Рубрики

Следующая остановка…

15:42 29-10-2015

На российском авторынке пока не наблюдается признаков стабилизации

На российском авторынке пока не наблюдается признаков стабилизации

Уже сейчас можно подводить итоги продаж автомобилей в России за год. Ведь за оставшиеся до его завершения два месяца ситуация в лучшую сторону не изменится.

ПО ИТОГАМ года российский авторынок потеряет более 30%. А за период с января по сентябрь падение продаж составило 33%. Разумеется, кризис сильнее ударил по массовому сегменту. Здесь падение достигает 34%. А вот в премиум-секторе потери значительно меньше – всего 21%. Кстати, положительную динамику за девять месяцев смогли показать всего три марки – “Porsche” (33,9%), “Lexus” (9,9%) и “Acura” (символические два процента). Зато немало компаний, демонстрирующих убийственное для бизнес-моделей падение на 50 и более процентов. И пока стабилизации ждать не приходится.

– В конце текущего года мы увидим значительное падение рынка относительно аналогичных периодов прошлого года, поскольку в ноябре-декабре 2014-го был бум, вызванный стремительной девальвацией рубля, – предупреждает генеральный директор группы “Рольф” Татьяна Луковецкая.

– Если смотреть абсолютные показатели, то мы стабильно “лежим на дне” – 120-140 тысяч автомобилей в месяц, – констатирует глава аналитического агентства “Автостат” Сергей Целиков. – Уйти ниже рынок может, если не продлят госпрограммы поддержки. С ними, скорее всего, останемся на текущем уровне. Относительные показатели в ближайшие три-пять месяцев могут и ухудшаться. Рост рынка возможен только при росте цен на нефть. При текущем уровне (50-55 долларов за баррель) ничего хорошего ждать не стоит.

Падение в 2016 году, как считают специалисты, продолжится. Но темпы будут снижаться.

– В будущем году при оценке динамики рынка мы будем отталкиваться уже от низкой базы 2015 года, поэтому цифры относительного падения станут не столь пугающими, – отмечает Татьяна Луковецкая. – Однако для позитивных изменений мы не видим серьезного фундамента. При этом меры поддержки автомобильной отрасли не стоит недооценивать. При сохранении текущих программ субсидирования мы ожидаем и сохранения статус-кво на рынке, если курс рубля будет стабилен. Сокращение мер поддержки неминуемо вызовет новый спад на рынке, а их расширение, например запуск программ льготного кредитования на автомобили стоимостью до 1,5 млн рублей или дороже – наверняка приведет к оживлению спроса.

Далеко не все дилеры оценивают ситуацию столь хладнокровно. Как признаются многие топ-менеджеры, компании просто начнут погибать без государственной подпитки.

– Считаю, что программы льготного кредитования, обновления парка и лизинга для физлиц необходимо продолжить и в 2016 году, – отмечает президент РОАД Владимир Моженков. – Без господдержки отрасль фактически будет отброшена на десять лет назад, к уровню 2006 года (тогда был реализован один миллион автомобилей). Десятки тысяч человек в автомобильном бизнесе потеряют рабочие места, серьезно пострадают смежные отрасли.

Всем очевидно: в будущем году российский рынок могут покинуть еще несколько автопроизводителей. Те, у которых самые слабые показатели продаж. В такой ситуации содержать офисы и поддерживать логистику не имеет смысла. Место неудачников тут же займут другие игроки. О серьезных намерениях продолжать работу на российском авторынке даже в случае самого негативного сценария в экономике страны заявляют “Ford” и “Volkswagen”, а также корейские автопроизводители. И это не пустые слова. В модернизацию завода “Hyundai” под Санкт-Петербургом компания инвестирует в будущем году $100 млн. Огромная сумма на фоне растерянности многочисленных конкурентов.

Среди потенциальных факторов, способных негативно повлиять на продажи новых автомобилей, эксперты называют изменение транспортного поведения жителей крупных городов. Власти вынуждают население все реже использовать личный автомобиль. Однако у нас эта мина замедленного действия в будущем году точно не взорвется.

– Транспортные проблемы замедляют рост автопарков крупных городов, но полностью не останавливают, – уверен Сергей Целиков. – Желание владеть новыми автомобилями все равно у людей будет оставаться, несмотря на различные проблемы. Возможно, просто меньше будут ездить (сократятся пробеги).

– В России покупка автомобиля – это не только прагматический шаг, но и демонстрация статуса владельца, – успокаивает дилеров Татьяна Луковецкая. – Кроме того, развитие общественного транспорта пока не достигло такого уровня, чтобы он мог заменить личный автомобиль. Действительно, среднегодовые пробеги машин в крупных городах снижаются. Но это не значит, что люди отказываются от личного автомобиля в пользу общественного транспорта или такси.