Рубрики

“Škoda” теперь начинается с “Citigo”

15:09 09-04-2012

“Citigo” – новое имя для марки “Skoda”. Подобных автомобилей в гамме чешской фирмы раньше не было. Появлению модели способствовала европейская мода на доступные сверхкомпактные машины для городских жителей. При этом на “Citigo” нашли применение такие системы, которые даже на старших моделях “Skoda” пока еще не встречались.

Citigo” – новое имя для марки “Skoda”. Подобных автомобилей в гамме чешской фирмы раньше не было. Появлению модели способствовала европейская мода на доступные сверхкомпактные машины для городских жителей. При этом на “Citigo” нашли применение такие системы, которые даже на старших моделях “Skoda” пока еще не встречались.


СОЦИОФОБИЯ – так называется боязнь общества, которое в случае с «Citigo» подразумевает пешеходов, окружающие машины и прочие дорожные объекты. Едва только маленькая «Skoda» лазерным сенсором обнаруживает их перед своим носом, она испуганно останавливается, как вкопанная, с заглохшим двигателем. При этом совершенно неважно давит водитель на педаль тормоза или нет...

Конечно, так происходит не всегда, а только в тех ситуациях, когда электроника понимает: человек за рулем отвлекся, столкновение неизбежно, надо принимать меры. Так что для «Citigo» фобия превратилась в удачный способ адаптации к бурному и порой непредсказуемому миру мегаполиса – основной среды обитания этого автомобиля.

Правда «City Safe Drive» (так называется новая система, которая впервые появилась на «Skoda»), еще не обучена работе на скоростях выше 30 км/ч. Видимо, инженеры полагают, что быстрее в городах ездят только камикадзе. И для Европы это в целом справедливо, но в России, как известно, сложились другие понятия о безопасной езде…

Впрочем, даже в пределах своей зоны ответственности компьютер иногда дает сбой. На тестовой площадке “Citigo” периодически таранил носом мягкий куб, имитирующий препятствие. А если бы на его месте был человек? Разработчики оправдываются: мол, гарантированно избежать аварии на самом деле удается на скоростях до 20 км/ч, так как нынешний сенсор пока не очень дальновиден – он сканирует пространство на расстоянии лишь 10 м перед бампером. Поэтому если ехать быстрее, то все будет зависеть от стечения обстоятельств: может быть повезет, и машина замрет в миллиметрах от опасности, а может и нет, но тогда электроника хотя бы снизит тяжесть столкновения.

На безопасность чехи вообще делают особый упор. Для «Citigo» подготовили и особые боковые подушки для защиты голов, и даже датчик превентивного срабатывания натяжителей ремней: когда передний бампер только начинает сминаться при ударе, обитатели салона уже прижаты к спинкам кресел, чтобы встреча с эйрбегами прошла точно по расчетному алгоритму. На этом фоне пять звезд, полученные «Citigo» в краш-тесте «EuroNCAP», выглядят заслуженным результатом.

<~1~>

Но такими, скрытыми от глаз вещами, маленькая «Skoda» не ограничивается. Есть в ней и то, что можно в буквальном смысле пощупать. Например, за доплату «Citigo» оснащается портативной мультимедийной системой “Move & Fun” немецкой фирмы “Navigon” c пятидюймовым сенсорным экраном. В принципе, идея интегрировать в автомобиль съемный навигатор не нова, но “Skoda” научила это устройство также взаимодействовать с бортовыми системами “Citigo”. В результате получился неплохой информационный центр: он управляет телефоном, музыкальной установкой, отображает показания парковочных датчиков, борткомпьютера и даже некоторых приборов вроде тахометра и указателя температуры двигателя.


Тихо, но медленно


ТОЛЬКО не надо думать, что “Skoda” построила очередной модный гаджет на колесах, автомобиль-игрушку. На самом деле в погоне за снижением стоимости разработчики считали каждый евроцент. Судите сами: руль регулируется только по высоте; на внутренней стороне дверей и на боковых стенках багажника – голый металл; климат-контроль взамен обычному кондиционеру не предусмотрен; на задней оси установлены простые барабанные тормоза; на пятидверной версии на задних дверях нет стеклоподъемников…

Да что там говорить, даже автоматическую коробку передач “Citigo” пока не получил. Простенький пятиступенчатый “робот” ASG серии “SQ100” с сухим однодисковым сцеплением только на подходе. А на данный момент – только пятиступенчатая «механика» «MQ100».

К бюджетным решениям я бы отнес и выбор двигателя. Литровый трехцилиндровый бензиновый агрегат серии “EА211” примечателен, разве что, облегченной алюминиевой конструкцией, а также интегрированным в головку блока выпускным коллектором и раздельными контурами охлаждения верхней и нижней частей (это ускоряет прогрев). А так это типичный мотор-труженник: с обычным распределенным впрыском топлива, регулировкой фаз только на впуске и без каких-либо технических изысков вроде балансирных валов...

Двигатель и работает также скромно. Вне зависимости от степени формировки (60 или 75 л.с.), он натужно разгоняет машину без явно выраженных провалов и рывков. Сказывается равенство крутящего момента: 95 Нм, 90% из которых доступны в диапазоне от 2.000 до 6.000 об/мин, развивают обе версии. Но предел у них все же разный. Если базовый вариант скисает уже после 60-70 кмч, то топовый сдается примерно на 80-90. Быстрее ездить “Citigo” не любит. К примеру, чтобы не потерять темп на пологом подъеме, приходится переходить на одну, а то и две передачи вниз, иначе хэтчбек начинают обходить даже груженные дальнобойщики. А соблюдая разрешенную на магистрали скорость 110 км/ч, педаль акселератора мне надо было постоянно держать прожатой до пола. Итог закономерен: обещанный паспортными характеристиками средний расход топлива в 4,5-4,7 л на 100 км на практике увеличивается в 1,5-2 раза. Впрочем, такие режимы для сугубо городской модели нетипичны.


Примитивно, но компактно


ВНЕШНЕ “Citigo” выглядит незатейливым и угловатым. Таким хэтчбек стал неспроста, ведь обычная картонная коробка практически всегда оказывается вместительнее дизайнерской сумки, говорят шкодовцы. Благодаря плоским кузовным панелям и плотной компоновке агрегатов (в частности, радиатор и конденсатор кондиционера смещены влево, чтобы сдвинуть вперед двигатель и увеличить внутреннее пространство машины), “Skoda” на пространстве размером 3,6х1,6 м сумела разместить довольно широкий пассажирский салон и багажник объемом 251 л. Конечно, на втором ряду в “Citigo” тесно: крыша давит на голову, колени касаются спинки переднего кресла, но все же это полноценный четырехместный автомобиль.

Хотел бы отметить виброакустический комфорт “Citigo”. Трехцилиндровые моторы склонны к повышенным вибрациям и погасить их без балансирных валов и других специальных мер – задача практически невыполнимая. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть капот: двигатель трясется так, словно это отбойный молоток. Но в салоне его ударов почти не чувствуется, лишь порой по полу пробегает нервный зуд, да при старте на подъеме маленькая “Skoda” напрягается всем телом. Секрет в том, что силовую клетку, которая по большей части состоит из сверх- и высокопрочной стали, тщательно доводили на предмет устранения паразитных колебаний, да и жесткость опор силового агрегата просчитывалась не менее основательно.

Даже в движении “Citigo” не утрачивает своей молчаливости. Мотор не стрекочет наподобие швейной машинки, как на многих одноклассниках, а издает приглушенный равномерный звук; слегка шуршат шины и порой посвистывает рассекаемый воздушный поток… Аэродинамика хэтчбека все же не идеальна. Когда пошел дождь, боковые стекла долгое время оставались чистыми, а вот заднее практически мгновенно затянуло пеленой из воды и грязи. В принципе, это типичная проблема автомобилей с вертикальной задней дверью, но “Citigo” подсасывает влагу так мощно, что она проникла даже внутрь багажного отсека, слегка подмочив мои вещи.

Легкий ход

О ТОМ, ЧТО над доводкой машины долго корпели специалисты, говорят настройки рулевого управления и ходовой части. Она у “Citigo” традиционна для бюджетных моделей: стойки “МакФерсон” спереди, упругая балка сзади. Но инженеры смогли выжать из этой схемы многое. Неровности автомобиль проходит упруго, но не подскакивает на них как мячик, поэтому в поворотах легкий (чуть больше 900 кг с учетом массы водителя) хэтчбек не переставляет на траектории, баранка с электромеханическим усилителем не утомляет чрезмерным усилием, но при этом четко дает понять, куда катятся передние колеса. Добавил газ, “Citigo” распрямляет дугу, отпустил – активнее закрутился в поворот. В общем, баланс настроек подобран удачно.

Для гурманов “Skoda” даже готова предложить спортивное шасси с уменьшенным на 1,5 см дорожным просветом. Кстати, такой же подвеской станут оснащать и “зеленые” версии “Green Tec”. За счет систем “старт-стоп” и рекуперации энергии, шин с пониженным сопротивлением качению и улучшенной аэродинамики они смогут проехать 100 км, потребив 4,1-4,2 л (в зависимости от версии мотора) топлива.

А пока “Citigo” – это не только доступный, но и вполне современный городской автомобиль, который, выполняя все присущие такой модели функции, еще и едет по-взрослому, без скидок на бюджетное происхождение.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ


Система “City Safe Drive” совместной разработки с компанией “Bosch” на данный момент работает в диапазоне скоростей от 5 до 30 км/ч. Встроенный в корпус салонного зеркала заднего вида лазерный датчик сканирует дорогу на расстоянии всего 10 м перед автомобилем, поэтому за секунды управляющая электроника успевает решить сразу несколько задач. На первой стадии распознается опасный объект и вероятность столкновения с ним, на второй – поднимается давление в тормозной системе, наконец на третьей ступени срабатывает автоматическое торможение с предельным замедлением 10 м/с2. При этом если водитель все же успел среагировать и нажал на тормоз, то “City Safe Drive” помогает ему максимально сократить остановочный путь. Но в тех случаях, когда человек за рулем выключает сцепление или пытается сманеврировать страховочная электроника прекращает работу, чтобы не мешать объезду препятствия.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Skoda читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: