Самое удивительное, заключалось в том, что ŠKODA, пережившая оккупацию, а в самом конце войны еще и бомбежку предприятия, вообще смогла представить новую модель. Даже автомобильные компании тех стран, на территории которых не велось боевых действий, не имели новинок, а ŠKODA смогла найти силы снова заявить о себе. Разработку проекта чешские инженеры начали еще во время оккупации. Они верили: война закончится, Чехословакия и ŠKODA вместе с ней вернутся к мирной жизни, и в этой жизни понадобится новая машина. 6 мая 1946 года первая ŠKODA 1101 сошла с конвейера завода в Млада-Болеславе.
Tudor стал достойным преемником POPULAR и RAPID, успешных довоенных моделей чешской марки. При этом Tudor отличался от своих предшественников не только более современным дизайном кузова, сделанным с явным влиянием американского стиля тех лет. Tudor, в числе прочего, получил гидравлические амортизаторы на передней оси, сделавшие его поведение на ходу более комфортным.
Название Tudor, хотя и напоминает об известной королевской династии, отношения к ней, естественно, не имеет. Tudor – всего лишь производное от английского two-door, что значит «две двери». Базовая версия, с которой все начиналось, имела всего две двери, которые открывались по довоенной моде против хода движения. Автомобиль при этом был четырехместным. Для прохода на задний ряд надо было откинуть спинку одного из передних сидений.
Кузов «Тудора», как и у предыдущих моделей, был сделан на деревянном каркасе, но отличался улучшенной шумоизоляцией, для которой использовались натуральные звукопоглощающие материалы – например, шерсть. В основе конструкции «Тудора» была жесткая, прочная и относительно легкая хребтовая рама, применявшаяся на автомобилях чешской марки с середины 1930-х годов. Центральный элемент такой рамы – прочная труба, внутри которой прятался карданный вал, по которому к задним колесам передавался крутящий момент от двигателя, распложенного спереди.
Четырехцилиндровый бензиновый двигатель с верхним расположением клапанов (OHV) объемом 1 089 см3 развивал мощность 32 л.с. при 4 600 об/мин. Базовая четырехместная версия с двухдверным закрытым кузовом имела снаряженную массу 940 кг. Легкий автомобиль развивал максимальную скорость 100 км/ч и отличался скромным расходом топлива: в среднем 8 л/100 км. Привод у автомобиля был задним, но 200-милимметровый дорожный просвет в сочетании с крупными 16-дюймовыми колесами и выносливым шасси позволяли новой модели ŠKODA уверенно себя чувствовать на легком бездорожье.
К первоначальной двухдверной версии вскоре была добавлена четырехдверная модификация. Автомобиль при этом оставался «Тудором» – хотя по факту был четырехдверкой. Задние двери открывались уже по-современному – по ходу движения. Помимо этого, модельный ряд пополнился двумя открытыми автомобилями. У седана-кабриолета – они были в вариантах с двумя и четырьмя дверьми – откидывалась верхняя мягкая часть крыши. Боковины и две высокие рамочные двери оставались на месте (у советской «Победы» был похожий открытый вариант). Были среди «Тудоров» и трехдверные версии. Они же – самые практичные, фургоны и
универсалы (STW, Station Wagon). Сложив в универсале второй ряд сидений хозяйственный автовладелец получал грузовое отделение длиной 1490 мм и шириной до 1380 мм (ширина багажника в районе колесных арок, конечно, была меньше – 980 мм).
Еще элегантнее выглядел родстер. В его внешности было что-то вызывающее: низкие двери без рамок, эффектная форма багажника. Родстер имел посадочную формулу «2+2», но задние места были очень условными. Родстеры стали самыми малочисленными представителями семейства. Они появились в 1948 году, примечательном еще по двум причинам: Чехословакия выбрала социалистический путь развития, а семейство «Тудоров» обновилось: в производство запустили серию 1102. Изменения в основном были косметическими и касались передней части кузова: проще всего 1101 отличить от 1102 по оформлению решетки радиатора и бамперу. Самым значительным преобразованием в салоне стал «переезд» рычага управления коробки передач: его убрали с пола и поставили на рулевую колонку, тем самым добавив места в ногах водителя и переднего пассажира.
Несмотря на рестайлинг 1948 года, когда появилась модель 1102, машины на базе 1101 продолжали выпускаться, и даже пережили версии с обновленной внешностью. Всего с 1946 по 1952 год было произведено 66 904 автомобиля в гражданских модификациях, причем более 65% «Тудоров» поколений 1101 / 1102 отправились на экспорт. В начале 1950-х список зарубежных рынков насчитывал 76 стран, включая Польшу, Нидерланды, Бельгию, ФРГ и такие отдаленные страны государства, как Австралия, Бразилия, Индия и Канада. В Чехословакии автомобиль оценивался в 67 700 крон. Интересно, что шины оплачивались отдельно – после войны резина была в дефиците, и такая ситуация не вызывала удивления.В Чехословакии автомобиль оценивался в 67 700 крон. Интересно, что шины оплачивались отдельно – после войны резина была в дефиците, и такая ситуация не вызывала удивления.
Помимо гражданских модификаций ŠKODA выпускала и специальную версию «Тудора», предназначенную для армии, силовых структур, а также для искателей приключений. Речь идет о модели ŠKODA 1101 VO. Последние буквы значат vojenský otevřený – «военный открытый». При опущенном матерчатом верхе в автомобиль можно было запрыгивать на ходу – и также быстро его покидать. Еще ŠKODA 1101 VO известна под двумя не вполне официальными именами – Combat Tudor и «Боевой Тудор» (Bojovy Tudor).
ŠKODA 1101 и 1102 добились многочисленных побед на гоночных трассах по всему миру. В сентябре 1949 года появилась версия ŠKODA Sport с кузовом, сделанном вручную из листового алюминия. В основе – усиленная хребтовая рама. Тормоза – барабанные, но с усиленным охлаждением. Новый автомобиль развивал скорость до 140 км/ч. Следующим шагом в разработке инновационных спортивных автомобилей стала модель ŠKODA Supersport с алюминиевым кузовом и небольшими, как на мотоцикле, съемными крыльями: без них колеса были «по-формульному» открыты. Всего с 1949 по 1950 год было сделано два экземпляра ŠKODA Sport и три – Supersport.
Наследницами серии 1101 / 1102 в 1952 году стали модели ŠKODA 1200 и, затем, 1201. В отличие от «Тудоров» они уже имели цельнометаллические кузова, сделанные без использования дерева, правда, хребтовая рама как основа конструкции сохранилась. Последними массовыми серийными машинами ŠKODA с хребтовой рамой, разработанными инженерами марки, были седаны и универсалы OCTAVIA и кабриолет FELICIA, которые выпускались с 1959 до 1971 год.
фото производителя