Рубрики

Шипы и лед

18:16 28-11-2013

В предверии зимы у наших читателей возникает немало вопросов не только о выборе зимней шипованной резины, но и о сущности самих шипов на покрышках. На наиболее интересные из них вы найдете ответы в этом материале.

В предверии зимы у наших читателей возникает немало вопросов не только о выборе зимней шипованной резины, но и о сущности самих шипов на покрышках. На наиболее интересные из них вы найдете ответы в этом материале.

–Что зависит от конструкции шипа?

– Чем легче шип, тем меньше изнашивается покрышка. Поэтому нередко корпус шипа (который удерживает его в шине) изготавливается из алюминиевых сплавов. Есть модели, где применяются даже пластмассовые материалы. Но бывают и стальные основания. А для самого шипа используются твердосплавные смеси с примесью карбида вольфрама.

– Сейчас есть шипы самых разных форм – квадратной, овальной, многогранной, даже "бриллиантовой". В чем их преимущество перед традиционным круглым шипом?

– Чем сложнее форма шипа, тем у него больше сцепных кромок. При этом посадка шипа задается таким образом, чтобы каждая грань работала в продольном или поперечном направлении. Особо сложная форма шипов у брендов "Continental", где некоторые грани расположены под отрицательным углом, и "Pirelli", где используется двойная головка наконечника. Впрочем, ряд ведущих брендов, в частности "Michelin", пока не отказываются от традиционных круглых шипов, уделяя основное внимание оптимизации их расположения и распределения давления в пятне контакта. Так что вопрос о преимуществе той или иной формы шипа остается открытым.

– Что такое многоцелевые шипы?

– Многоцелевые шипы предназначены для установки на любые шины, даже всесезонные. Рабочая часть у них схожа с обычными шипами, но отличается значительным вылетом – до нескольких миллиметров. Основание шипов сделано по принципу винта-самореза, что позволяет с помощью простейших приспособлений вкручивать и удалять их. Эти шипы могут выручить в условиях экстремального бездорожья, например на зимниках, но практически не годятся для асфальтовых дорог общего пользования, а потому область их применения существенно ограничена.

– Расскажите о "втягивающихся" шипах, предназначенных якобы для езды как по асфальту, так и по снегу.

– В прямом смысле убирающихся внутрь шины шипов не существует. Ряд фирм применяют технологии для амортизации шипа при езде по твердому покрытию. Например, "Nokian" использует смягчающую удары "подушечку" по каждым шипом, а "Michelin" задействует термоактивную резиновую смесь под протектором – при высоких температурах она мягче, и шип частично уходит в нее, а чем холоднее, тем больше поддержка шипа и интенсивнее его прокалывающий эффект. Вероятно, подобные технологии и породили разговоры о "втягивающихся" шипах.

– Какие бывают ограничения при ошиповке покрышек?

– В Евросоюзе недавно ограничили количество шипов на погонный метр до пятидесяти. В России использование шипов противоскольжения регулируется ГОСТом. В нем лишь прописано, что высота выступа износостойкого элемента шипа для легковых и легких грузовых шин должна составлять 1,2±0,3 мм, а масса шипа не превышать 2,4 г для легковых и 5,0 г для легкогрузовых. Что касается ошиповки, то она должна соответствовать конструктивным особенностям конкретной покрышки. Но уже с 2015 года в действие должен вступить регламент Таможенного союза, где количество шипов будет ограничено шестью десятками на погонный метр, а их масса не должна будет превышать 1,6 г.

<~1~>

– Чем шипованные шины отличаются от шипуемых?

– Шипованные шины изначально рассчитаны на установку шипов – под это проектируется форма блоков, состав резины, внутренний каркас. Шипуемые покрышки – это модели двойного назначения. Изначально они идут без шипов, но с заводскими посадочными гнездами под них, и могут быть ошипованы даже в небольшой мастерской.

– В какие европейские страны нельзя въезжать на шипованных шинах?

– Полностью шипованная резина запрещена в Болгарии, Боснии и Герцеговине, Венгрии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Македонии, Португалии, Польше, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Турции, Хорватии, Черногории, Чехии. В остальных странах использование шипов регулируется местным законодательством и часто привязано к конкретным датам.

– Можно ли ставить шипы только на ведущие колеса?

– Категорически нельзя. Ведь тогда при резком торможении или, наоборот, ускорении значительно увеличивается риск сноса оси с нешипованными колесами – ведь их сцепление с дорогой будет намного хуже. Так что, если вы ставите шипованную резину, она должна быть на всех колесах.

– Надо ли обкатывать новые шипованные шины?

– Чтобы шипы окончательно "уселись" в посадочном гнезде, лучше первые 700-1.000 километров избегать резких стартов и торможений, сильных боковых нагрузок и скорости выше 100 км/ч, особенно на асфальте.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Kia читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: