Рубрики

Славное море, священный Байкал, или Гидроциклы дальнего плавания

12:29 14-08-2013

Путешествия на аквабайках – дело само по себе не новое, зато суровое, авантюрное и до сих пор не слишком развитое во всем мире. Махнуть по Байкалу на 800 без малого километров – такого раньше еще не было. Уникальная возможность испытать себя и технику в четырехдневной экспедиции по просторам вечного озера.

Путешествия на аквабайках – дело само по себе не новое, зато суровое, авантюрное и до сих пор не слишком развитое во всем мире. Махнуть по Байкалу на 800 без малого километров – такого раньше еще не было. Уникальная возможность испытать себя и технику в четырехдневной экспедиции по просторам вечного озера.

…Нос гидроцикла стремительно сорвался вниз почти с трехметровой высоты.. Двигатель взревел как безумный, пытаясь “ухватиться” за темную ледяную воду. Секунды полета – и вот уже корпус жестко врубился в очередную волну. Она, расступившись, стремится поглотить меня и гидроцикл полностью. Секунда, две? Это в штиль немного, а не сейчас, когда Байкал явно пытается вырвать меня из седла. В голове одна мысль: “Дер-жать газ!” Вновь оказавшись в воде, двигатель хлебнул что есть мочи и почти молниеносно вытолкнул гидроцикл на гребень следующей волны. А через долю секунды “Yamaha FX Cruiser SHO” летит над водой навстречу очередному валу. И снова турбированный мотор орет как истеричка, а я встаю на подножках, ведя в уме отсчет: двадцать один, двадцать два, двад... Удар! Грохот такой, словно пластиковое днище разлетелось на атомы... Но двигатель снова вдыхает полной грудью и безумная гонка продолжается. Ледяная вода лупит в лицо, срывает визор со шлема, пытается проскользнуть под манжеты гидрокостюма... Но мне уже наплевать на эти мелкие неприятности – я бросил вызов Байкалу. Гидроцикл на скорости слегка за “полтинник” бьет волну форштевнем, килем, бортами – как придется. Я должен, просто обязан выйти из этой бешеной скачки с поднятой головой...

Перед стартом со всех аквабайков удалили шланги водометов, выбрасывающих фирменный
ямаховский “фонтан” на корме, чтобы мы, двигаясь в группе, не обдавали друг друга
ледяным душем.

 

Главное слово – топливо

 

Итак, группа журналистов собралась на берегу великого озера и под командованием известного в узких кругах гидроциклиста-путешественника Андрея Прудникова отправилась в водное турне. Впереди четыре дня пути: старт и финиш в Листвянке, а петля маршрута лежит на север, вокруг острова Ольхон, с заходом на мыс “Покойники” (тьфу-тьфу-тьфу!) и Ушканьи острова.

Собираясь в такой вояж, имеет смысл арендовать катер поддержки, который станет
для вас и спальней, и столовой, и складом ...


 

Если по ходу водного путешествия планируете совершать и пешие экскурсии, то не забывайте, что большая часть байкальских берегов – заповедник, и вам может понадобиться разрешение на его посещение. Такую бумагу можно получить либо в Иркутске, либо на месте, у должностных лиц. А вот что на Байкале понадобится непременно, так это судовой билет и удостоверение на право управления маломерным судном, каковым считается гидроцикл. Сотрудники Госинспекции по маломерным судам на озере работают повсеместно и гуманизмом к нарушителям не отличаются.

“Все свое вожу с собой” – в первую очередь это относится к запасу топлива для довольно
прожорливых спортивно-туристических гидроциклов.

При кажущейся простоте такого вояжа в нем есть два “но”. Первое и основное – топливо. Для покорения просторов Байкала компания “Yamaha” предоставила всем участникам одинаковые новые спортивно-туристические гидроциклы “FX Cruiser SHO”, оснащенные топовым турбированным двигателем объемом 1.812 куб. см. Его мощность японцы традиционно не указывают. Как показала практика, “лошадок” там вполне достаточно. Зато и аппетит соответственный. На ровной воде при движении во весь опор (105-108 км/ч) мой “гидрик” переваривал до 75 литров топлива в час! Сбавляя скорость до 50-60 км/ч, я добивался показаний около 30 литров. То есть при баке объемом 70 л можно пройти по воде примерно 120 верст. Так что часть аквабайков была дооборудована – на корме появился 80-литровый резерв топлива в пластиковых канистрах. Кроме того, запас горючего вез и катер сопровождения.

Не полагайтесь на местную инфраструктуру. Некоторое ее подобие есть в немногочисленных поселках на берегах Байкала и в единственном крупном населенном пункте Хужир, что на острове Ольхон. Так что провизию, топливо, сменную одежду и т.д. надо везти с собой. Лучший вариант, как сказано выше, – катер поддержки.

Кто-то ухмыльнется: вот, дескать, затарились первопроходцы! А что делать? С проблемой заправки сталкивались все, кто когда-нибудь путешествовал на гидроцикле. АЗС на воде в России нет. Так что надо либо строить маршрут мимо дорожных автомобильных заправок (это возможно лишь при путешествии по рекам), либо все свое везти с собой. Мы и везли. Но при этом мне очень хотелось поменяться с нашим проводником, у которого под седлом была единственная на всю флотилию обычная, не турбированная версия той же модели. С таким же новым увеличенным корпусом из материала “NanoXcel”, с такой же эргономичной, регулируемой рулевой колонкой, с такой же багажной вместимостью почти 125 литров и таким же эффективным круиз-контролем. Зато “кушал” этот аппарат процентов на 30 меньше, чем турбированные собратья. Была бы возможность выбора – взял бы для дальнего путешествия эту машину. Именно из соображений экономичности…

С берега не увидишь таких красот, как с аквабайка. Зато сами “гидрики” отсюда
смотрятся весьма живописно.

 

Собираясь в подобное путешествие, шорты, майку и плавки оставьте дома – они вам не понадобятся. Типичный наряд участника нашей экспедиции включал в себя двойной комплект термобелья (летнего и зимнего), а также флисовую кофту. От воды и непогоды защищал “сухой” гидрокостюм. На ногах две пары носков (х/б и шерстяные) и сапоги-“забродники”, позволяющие заходить в воду по пояс, что неизбежно при швартовке у каменистого берега. Поверх гидрокостюма в обязательном порядке был надет спасательный жилет, а поверх него – непромокаемая ветровка. Голову можно защитить неопреновым шлемом, но лучше всего подойдет обычный открытый мотоциклетный шлем со стеклом, закрывающим лицо от ветра и брызг. В моем арсенале было и две пары плотных неопреновых перчаток. А как иначе? В начале лета байкальская вода не прогревается выше трех-четырех градусов.

Второй насущный вопрос – проживание. К счастью, нам не пришлось каждый вечер возиться с установкой палаток, приготовлением пищи на костре и т.п. С экспедицией шло небольшое судно, на котором были и душ, и спальные места, и столовая. Арендовать такой кораблик не составляет труда. Дорого? Если вскладчину, то не дороже приличной гостиницы.

Вид с воды

Говоря по правде, к сидячим гидроциклам я всегда относился без особого трепета. Устойчивые, большие, позволяют прокатиться с пассажиром или протащить за собой вейкбордиста. Здорово, но водительские амбиции такой аппарат не тешит и быстро надоедает. Так я думал раньше.

В окрестностях Байкала путешественников поджидают и такие встречи…

Знакомство с озером Байкал в корне изменило такое отношение к большим “гидрикам”. Вот где раздолье! Едешь, куда ведет собственный взор, видишь то, что ни один турист с берега никогда не увидит. Бесконечные скалистые берега, снежные вершины, медведица с медвежатами на берегу, байкальские нерпы, пугливо выглядывающие из абсолютно прозрачной и, кажется, бездонной воды… А если кто-то возразит: мол, те же виды откроются и с борта прогулочного судна, то я просто рассмеюсь в ответ. Путешествие на аквабайке сродни мотоциклетному “дальнобою”. Ты один на один с техникой и стихией. Только ты решаешь, что будет в следующую минуту, только тебе подвластна скорость под 100 км/ч, только за рулем гидроцикла можно схватить и ветра в лицо, и воды за шкирку…

Первую половину маршрута мы летели по абсолютно тихой, зеркальной водной глади.
Однако позже озеро показало и свой суровый характер.

Кстати, внезапный душ мы рисковали получить лишь от озера, но не от других участников вояжа. Перед поездкой со всех аквабайков были удалены шланги водометов, выбрасывающих фирменную ямаховскую струю воды на корме. Совсем не лишняя предосторожность, когда путешествуешь большой командой. Иначе при движении в группе мы постоянно обдавали бы друг друга фонтанами холодной воды.

В среднем мы проходили около 200 км за день. По автомобильным меркам – пустяк. Но на воде, как говорится, километр идет за пять. Правда, с погодой нашей флотилии повезло. Первые два дня летели по абсолютно гладкому озеру. Лишь изредка под киль попадалась небольшая рябь, которую тяжелые туристические гидроциклы практически не замечали. На такой спокойной воде в какой-то момент начинает казаться, что время остановилось. На спидометре под “сотню”, ветер в лицо, но при этом полное ощущение, что ты затерялся где-то в пространстве и времени. И это особенно наглядно, когда пересекаешь Байкал, а не идешь параллельно берегу. Почти за 60 километров от северной части острова Ольхон (мыс Хобой) до мыса Рытого, что на левом берегу озера, я успел спеть все песни, которые знал, вспомнить школьные годы, попозировать перед фотокамерой, прокатиться и стоя, и сидя, выжать максимум из “гидрика” (108 км/ч по спидометру), изучить все данные борткомпьютера… а живописные заснеженные горные вершины даже и не собирались приближаться! Зато теперь я точно знаю, что такое бесконечность. Ну а немного погодя довелось испытать и скверное настроение великого озера. Впрочем, об этом я уже рассказывал…

Поделиться: