Рубрики

“Skoda 1000 MB”: атлет почтенного возраста

17:10 23-08-2011

Отправить настоящего спортсмена на пенсию невозможно. Типичный тому пример – раллийная “Skoda 1000 MB”, с которой мне посчастливилось познакомиться в Чехии на традиционном ралли исторических машин. Причем эта модель, 1967 года выпуска, оказалась самой старой среди выступавших раллийных ветеранов.

“Skoda 1000 MB” по-прежнему рвется в бой

Отправить настоящего спортсмена на пенсию невозможно. Типичный тому пример – раллийная “Skoda 1000 MB”, с которой мне посчастливилось познакомиться в Чехии на традиционном ралли исторических машин. Причем эта модель, 1967 года выпуска, оказалась самой старой среди выступавших раллийных ветеранов.

ЕЕ ВЛАДЕЛЕЦ, Ян Гримбоч, тщательно ухаживает за машиной. У него собственный сервис. Ремонтом автомобилей он зарабатывает себе на хлеб, а реставрация и гонки – хобби на всю жизнь.

– Во времена моего детства так выглядела мечта каждого чехословацкого мальчишки, который хоть чуть-чуть увлекался автоспортом, – рассказывает Ян. – “1000 MB” была самым ярким символом нашей автомобильной промышленности в 60-е годы. Ведь именно эта модель вернула “Шкоду” в большой спорт. Хотя сначала мало кто верил, что она сможет выступать в гонках, потому что мотор гражданской версии выдавал всего 40 “лошадей”...

А потом Ян рассказал мне, как инженеры довели мощность 988-кубового двигателя до 64 л.с. при 6.000 об/мин. Небольшая масса автомобиля (780 кг) позволяла “1000 MB” разгоняться до 150 км/ч. А у более мощной версии “1000 MB B5”, которая при том же рабочем объеме выдавала 90 л.с., “максималка” составляла 180 км/ч. Сейчас эти цифры не впечатляют, но для середины 60-х показатели были солидными.

– Неужели она до сих пор на что-то способна? – задаю провокационный вопрос. И слышу от Яна ответ, на который надеялся:

– Давай прокатимся, и сам во всем убедишься!

С места в карьер

САДИТЬСЯ в “1000 MB” с ее несущим кузовом не слишком сложно – здесь нет привычной для раллийных машин клетки, затрудняющей доступ в салон. И вообще из устройств безопасности имеется лишь огнетушитель.

 
Шумоизоляции нет. Под ногами голый металл пола. Спортивные кресла-ковши с пяти-
точечными ремнями и руль – единственные неоригинальные детали в интерьере “1000MB”.

Приборная панель готова предоставить все данные, которые могут понадобиться гонщику: на ней имеют место не только спидометр и тахометр, но и датчик уровня топлива и масла, указатель температуры охлаждающей жидкости и даже термометр. Все, кстати, “родное”.

– Гоночные кресла-ковши и пятиточечные ремни – единственные неоригинальные детали, – словно оправдывается Ян. – Раньше здесь были стандартные сиденья и обычный ремень от “1000 MB”, но для участия в гонках пришлось их заменить.

Трасса проходит по дороге близ песчаного карьера. Еще утром здесь курсировали груженые самосвалы, а теперь это асфальтовый гоночный трек, припорошенный песком. Как только выезжаем на длинную прямую, Ян утапливает педаль газа в пол, и рык литрового мотора заполняет салон. Шумоизоляции здесь нет в принципе – все сделано для уменьшения веса. Не помогает даже шлем, через секунду мне закладывает уши. Машина бодро набирает скорость.

– Какой у нее разгон? – пытаюсь перекричать рев двигателя.

– По заводским данным, “сотню” набирает за 16 секунд, но мне кажется, что эта цифра сильно завышена, – кричит в ответ Гримбоч. – Хотя справедливости ради надо признать, что я постоянно “кручу” мотор, стараюсь не опускать обороты ниже трех-четырех тысяч. У него на “низах” совсем мало тяги.

По заводским данным, “1000 MB” набирает 100 км/ч за 16 секунд,
но по субъективным ощущениям эта цифра кажется сильно завышенной.

Дорога начинает петлять, но Ян даже не собирается притормаживать, а, наоборот, втыкает высшую, четвертую передачу. Первый поворот проходим на скорости около 80 км/ч, в следующий вираж, если спидометр не врет, залетаем уже под 100 км/ч. Покрышки визжат, машину боком несет вдоль отбойника, отгораживающего дорогу от обрыва, и заносит все сильнее – так, что мы почти разворачиваемся. Вот что значит заднемоторная компоновка вкупе с задним приводом.

– Развесовка далеко не идеальная, – комментирует Ян, вновь направляя “Шкоду” на путь истинный. – Задняя ось загружена больше, чем передняя, и инерционные силы, действующие на нее, значительно выше. Поэтому любая, даже мгновенная потеря сцепления с дорогой чревата опасным заносом и скольжением.

Ну да, какие вам здесь системы стабилизации? Только мастерство пилота и трезвый расчет.

Через некоторое время асфальт сменился сухой грунтовкой, и “1000 MB” начала вести себя более аккуратно. Напряжение на лице Яна сменилось улыбкой. Повороты мы проходили опять-таки в боковом скольжении, но теперь все заносы были управляемыми.

– У руля довольно большой люфт, но при сильной тряске на неровностях это скорее достоинство, чем недостаток, – говорит пилот. – К тому же – чувствуешь? – сцепление шин с дорогой стало лучше, да и усилие на руле заметно прибавилось.

Я бы еще покатался, но впереди появился условный финиш, который машина под управлением Яна пересекла уже в прогулочном темпе.

А на следующий день состоялась гонка за кубок “Ралли Чешского Крумлова”. Увы, моя знакомая “1000 MB” в число призеров не попала. Что ж, все мы знаем, что в спорте главное – участие.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Skoda читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: