Рубрики

Слаботочная система

11:03 10-06-2025

За взлетами – посадки, за периодами высокого напряжения – периоды разрядки, на смену крутым волнам оптимизма приходят штиль и разочарование: кривая электрификации автомобильного парка в России в действительности оказывается настолько кривой, что вряд ли поддается строгому научному анализу.

Артем Катин.

Мой метод описания автомобильной электросферы в стране бесконечно далек от строгости и научности и представляет собой набор случайных «импульсных» воспоминаний и рассуждений. Достоинство метода в том, что он по-настоящему авторский, при этом базируется как на разнообразном личном опыте по эксплуатации электрокаров, так и в саккумулированных в почте за пятнадцать лет официальных релизах. В любом случае он точно пригоден для подзарядки вашей позиции по отношению к электрокарам, какой бы она ни была со знаком плюс или минус

Не считая детских машинок с большими металлическими штангами в ЦПКиО, троллейбусов и небольшого японского автопогрузчика (не помню какой фирмы), на котором мне разрешили однажды покататься в торговом порту Владивостока, до определенного момента жизнь не давала мне шансов соприкоснуться вживую с электрическими автомобилями. Но в 2010 году я попал на презентацию Jaguar C-X75. Этот двухместный электрический суперкар по факту был всего лишь концептом. Но почему-то к нему прилагалась подробная таблица с умопомрачительными ТТХ: четыре тяговых электродвигателя на колесах по 195 л.с. и 1600 Нм в сумме крутящего момента, плюс две газовые турбины мощностью 188 л.с., максимум скорости в 330 км/ч, разгон с 0 до 100 км за 3,4 с, дальность «чистого» хода 109 км, что «в три раза превышает периметр Парижской кольцевой дороги Peripherique»… «Устремленный в будущее» электрокар, казалось, уже завтра пойдет в серию. Увы, это только казалось. Но минуло 15 лет, и Jaguar рисует очередное красивое грядущее – Type 00. И адепты бренда снова бросают в воздух чепчики.

В прошлом году в России реализовано рекордное количество новых электрокаров – 17 805. Для сравнения, в 2023 году было продано 14 089 ед., а в 2020-м – 688 

В конце октября уже 2011 года я в качестве репортера оказался на форуме RUSNANOTECH, где показывали действующие предсерийные образцы электротранспорта, оснащенные литий-ионными аккумуляторами. Образцов было не так чтобы много, но и не мало: электротрактор, электропогрузчики, коммерческие машинки, электробусы, про которые тогда говорили, что они вот-вот выйдут на линии в целом ряде крупных городов России (в реальности на столичных дорогах электробусы появились лишь семь лет спустя). Впрочем, звездой и шоу-стоппером форума была, конечно, модель АВТОВАЗа с кузовом типа универсал и поэтическим названием ELLADA (ЭлектроLADA). В рекламном буклете указывалось, что ElLADA после восьмичасовой зарядки от обычной розетки (220В, 16А, 50 Гц) может покрывать в городском режиме до 150 км, а стоимость затрат на энергию при этом составит не более 40–50 рублей. 

Самый успешный электрический бренд по итогам 2024 года – Zeekr, продавший 7623 электрокара. Бестселлер Zeekr 001. Реализовано 5028 единиц

Отчетливо помню жаркий спор и пари на 100 долларов двух сотрудников газеты по поводу перспектив тольяттинского электрокара. Один, помоложе и повосторженнее, уверял, что скоро, кроме электрокаров, ничего не будет, потому как они чище, проще и эффективнее, а «Элладу» ждет слава легендарной «копейки». Второй, старше и злее, парировал, что электромобили появились раньше машин с ДВС, после чего сгинули почти на столетие, потому что их развитие уперлось в тупик, и ElLADA, по его мнению, такой же «бесперспективняк». В итоге ElLADA вместо конвейера встала в заводской музей. Первый спорщик проиграл не только эту сотню, но и другую, которую он ставил на «Ё-мобиль», причем попутно оформив заказ на первый российский «народный электрокар» и написав радостную новостную заметку про то, как всего за неделю число заявок на машинку Михаила Прохорова перевалило за 100 тыс. Признаться, сегодня, читая релизы о 100 тысячах предзаказов на электромобиль «Атом», я испытываю ощущение дежавю и не могу удержаться от аналогий. Уж очень много схожего в проектах: красивый дизайн, пафос, обещания, поддержка на высоком уровне… Технические контуры «Ё-мобиля», пожалуй, были отчетливее, а разнообразие модельной линейки, включавшей и гибриды, и чисто электрокары, и машинки на газе, внушало даже больше оптимизма.

В двух десятках российских регионов владельцы электромобилей полностью освобождены от уплаты транспортного налога

Между прочим, серийный электромобиль Nissan LEAF получил тогда сразу два титула, европейский и мировой, «Автомобиль 2011 года», обойдя лучшие модели с ДВС. Сейчас LEAF – самая массовая «электричка» в России. Из 59, 6 тыс. электромобилей, которые числись в стране на 1 января 2025 года, 16,6 тыс. это Nissan LEAF. Парадоксально, но в том же году нам с коллегами на тест попал Mitsubishi i-MiEV. И тогда он, а не LEAF был первым и единственным серийным электромобилем, который продавали в России. Стоил он – от 1 799 000 рублей! Просто для сравнения: в наши дни собираемый в Липецке первый отечественный и признанный самым доступным электрокаром в стране Evolute i-PRO с учетом государственной субсидии и специальных предложений от производителя стоит дешевле – от 1 499 000 рублей. Впечатления от еще одной модели Evolute читайте на соседней полосе.

Во многих городах России платные муниципальные парковки являются бесплатными для авто на электротяге

i-MiEV же оставлял странные впечатления. Чтобы дотянуть до цели в морозы, приходилось постоянно отключать печку, выстукивая зубами «танец с саблями». Максимальная дальность пробега компактного хэтчбека в теории составляла 150 км. Но в реальности даже летом получалось вдвое меньше. А в зимнюю пору, если удавалось сделать 50, это был праздник. Когда машину подключали к гаражной зарядке, у охранника вырубались все бытовые приборы: электрокар забирал из сети 3,5 кВт. Экспресс-зарядку тогда осуществляли только у раздаточной колонки на Садовнической улице (проезд к ней, однако, был закрыт шлагбаумом) и в Сколково, путь до которого, скажем, из центра столицы и обратно делал миссию бессмысленной. Что такое экспресс-зарядка, я познал, тестируя несколько самых разных по классу электромобилей, включая Porsche Taycan. «Представляете, рассказывал я знакомым, – он сотню набирает за 2,5 секунды. На немецком автобане я обходил как стоячих Ferrari и AMG. Правда, на заправках AMG, постояв у колонки, через минуту-другую сливались с горизонтом. Мой же пит-стоп для пополнения ресурса батареи на 80% растягивался так, что я успевал пообедать, дважды оправиться, выпить три чашечки кофе, пять раз покурить…»

Для электромобилей, оформленных на физические лица, действует нулевой тариф за проезд по платным трассам – М-1, М-3, М-4, М-11, М-12, ЦКАД

Примерно пять лет назад я попал на «круглый стол», где обсуждались тренды и перспективы электромобилей в России. Почти все за «столом» были заряжены на позитив. Статистика тому способствовала. Учет ГИБДД показывал, что число электрокаров выросло с 2,8 тыс. в 2019 году до 7,5 тыс. в 2020-м. Прогноз прежде авторитетного, а теперь недружественного агентства сулил среднегодовой темп прироста рынка электромобилей в 82%. И так вплоть до 2030 года. Как раз до этого срока правительство должно утвердить концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта. К тому времени обещано довести долю производимых электромобилей до 10%, а также запустить 72 тыс. зарядных станций.

В I квартале 2025 года в России реализовано 1854 новых электромобиля. Это на 69% меньше, чем за тот же период прошлого года

Среди хора энтузиастов автомобильной электрификации, помню, был один злопыхатель, который все железные резоны перекрыл эмоциональным, но до сих пор убедительным для меня признанием нелюбви к электрокарам. «За рулем электрокара я физически ощущаю привязанность к розетке и утерю свободы. Пусть это немодно, но я голосую за авто с ДВС». Недавно мне попались данные «Автостата» о том, что даже сейчас, несмотря на появление огромного количества интересных новинок, введения льгот и мер поддержки, доля «электричек» в стране равна 0,12% от общего количества легковых автомобилей. Голосующих, вопреки моде, по-прежнему подавляющее большинство.   

По опросу ВЦИОМа в 2024 году только 12% россиян хотели бы купить электромобиль. 47% респондентов отдали предпочтение машине с бензиновым двигателем!!!!!

Поделиться: