Рубрики

ШАНХАЙСКИЙ АВТОСАЛОН. Шоу в Поднебесной: гибриды, роботы, аэромобили

21:33 06-06-2025

Шанхайское мотор-шоу сумело в этом году удивить танцующими роботами, обилием гибридных автомобилей, большим числом брутальных внедорожников, некоторые из которых умеют плавать, а также стремлением поднять личное транспортное средство в воздушное пространство

Текст и фото: Алексей Грамматчиков, Василий Сергеев

Из Китая с большой любовью

В самом масштабном в мире автомобильном празднике, Шанхайском автосалоне, на сей раз приняло участие более полутора тысяч компаний из 26 стран мира. Производители сдернули покрывала с более сотни премьер. И за десять дней работы выставки ее посетили, по разным оценкам, порядка полутора миллионов человек.

Шоу в Шанхае наглядно показало, кто сегодня хозяин в автомобильном мире. Из 90 млн выпускаемых в год автомобилей каждый третий создается в Поднебесной. Международная консалтинговая компания AlixPartners подсчитала, что в КНР присутствует свыше 160 автомобильных брендов. Все они активно пытаются найти свой путь к потребителю, что было особенно заметно на Шанхайской выставке.

К примеру, компания Nio представила в Шанхае новый бренд Firefly («Светлячок»). Под таким именем в КНР начинают выпускать заднеприводные электрические хэтчбеки с броским дизайном, запасом хода 420 км и ценой в пересчете на рубли 1,6 млн.

Firefly («Светлячок») — новый бренд компактных электрокаров от Nio

Geely удивил обновленным семейством кроссоверов Galaxy Сruiser, которые не только могут преодолевать серьезное бездорожье на суше (например, с помощью функции движения «крабом», когда все четыре колеса поворачиваются в одну сторону и машина едет по диагонали), но еще и способны продержаться на воде два часа, двигаясь со скоростью до 8,5 км/ч. Правда, плавучая версия пока представлена в статусе концепта.

Geely дал публике «краба», научив передвигаться по диагонали фирменный кроссовер Galaxy Сruiser

Бренд Hongqi, со своей стороны, неожиданно представил брутальный концепт с говорящим названием Off Road, а BYD показал на выставке новые большие внедорожники под маркой с труднопроизносимым названием Fangchengbao, некоторые из которых имеют рамную конструкцию. Подтверждением того, что китайцы на фоне массовой электрификации не намерены забывать про традиционные двигатели внутреннего сгорания, стала презентация на Great Wall нового восьмицилиндрового четырехлитрового мотора V8 битурбо, который развивает более 500 л.с. и теперь считается самым мощным китайским ДВС.

Брутальный Hongqi Off Road дебютировал в статусе концепта

Российским автолюбителям особенно любопытно, какие новинки, представленные на выставке, можно ждать у нас в ближайшее время. На стенде Chery публике открыли новый флагманский седан A9, который с большой вероятностью приедет в РФ.

На стенде Chery публике открыли новый флагманский седан A9

Jetour представил новую линейку Zongheng, которые производитель позиционирует как премиальные внедорожники и которые, возможно, тоже скоро появятся на российском рынке. В ближайшем будущем начнутся официальные поставки в Россию седана Avatr 06, который будет предлагаться как в чисто электрической, так и в гибридной версии. В первом случае запас хода от одной заправки составит 650 км, во втором – 1080 км.

Avatr 06 в России будет предлагаться как в чисто электрической, так и в гибридной версии

Changan объявил, что в течение ближайшего года официально начнет продавать в РФ три новые модели под брендом Deepal. Это гибридный кроссовер S07, гибридный внедорожник G318, а также автомобиль-трансформер E07, который отличается необычным багажником: его верхняя часть нажатием клавиши отъезжает вверх, превращая кузов в подобие пикапа, приспособленного для транспортировки габаритного груза. А еще Changan показал журналистам свой завод в городе Чунцин, где, например, в сварочном цехе работает 471 робот, обеспечивая автоматизацию сварки кузовов на 95%, а в новом цехе сборки батарей для электромобилей планируемая годовая мощность составляет 280 тыс. батарей в год.  

Deepal E07 трансформируется в подобие пикапа, а на экране спереди можно выводить буквенное сообщение окружающим

Вкалывают роботы

Особый упор китайский автопром делает на роботизацию: риторика вокруг технологий искусственного интеллекта (ИИ) на выставке была особенно громкой. Многие автопроизводители объявили об интеграции систем своей продукции с набирающей популярность китайской нейросетью DeepSeek. Ряд производителей делает ставку на разработку своих ИИ-решений: например, компания Geely продвигает в своей продукции собственные ИИ-алгоритмы под названием Xingrui AI.

Китайские производители стремятся широко использовать ИИ в автомобильных развлечениях, подстраивая развлекательный контент под настроение и вкусы автовладельца. Или же искусственный интеллект может помочь совершать покупки прямо из авто, планируя маршрут, к примеру, с учетом скидок на приглянувшиеся товары, или рассказывать о красотах и достопримечательностях за окном.

Чтобы подчеркнуть свою связь с роботизацией, многие китайские автомобильные компании выставили на своих стендах антропоморфных (похожих на человека) роботов. В некоторых случаях роботы развлекали посетителей танцами: смешно стуча ножками, они вскидывали с мяукающими звуками свои ручки-щупальцы и рисовали в воздухе сердечко. Иногда роботы стремились быть полезными: на стенде Chery робот AiMOGA протягивал посетителям бутылку с водой.

В компании Chery обещают, что скоро посетителей их фирменных дилерских центров будут встречать роботы. Такие, как AiMOGA

Полеты во сне и наяву

А еще в этом году в Шанхае были представлены летающие транспортные средства. В основном речь идет о гибридных конструкциях, когда на автомобильное шасси устанавливается отделяемая капсула, способная наподобие дрона подниматься в воздух с помощью работающих на электромоторах пропеллеров. Все они относятся к классу так называемых eVTOL – вертикально поднимающихся электрических летательных аппаратов, работающих на низких высотах.

Футуристический концепт Tiannian 1 является для китайского премиального автопроизводителя Hongqi пробой пера в аэромобильной отрасли. Шоукар интересен не столько передовыми технологиями вождения, сколько отделяемым летающим модулем с восемью винтами на выдвижных опорах. На шасси, оформленное как электрический спорткар, водружена отделяемая верхняя часть, функционирующая в качестве дрона с технологией вертикального взлета (eVTOL). Пилотируемая капсула, рассчитанная на летчика и пассажира, способна достигать скорости 150 км/ч и преодолевать по воздуху более 200 км. Управление осуществляется в том числе с помощью голосовых команд и визуальных указаний – это шаг на пути к масштабному внедрению ИИ и автопилотированию. В 2025 году Hongqi планирует провести первый пилотируемый полет Tianlin 1.

Заявлено, что аэрокар Hongqi Tiannian 1 может преодолевать по воздуху более 200 км со скоростью 150 км/ч

Компания XPeng показала в Шанхае футуристическое летающее транспортное средство Aeroht Land Aircraft Carrier (LAC). Новинка тоже может разделяться на наземный и воздушный модули. Первый, имеющий шесть колес, по дизайну напоминает пикап Tesla Cybertruck. Под капотом здесь расположился ДВС, питающий аккумуляторную батарею. Отсоединяемый дрон размещен в задней части носителя, обеспечивая вертикальный взлет для полетов на малой высоте. Вся конструкция достигает 5,5 м в длину, 2 м в ширину и 2 – в высоту. В автомобиле могут разместиться четыре человека, в летательном аппарате – двое. Максимальный запас наземного хода заявлен на уровне 1 тыс. км. Помимо рекреационных целей новинку планируется задействовать в аварийно-спасательных работах.

Футуристическое летающее транспортное средство Aeroht Land Aircraft Carrier

Не осталась в стороне от аэротренда и компания GAC. Она представила летающий автомобиль собственной разработки GOVE AirCar. Одноместный дрон с 12 винтами может отделяться от наземной платформы с форм-фактором спорткара. При этом автомобильная часть играет также роль взлетно-посадочной площадки и зарядной станции для eVTOL. Она способна устанавливать связь с модулем, помогая ему пристыковаться. Бортовые технологии ИИ не только задействуются в процессе стыковки, но и обеспечивают распознавание препятствий. Новинка уже получила летный сертификат. Дуэт машины и коптера намечено запустить в продажу в 2027 году.

GOVE AirCar — одноместный дрон с 12 винтами, который отделяется от наземной колесной платформы

На стенде Changan тоже красовался летательный аппарат. Новинка партнерской компании Ehang во флагманской модификации EH216-S уже имеет сертификат летной годности. Крейсерская скорость двухместной модели составляет 100 км/ч, «максималка» достигает 130 км/ч, дальность полета и время в воздухе – 30 км и около 25 минут соответственно. Однако, строго говоря, это не аэромобиль, а большой дрон, где вместо колес используются полозья. Тем не менее генеральный тренд в развитии аэромобильной отрасли налицо – индустрия активно трансформируется от летающих автомобилей к модульным конструкциям с отделяемой дронной частью.

Летающий автомобиль-коптер, который Changan представил в сотрудничестве с компанией EHang

На выставке было объявлено, что к 2030 году в Китае рынок таких околоземных авто может достигнуть 85 тыс. в год. Дело остается за тем, чтобы придумать для автомобилей в воздухе нормативы и правила воздушного движения. Но, пожалуй, еще более сложная задача – убедить рядовых потребителей, что летать в кажущихся хрупких капсулах по воздуху – это безопасно.

Летающий автомобиль Chery именуется как Land and Air Vehicle

Поделиться: