На счету BMW нет ни одного титула в WRC, но именно раллийной дисциплине посвящен новый класс школы водительского мастерства "BMW Driving Experience". В первую очередь он предназначен для тех, кто уже прошел начальные программы и хочет попробовать что-то более сложное.
"ПРАВЫЙ пять длинный на левый два, горка!" – звучит в моем подсознании. Теперь я за рулем почти всегда пробую прописывать стенограмму дороги. Кажется, у меня "раллийная болезнь" – ее я подхватил за пару дней, проведенных на тренинге в окрестностях Таллина, где я попробовал себя в роли как пилота, так и штурмана…
Мастер спорта по ралли, инструктор и действующий пилот Алексей Лукьянюк сразу нам объяснил, что цель курса – приоткрыть мир автомобильного ралли, а не делать из нас чемпионов мира.
Раллийная азбука
"АЛФАВИТ" начинается с буквы "С" – стенограмма. Это важнейший из четырех элементов, которые требуются для успешного выступления в ралли. Три других – пилот, штурман и автомобиль.
Стенограмма – это, в первую очередь, последовательность поворотов. Кроме направления штурман диктует уровень сложности изгиба дороги. Виражи имеют цифровую градацию от одного (самый плавный) до восьми–десяти ("шпилька"). В зависимости от того, как удобно пилоту, последовательность может быть и обратной или иметь меньший набор цифр. Английская школа стенографирования и вовсе использует словесные обозначения. Это основа, а дальше на нее начинают "навешивать украшения": наличие наклона или уклона дороги, длина поворота, изменения его геометрии, обозначение связки…
Не менее важным элементом стенограммы является обозначение дистанции между поворотами, что позволяет пилоту заранее просчитывать точку начала торможения и входа в поворот. И если геометрию дуги представить относительно просто, то при определении расстояния ошибаются поначалу все.
![]() |
Урок по стенограмме инструктор школы
Алексей Лукьянюк начал с того, что объяснил несколько вариантов записи сложности поворотов. |
Первый выезд
ОСНОВНЫМ местом действия ралли-курса стал автоспортивный комплекс "LaitseRallyPark", расположенный в получасе езды от эстонской столицы. Когда мы туда добрались, на стоянке уже прогревались пять "BMW 318" в кузове Е36 – настоящая классика заднего привода. Машины имеют специальную подготовку: из них удалено все лишнее, установлен каркас безопасности, гоночные кресла и многоточечные ремни, система внутренней связи для общения водителя и штурмана.
Разбившись на экипажи, мы выехали на покрытую льдом трассу. Никаких упражнений по правильной посадке и отработки вращения рулевого колеса. По задумке организаторов участники приходят на этот курс уже подготовленными.
![]() |
Ежегодно на трассе “LaitseRallyPark” проходит один из спецучастков “Ралли Эстонии”.
Несмотря на малую протяженность, она изобилует сложными связками поворотов. Места для ошибки нет, кругом непробиваемые бетонные отбойники или высокие косогоры. |
На одометре моей машины больше 200.000 км пробега, но, нисколько не проявляя усталости, она с легкостью "метет хвостом" в повороте. Никакие электронные помощники не вмешиваются в процесс, потому как их тут нет. По рации в салоне слышны советы от Алексея и других инструкторов о том, как лучше пройти тот или иной участок.
![]() |
Главный экзамен проходил в кокпите боевой “BMW M3”, на которой инструктор школы
Дмитрий Никончук выступает в чемпионатах Прибалтики. Вокруг пилота и штурмана выстроен каркас безопасности, который убережет их от тяжелых травм в случае аварии. Общаться они могут только через интерком, так как шумоизоляция полностью удалена. |
Спустя полчаса мы вернулись в боксы, чтобы облачиться в боевую экипировку, взять тетрадки и карандаши для записи стенограммы. Поначалу этот процесс воспринимаешь как игру. Ведь трасса короткая, и запомнить ее не так сложно. Только проехав несколько раз под диктовку, я начал понимать, насколько иначе веду себя за рулем. Мне не надо думать и вспоминать, что ждет впереди, я могу сконцентрироваться на том, что происходит прямо сейчас – искать зацеп на разгоне и, что важнее, при торможении; возможности для спрямления поворотов... О том, что будет дальше, я услышу в наушниках. Тем более что условия на трассе постоянно менялись. Лед в середине трека уже основательно раскатали, и приходилось прижиматься к обочинам в расчете раскопать грунт и вцепиться в него колесами, чтобы без блокировки максимально поздно затормозить или удержаться на внутренней бровке...
![]() |
Движение в боковом скольжении безусловно производит впечатление на зрителей,
но зачастую приводит к потере времени на спецучастке. |
Периодически сессия прерывалась для разбора ошибок – все машины выстраивались друг за другом и следовали за автомобилем инструкторов, который показывал оптимальный путь. В особо сложных местах мы даже пешком проходили повороты, фиксируя мелочи, которые незаметны на скорости...
Пошел!!!
СТАРТОВАЯ площадка, ладонь инструктора за ветровым стеклом отсчитывает последние пять секунд… Взмах руки, и весь мир сужается до небольшого туннеля вокруг тебя: есть только дорога впереди и голос, который через интерком дает команды. Все время приходится бороться со страхом перестараться и переборщить, но, как говорил легендарный раллист Колин Макрей, "для того, чтобы быть быстрым в ралли, в любой непонятной ситуации дави на газ". Наша гонка совсем короткая, мне кажется, я даже выдохнуть не успел. Спустя всего пару минут взмах клетчатого флага обозначает ее окончание, и мы отправляемся в боксы для смены ролей. Теперь уже мне приходится диктовать стенограмму и следить одним глазом за водителем, а другим за трассой... Важно в нужный момент подбадривать пилота, если что-то не получается, или, наоборот, осаживать, если слишком торопится. Психология – еще одна важная составляющая, партнеры по экипажу должны полностью доверять друг другу и быть уверенными в своих действиях.
В итоговом протоколе наш экипаж занял второе место, но, по большому счету, никто не смотрел на времена, настолько все были переполнены восторгом от произошедшего. И, кажется, не только я теперь езжу за рулем, составляя виртуальную стенограмму в голове.
Последние авто новости и результаты тест-драйвов BMW читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон