Рубрики

Штирлицы на колесах

9:44 02-03-2021

Самые известные автомобили разведчиков советского кино.

У нас благородные разведчики, у «них» – вероломные шпионы. Но и про тех и про других снимают фильмы, где они, конечно же, ездят на автомобилях. «Клаксон» выбрал 3 самых известных автомобиля из отечественных фильмов про бойцов невидимого фронта.

Михаил Калинин

Mercedes-Вenz 230 (W 143), «Семнадцать мгновений весны»

Этот автомобиль всем нам знаком с детства. Мы его образ буквально впитываем с молоком матери. Хоть и под бдительным присмотром товарища Исаева – умного, честного и беззаветного защитника Родины. Он внимательно смотрит за каждым из нас с экранов телевизоров. Его пронзительный взгляд, его крепкие нервы, его суровая выдержка… нет никаких сомнений, такой персонаж может ездить только на «Мерседесе».

В съемках сериала Лиозновой принимало участие аж целых три автомобиля.

Правда, как отмечают эксперты, с подобранным товарищу штандартенфюреру СС Максу Отто фон Штирлицу для съемок Mercedes-Вenz 230 вышел небольшой казус. У Семенова в произведении разведчик ездил на «Хорьхе», но достойного «Хорьха» найти не удалось. Под рукой оказался только «двести тридцатый» Mercedes-Benz. Между тем от такого автомобиля настоящий штандартенфюрер, скорее всего, отказался бы. Просто потому что слишком низка ему по рангу эта модель – одна из самых бюджетных на момент своего производства. Истинному арийцу в достаточно высоком звании и тем более эсесовцу полагается авто более роскошное и комфортабельное.

Mercedes-Вenz 230 -- для штандартенфюрера унизительно дешевый автомобиль.

Но Штирлиц он же наш, он не привык выпендриваться! Mercedes-Вenz 230 – значит, Mercedes-Вenz 230. Интересно, что на самом деле в съемках принимало участие аж целых три автомобиля. Первый, как говорят, трофейный (хотя все они, по сути, трофейные) был специально куплен киношниками в московском автохозяйстве. Но на съемках в ГДР машина трагически поломалась. И ее подменил дублер, принадлежащий местному идейному коммунисту. Еще один дублер понадобился при возвращении на родину. Поскольку ремонт занял довольно много времени.

Но время было потрачено не зря. Машину полностью восстановили, и она снялась еще в целом ряде военно-патриотических (и не только) картин. Среди них --  «Тегеран-43», «Щит и меч», «Освобождение», «Джокер», «Гудбай, Америка» и прочие. Теперь же звезда хранится в музее ретромобилей «Мосфильма».

Horch 853A, «Щит и меч»

А вот оберлейтенанту абвера Иоганну Вайсу (он же советский разведчик Александр Белов, он же гауптштурмфюрер СС Петер Краус – вот все непросто у пламенных разведчиков) из фильма «Щит и меч» достался наоборот не по рангу премиальный (говоря современным языком) Horch 853. И это даже с учетом того, что был Вайс-Краус офицером по особым поручениям. И что крутился в сферах, прямо скажем, довольно высоких. Однако никому и в этих сферах такой автомобиль не полагался. Потому что предназначался он только самой верховной верхушке Третьего Рейха. До которой Белов при всей врожденной русской смекалке так и не допрыгнул.

Оберлейтенанту абвера Иоганну Вайсу вообще-то было далеко до немецкой элиты и премиальных немецких автомобилей.

Что собственно история данной конкретной машины и подтверждает. В Советский Союз после окончания войны она попала прямёхонько из гаража Германа Геринга, известного любителя дорогостоящей техники и высокомаржинальных произведений искусства. Пройдя долгий путь по рукам фронтовиков от аса балтийского неба Михаила Самохина, которому этот Horch 853 подарил лично Рокоссовский, она в итоге оказалась в коллекции известного и уважаемого коллекционера Александра Алексеевича Ломакова.  Это мастер, преданный хранитель автомобильной истории сумел не просто сберечь автомобиль для будущих поколений. Он буквально вдохнуть в него вторую, третью и еще множество жизней – очень ярких и запоминающихся киножизней.

Horch 853 снялся во многих фильмах. Мы видели его в «Серго Орджоникидзе», «Товарищ генерал», «Здравствуйте, я ваша тетя». А также в картинах «Вариант Омега», «Возмездие», «Ритмы джаза», «Великий самоед»... Жив автомобиль и сейчас. Вполне возможно, готовится к очередным съемкам.

Mercedes-Benz 300SL (W198), «Мертвый сезон»

По всей видимости, это изящнейшее олицетворение автомобильной красоты в ее наивысшем воплощении до наших дней, к сожалению, не дожило. Или дожило, но не в оригинальном качестве. Автомобиль то ли сгорел, то ли был разбит в страшной аварии. А потом либо пропал, либо за копейки продан в Германию… История, в общем, странная и запутанная, как собственно и полагается автомобилю настоящего разведчика – бесстрашного полковника Константина Тимофеевича Ладейникова. Чья элегантность сравнима с элегантностью самого автомобиля и может служить примером добропорядочным джентльменам по обе стороны Ла-Манша всех времен и народов.

А автомобиль действительно жаль. Сейчас бы он стоил в районе полумиллиона долларов/евро. Однако не ценой славятся такие машины, а своим эстетическим совершенством, не зависимым от веяний моды. Впрочем, стоит признать, что судьбу ему все-таки удалось обмануть. Вместо того чтобы безвестно сгинуть в недрах советского НИИ, куда его привезли для разборки и детального изучения первой в мире серийной системы впрыска топлива, он обернулся киногероем, украсившим незримый бой советского разведчика с коварным профессором.

А потом бесконечная череда перекупов-перепродаж, утомительная и безысходная. Ленинград, Москва, республиканские центры… Машина много где побывала. И много кому доставила удовольствие, разжигая адреналин мощным урчанием двигателя. Ее следы затерялись где-то в конце 80-х гг., когда терялись не только целые машины, но и целые государства, планомерно воспитывавшие в своих рядах энергичных разведчиков.  

Самые необычные новости и автомоности 2021 читайте на страницах Автомобильного издания Клаксон

Поделиться: