Рубрики

Слабый стимулятор

16:12 04-12-2013

Государственная программа частичного субсидирования ставки по автокредитам не смогла серьезно поддержать падающий рынок.

Государственная программа частичного субсидирования ставки по автокредитам не смогла серьезно поддержать падающий рынок.

ЗАПУЩЕННЫЙ летом проект, призванный стимулировать затухающий спрос, судя по всему, не оправдал ожиданий. По крайней мере, об этом свидетельствуют как результаты продаж, так и выводы крупнейших игроков авторынка. Напомним, льготные кредиты выдают на приобретение новых автомобилей стоимостью до 750 тысяч рублей. Программа фактически полностью охватывает массовый сегмент. Кроме того, ряд автопроизводителей при помощи дочерних банков расширили рамки спецпредложения до миллиона рублей и таким образом создали дополнительные стимулы для роста продаж в низком и среднем ценовых сегментах.

Еще несколько месяцев назад специалисты консалтинговой компании "PricewaterhouseCoopers" прогнозировали, что с учетом возобновления льготного автокредитования сокращение продаж по сравнению с предыдущим годом составит от полутора до трех процентов (вместо шести, если бы программу не запустили). Другие эксперты считали, что госпрограмма станет толчком к созданию конкурентных продуктов, и приведет к снижению ставок по другим кредитам, что в итоге позитивно скажется на общем состоянии рынка.

Однако чуда не произошло. По итогам продаж за девять месяцев рынок провалился на семь процентов. И надежд, что тренд существенно поменяется до конца года, практически не осталось. Положительную динамику в массовом сегменте (в первой десятке по объемам продаж) показали только три компании: "Renault", "Kia" и "Hyundai". У остальных падение составило от двух до 19%. То есть льготные автокредиты не смогли сдержать негативную тенденцию. Хотя их положительное влияние дилеры все-таки ощутили. Сейчас уже очевидно: если бы госпрограмму не запустили, падение наверняка бы превысило десятипроцентную планку. Впрочем, все равно участники рынка явно не ожидали столь вялой реакции покупателей на так называемые дешевые кредиты. Серьезно помочь аутсайдерам они не смогли. А лидеры рынка просто сохранили свои позиции.

– Программа не смогла серьезно расшевелить спрос, – отмечает управляющий директор "Шевроле Россия и СНГ" Александр Мигаль. – Но положительный эффект все равно ощущается. Например, 40% автомобилей "Chevrolet" продаются в кредит. Здесь свою роль играет и наша собственная льготная программа.

– По госпрограмме у нас оформляется 54 процента кредитов, – констатирует глава представительства "Citroёn" Жан-Луи Шамла. – В основном такую финансовую услугу используют покупатели компактных автомобилей B-класса.

– Запуск госпрограммы не повлиял на количество выданных кредитов, – считает управляющий директор "Kia Motors Rus" Артем Гусаров. – Ведь мы и так предлагаем и неплохие кредитные ставки, и приемлемые цены. Хотя статистика все равно положительная: в сентябре объем льготных кредитов у нас составлял 60 процентов от общего числа кредитования.

Очевидно, что эффект стимулятора постепенно ослабевает. И возможно, совсем скоро он вообще не будет заметен для большинства дилеров.

– Согласно нашей статистике, доля кредитов за последний год увеличилась на 17 пунктов и достигла 53 процентов, – резюмирует генеральный директор холдинга "Рольф" Татьяна Луковецкая. – Однако льготная программа не смогла оказать поддержку рынку в целом. Она стимулировала, как правило, B-сегмент, остановив в нем падение продаж. Но в остальных падение продолжается. Особенно выражена эта тенденция в С-сегменте. До конца года ситуация вряд ли изменится.

По мнению Татьяны Луковецкой, важное влияние на продажи сейчас оказывает психология покупателей, которые не торопятся приобретать новые автомобили. Ведь они традиционно ожидают новогодних распродаж и продолжения ценовых войн, развязанных в прошлом году. Тогда для дилеров все средства были хороши, лишь бы избавиться от огромных складских запасов. Причем объявленные в конце прошлого года скидки действуют до сих пор. Дилерская маржа в массовом сегменте в результате упала до предела, дальнейший демпинг практически невозможен (без поддержки автопроизводителей). А покупатели тем временем терпеливо ждут новых, дополнительных скидок. Их, как говорит Луковецкая, уже не будет – теперь производители и дилеры осторожнее заполняют склады. Поэтому и опустошать их в срочном порядке в этом году не потребуется. Но когда это поймет покупатель, дилеры сказать затрудняются. Возможно, понимание придет уже в следующем году. А этот год будет закрыт "в минус".

Исключением из рыночного тренда станут несколько марок премиум-сегмента, демонстрирующих уверенный рост. Например, у "Mercedes" он составляет внушительные 20%. Объясняется успех в первую очередь тем, что значительно расширив модельную линейку за счет относительно доступных моделей, компания уверенно отнимает клиентов у производителей в сегменте демократичных марок. Хотя формально конкурентом для них и не является.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: