На счету BMW нет ни одного титула в WRC, но именно раллийной дисциплине посвящен новый класс школы водительского мастерства "BMW Driving Experience". В первую очередь он предназначен для тех, кто уже прошел начальные программы и хочет попробовать что-то более сложное.
"ПРАВЫЙ пять длинный на левый два, горка!" – звучит в моем подсознании. Теперь я за рулем почти всегда пробую прописывать стенограмму дороги. Кажется, у меня "раллийная болезнь" – ее я подхватил за пару дней, проведенных на тренинге в окрестностях Таллина, где я попробовал себя в роли как пилота, так и штурмана…
Мастер спорта по ралли, инструктор и действующий пилот Алексей Лукьянюк сразу нам объяснил, что цель курса – приоткрыть мир автомобильного ралли, а не делать из нас чемпионов мира.
Раллийная азбука
"АЛФАВИТ" начинается с буквы "С" – стенограмма. Это важнейший из четырех элементов, которые требуются для успешного выступления в ралли. Три других – пилот, штурман и автомобиль.
Стенограмма – это, в первую очередь, последовательность поворотов. Кроме направления штурман диктует уровень сложности изгиба дороги. Виражи имеют цифровую градацию от одного (самый плавный) до восьми–десяти ("шпилька"). В зависимости от того, как удобно пилоту, последовательность может быть и обратной или иметь меньший набор цифр. Английская школа стенографирования и вовсе использует словесные обозначения. Это основа, а дальше на нее начинают "навешивать украшения": наличие наклона или уклона дороги, длина поворота, изменения его геометрии, обозначение связки…
Не менее важным элементом стенограммы является обозначение дистанции между поворотами, что позволяет пилоту заранее просчитывать точку начала торможения и входа в поворот. И если геометрию дуги представить относительно просто, то при определении расстояния ошибаются поначалу все.
Урок по стенограмме инструктор школы
Алексей Лукьянюк начал с того, что объяснил несколько вариантов записи сложности поворотов. |
Первый выезд
ОСНОВНЫМ местом действия ралли-курса стал автоспортивный комплекс "LaitseRallyPark", расположенный в получасе езды от эстонской столицы. Когда мы туда добрались, на стоянке уже прогревались пять "BMW 318" в кузове Е36 – настоящая классика заднего привода. Машины имеют специальную подготовку: из них удалено все лишнее, установлен каркас безопасности, гоночные кресла и многоточечные ремни, система внутренней связи для общения водителя и штурмана.
Разбившись на экипажи, мы выехали на покрытую льдом трассу. Никаких упражнений по правильной посадке и отработки вращения рулевого колеса. По задумке организаторов участники приходят на этот курс уже подготовленными.
Ежегодно на трассе “LaitseRallyPark” проходит один из спецучастков “Ралли Эстонии”.
Несмотря на малую протяженность, она изобилует сложными связками поворотов. Места для ошибки нет, кругом непробиваемые бетонные отбойники или высокие косогоры. |
На одометре моей машины больше 200.000 км пробега, но, нисколько не проявляя усталости, она с легкостью "метет хвостом" в повороте. Никакие электронные помощники не вмешиваются в процесс, потому как их тут нет. По рации в салоне слышны советы от Алексея и других инструкторов о том, как лучше пройти тот или иной участок.
Главный экзамен проходил в кокпите боевой “BMW M3”, на которой инструктор школы
Дмитрий Никончук выступает в чемпионатах Прибалтики. Вокруг пилота и штурмана выстроен каркас безопасности, который убережет их от тяжелых травм в случае аварии. Общаться они могут только через интерком, так как шумоизоляция полностью удалена. |
Спустя полчаса мы вернулись в боксы, чтобы облачиться в боевую экипировку, взять тетрадки и карандаши для записи стенограммы. Поначалу этот процесс воспринимаешь как игру. Ведь трасса короткая, и запомнить ее не так сложно. Только проехав несколько раз под диктовку, я начал понимать, насколько иначе веду себя за рулем. Мне не надо думать и вспоминать, что ждет впереди, я могу сконцентрироваться на том, что происходит прямо сейчас – искать зацеп на разгоне и, что важнее, при торможении; возможности для спрямления поворотов... О том, что будет дальше, я услышу в наушниках. Тем более что условия на трассе постоянно менялись. Лед в середине трека уже основательно раскатали, и приходилось прижиматься к обочинам в расчете раскопать грунт и вцепиться в него колесами, чтобы без блокировки максимально поздно затормозить или удержаться на внутренней бровке...
Движение в боковом скольжении безусловно производит впечатление на зрителей,
но зачастую приводит к потере времени на спецучастке. |
Периодически сессия прерывалась для разбора ошибок – все машины выстраивались друг за другом и следовали за автомобилем инструкторов, который показывал оптимальный путь. В особо сложных местах мы даже пешком проходили повороты, фиксируя мелочи, которые незаметны на скорости...
Пошел!!!
СТАРТОВАЯ площадка, ладонь инструктора за ветровым стеклом отсчитывает последние пять секунд… Взмах руки, и весь мир сужается до небольшого туннеля вокруг тебя: есть только дорога впереди и голос, который через интерком дает команды. Все время приходится бороться со страхом перестараться и переборщить, но, как говорил легендарный раллист Колин Макрей, "для того, чтобы быть быстрым в ралли, в любой непонятной ситуации дави на газ". Наша гонка совсем короткая, мне кажется, я даже выдохнуть не успел. Спустя всего пару минут взмах клетчатого флага обозначает ее окончание, и мы отправляемся в боксы для смены ролей. Теперь уже мне приходится диктовать стенограмму и следить одним глазом за водителем, а другим за трассой... Важно в нужный момент подбадривать пилота, если что-то не получается, или, наоборот, осаживать, если слишком торопится. Психология – еще одна важная составляющая, партнеры по экипажу должны полностью доверять друг другу и быть уверенными в своих действиях.
В итоговом протоколе наш экипаж занял второе место, но, по большому счету, никто не смотрел на времена, настолько все были переполнены восторгом от произошедшего. И, кажется, не только я теперь езжу за рулем, составляя виртуальную стенограмму в голове.
Последние авто новости и результаты тест-драйвов BMW читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон