным, случай с “Porsche” никак не повлияет на их бизнес.

– Во-первых, чтобы требовать от таможни действий, надо знать конкретно, что за автомобиль пересекает границу, а также, когда и кто его везет. А эта информация далеко не всегда есть у представительств. Кроме того, даже если компании будут требовать возбуждения дел по каждому случаю, таможня просто не успеет подавать такое количество исков, а суды окажутся не в состоянии все их рассматривать. Что вы хотите, – через “серых” дилеров в год в Россию ввозится более 500.000 как новых, так и подержанных автомобилей. Такой поток очень сложно остановить, да и никому, по сути, это не нужно. Ну, отдаст “серый” дилер штраф, ну в худшем случает одну-две машины в год – для серьезно бизнеса это не потери, – говорит собеседник “Клаксона”.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: