“У меня за месяц езды одна нога стала толще другой”, – пожаловался тут как-то знакомый таксист. Причина “деформации” конечности оказалась банальна: своя иномарка с двумя педалями у занятого извозом товарища сломалась, и он вынужден пока работать на приятельской “Ладе” с механикой. Никаких других претензий у него к автомобилю нет, но вот “по московским пробкам все время выжимать сцепление – это ад”. Очевидно, что моего отчета о новой трансмиссии “LADA Vesta” знакомый ждал с большим нетерпением.
ТЕПЕРЬ я смело могу рекомендовать “LADA Vesta” с “автоматической трансмиссией” как надежное ортопедическое средство. Единственная поправка: трансмиссия все-таки не автоматическая в буквальном техническом значении слова, а бесступенчатая. Тольятинские маркетологи, а вслед за ними и технари, упорствуют в своей классификации вариатора “Jatco”.
Что, с одной стороны, странно: агрегат хорошо известен и многократно помянут добрым словом владельцами самых разных моделей “Nissan”, “Renault”, “Mitsubishi”, а с недавних пор и “LADA XRAY Cross”. С другой стороны, это, вероятно, реальный способ показать, что между прежде предлагаемым “роботом” и вариатором “Jatco CVT” лежит кавказская пропасть. Я помню свои первые минуты и километры на той же “LADA Vesta” с “роботом”, так это были моменты позора, полные конвульсивных движений паралитика или ученика, впервые севшего за руль. Действительно, как и обещали вазовские инженеры, через некоторое время происходила адаптация – коробки к водителю или наоборот – уж не знаю. Но впечатление было испорчено, да и “фантомные” конвульсии, особенно на нижних передачах, еще долго не отпускали.
С “автоматической” же “Вестой” мы подружились сразу, то есть с момента старта на парковке аэропорта имени Михаила Юрьевича Лермонтова в Минводах. Дальнейший маршрут, к слову, также пролегал по лермонтовским местам, разумеется, сильно изменившимся за пару веков. На тесных и сильно загруженных улочках Пятигорска или Кисловодска передвигаться с “механикой” утомительно даже местным автолюбителям. Для приезжих же постоянные старты “с ручника” с откатами и уничижительными гудками соседних машин так и вовсе оборачиваются жестоким стрессом, не оставляющим никаких шансов на простое любование видами, не говоря уже о краеведении. А вот за рулем двухпедальной “Весты” можно спокойно вертеть головой, успевая считывать информацию с указателей на нарзанные ванны, Провал, Машук и прочие достопримечательности. Резюмирую: нервы в сохранности, ноги не ломит от усталости, все очень плавно и чинно.
“Медлительность – оборотная сторона стремительности”, – говаривал Штирлиц. Подтверждение этой тонкой максимы ждало меня по ходу маршрута, планово уводящего от курортных легкомысленных огней к суровому сумраку горных вершин Карачаево-Черкессии. “Vesta” с “автоматом” достойно вела себя и на прямых перегонах между равнинными селениями, и на извилистой дорожке через перевал Гум-Баши. Впрочем, удивляться тому, что автомобиль, не задыхаясь, забрался на высоту в два с лишним километра над уровнем моря, вряд ли уместно. Сказывается и удачная конструкция вариатора – компактного и, как указывает производитель, ставшего на 13% легче предыдущих образцов. Двухступенчатый планетарный редуктор обеспечивает тяговитость и экономичность трансмиссии. Гидротрансформатор выполняет функцию сцепления, отвечает за плавный старт и бережет все механизмы от рывков. Агрегат “Jatco”, к слову, надежен и неприхотлив: рабочая жидкость рассчитана на весь срок службы, и менять ее не нужно. Важно учитывать еще и тот момент, что фактически “АвтоВАЗ” предлагает водителям не просто “автомат” за 50 тыс рублей, а комбинацию новой трансмиссии с 113-сильным двигателем модели “H4M”, который уже известен по другим моделям альянса, но для “Vesta” предлагается впервые. Данная комбинация сулит, по крайней мере на бумаге, ощутимый выигрыш в динамике. Судите сами, что лучше – 11,3 с “до сотни” у нового седана или 12,1 с у 122-сильной “Весты” с мотором 1,8 л и “на механике”.
Несколько раз на подъеме мне пришлось обгонять автомобили вальяжных туристов и перегруженные колымаги местных жителей. Конечно, при особо энергичной работе с газом, как и положено, трансмиссия начинала выть. Но не так ужасно, “по-баскервильски”, как это обычно бывает с вариаторами. “Натужность” машины почти пропадает, а динамичность по ощущениям возрастает, когда переходишь в ручной режим с шестью виртуальными передачами, щелкать которыми удобно и приятно: рычаг с металлическим венцом ложится в руку как влитой. Его “фундамент” с хромированной рамкой и зеркальной панелью, пожалуй, оптимального размера. Во всяком случае, схема режимов работы вариатора прекрасно видна как днем, так и, благодаря подсветке, в темное время суток. Мануальный режим эффективен и на уклонах для лучшего замедления в дополнение к торможению двигателем. Резкие остановки в горах приходится делать часто, ведь предсказать, что тебя ждет за очередным выступом скалы сложно. В окрестностях аулов Верхняя Мара и Нижняя Мара, что лежат за пиком Гум-Баши, местные буренки пару раз устраивали мне свой фирменный тест. Да, он несколько ленивее “лосиного”, однако не менее опасен. Производитель не указывает длину тормозного пути, который стал определенно короче, чем у прежних версий модели. Хотя бы потому, что теперь и сзади на автомобиле устанавливаются дисковые тормоза.
Если правда, что всякое техническое новшество должно делать жизнь еще комфортнее, то “Jatco CVT” для “Весты” – действительно удачное решение. И “таксовать”, и путешествовать с “автоматом” определенно будет приятно и легко. Плюсы трансмиссии очевидны, а минусы… Педанты с линейками из экспертного цеха намеряли, что “Jatco CVT” съедает два-три сантиметра клиренса (к тому же в стальной защите двигателя из-за этого появились дополнительные “окна”»). Но даже на Кавказе, где к дорожному просвету своих машин относятся с гипертрофированным вниманием, такая мелочь не стала бы основой для “модного приговора”. А на российской равнине это и вовсе “величина погрешности”.
Александр СТАВРОВ,
фото “LADA”
Минеральные Воды – Москва
“LADA Vesta” с “автоматом” прошла проверку “боем”: 39 автомобилей накатали суммарно почти миллион километров при температурах от минус 47° в Сибири до плюс 40° в Тамани.
Для новинки подобрали два новых варианта окраски краской “металлик”: синий – “Дайвинг” и черный – “Маэстро”.
Экстерьер “Vesta” подвергся точечной реформации за счет нового дизайна колесных дисков и антенны-“плавника” на крыше.
Черный потолок и контрастные вставки на креслах радуют глаз, подогрев руля и кресел – согревает душу и тело.
Краткая техническая характеристика
“LADA Vesta”
“Седан” “Cross”
Габаритные размеры, см 441х176,4х149,7 442,4х178,5х152,6
Колесная база, см 263,5
Дорожный просвет, см 17,8 20,3
Снаряженная масса, кг 1.230 – 1.380
Двигатель 4-цил., 1.596 куб. см
Мощность 113 л.с. при 5.500 об/мин
Крутящий момент 152 Нм при 4.000 об/мин
Коробка передач вариатор
Тип привода передний
Максимальная скорость, км/ч 175 170
Разгон 0-100 км/ч, с 11,3 12,2
Средний расход топлива, л/100 км 7,1 7,4
Запас топлива, л 55
Объем багажника, л 480 480 – 825
Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон