Рубрики

Сорвало крышу: “Jaguar XKR-S Convertible”

16:59 15-03-2012

Крыша – важнейший элемент жесткости автомобильного кузова. Убери ее – и даже самый быстрый спорткар уже не будет столь адекватным в своих реакциях. Но открытый “XKR-S Convertible” не укладывается в привычные рамки.

 Крыша – важнейший элемент жесткости автомобильного кузова. Убери ее – и даже самый быстрый спорткар уже не будет столь адекватным в своих реакциях. Но открытый “XKR-S Convertible” не укладывается в привычные рамки. Он разрабатывался параллельно с купе как самостоятельная модель, и потому его обошли типичные для кабриолетов проблемы.

МЫ стартовали одновременно. Кабриолет “XKR-S Convertible” и истребитель “F/A-18 Hornet” знаменитой пилотажной группы “Голубые ангелы” (“Blue Angels”). Порывистый ветер унес в пустыню сизый дым от подгоревшей резины и надрывные голоса вышедших на форсаж двигателей. Стрелка спидометра стремительно бежит по циферблату: 60 миль в час… 90… 120… 150… 180! В привычных нам единицах это почти 290 км/ч! И все же честного поединка не получилось. На такой скорости самолет уже начинает отрыв от взлетной полосы, а “Jaguar”, наоборот, еще сильнее вжимается в бетон: в подобных запредельных режимах отчетливо понимаешь, как важны те 26%, на которые благодаря хитрым воздуховодам, антикрылу и прочим аэродинамическим ухищрениям уменьшилась действующая на автомобиль подъемная сила.

Конечно, это было только шоу, развлечение. Я сомневаюсь, что кому-то из владельцев “Jaguar” удастся вот так запросто посетить действующую авиабазу ВМФ США “El Centro”, несущую дежурство на границе с Мексикой, и погонять по ее аэродрому, не ограничивая себя в скорости. Но более наглядной демонстрации недюжинных возможностей “XKR-S” не придумаешь. В мире вообще не так много крупносерийных автомобилей, способных разогнаться до 300 км/ч, а открытые модели среди них – большая редкость.

Сложно поверить, но факт: “Convertible” по времени разгона до “сотни” (4,4 с) и максимальной скорости в точности повторяет характеристики экстремального купе “XKR-S”.

– Секрет в том, что еще на стадии проектирования мы заложили в модели серии “XK” необходимый потенциал прочности. Алюминиевый кузов изначально разрабатывался нашими специалистами с тем расчетом, чтобы без дополнительных усилений он выдерживал все нагрузки, – поясняет мой давний знакомый, ведущий инженер компании “Jaguar” Тим Кларк.

В итоге конструкция пола, порогов и перегородок оказалась настолько удачной, что кузов “XKR-S Convertible” не только не потребовал дополнительных силовых распорок, но и по сравнению с купе не сильно потерял в жесткости на кручение: 16.500 Нм/град – разработчики называют этот показатель лучшим в классе.

И чтобы в этом убедиться, не надо сложных тестов. Достаточно в движении положить ладонь на рамку ветрового стекла. У многих открытых машин она буквально дышит в такт колебаниям подвески, неровностям дороги и пульсациям боковых ускорений на виражах. Но “XKR-S Convertible” этому недугу не подвержен, кузов действительно ведет себя как монолит.


Когда вес идет на пользу


ОДНАКО судя по паспортным данным кабриолет все же немного тяжелее купе. Если быть точным – на 42 кг. Сказывается вес механизма складывания крыши с металлическими тягами, гидроприводами, а также защитными дугами, которые автоматически выстреливают вверх при угрозе опрокидывания. Но в данном случае прибавку удалось обратить на пользу машине, оптимизировав ее развесовку. У открытой версии на заднюю ось в статике приходится 48% массы, поэтому при ускорении, когда вес перераспределяется, нагрузки на оба условных моста становятся равномерными, улучшая сцепление ведущих колес с дорогой без ущерба для управляемости.

<~1~>

Важно понять: “XKR-S Convertible”, несмотря на свою плейбойскую внешность и аристократичный имидж, отнюдь не прогулочный автомобиль. Более того, по точности реакций он порой превосходит одноименное купе. В принципе, изменения в шасси у них одинаковы: по сравнению с “просто спортивной” моделью “XKR” дорожный просвет уменьшен на один сантиметр, жесткость пружин передней подвески выросла на 28%, задней – на 32%, введены облегченные поворотные кулаки, более агрессивные настройки адаптивных амортизаторов и т.д., вплоть до усиленных тормозов и дифференциала с электромеханической блокировкой. Единственное отличие открытой версии – другие опоры задних демпферов.

Но если при всем этом закрытый “XKR-S” остался по ягуаровской традиции одним из самых плавных на ходу суперкаров, то “Convertible” – это один из самых жестких суперкабриолетов. Чувствительность ходовой части оказалась настолько высока, что практически на любой дороге – будь то калифорнийский широкий хайвей или провинциальная трасса в пустыне – я постоянно ощущал на руле и кресле мелкую дрожь, как будто ехал по щербатому асфальту, хотя покрытие в тех краях вполне гладкое. Позже я специально пересел на купе “XKR-S” и еще раз удостоверился в том, что его такая неприятность миновала. Инженеры “Jaguar” долго совещались на этот счет, проверяли давление в шинах, осматривали подвеску, но в итоге сошлись на том, что виноваты во всем резонансные колебания, и предпочли перевести разговор на тему управляемости, которая как раз вопросов по ходу заездов не вызывала.


Комфорт в дефиците


СБАВИВ скорость, вкатываюсь в Сан-Диего. Город, который даже несмотря на серьезный наркотрафик из Латинской Америки и высокий уровень преступности американцы считают одним из самых удачных для жизни: мягкий климат, до океана рукой подать… Словом, картинка с рекламного буклета. Но для дефиле по набережным и элитным кварталам мегаполиса у “XKR-S Convertible”, по современным “кабриолетным” меркам, не хватает комфорта. Все, что автомобиль способен предложить своему владельцу – это обычная тканевая крыша, которая убирается в багажник за 18 секунд на скорости до 24 км/ч. А на такие модные опции как, например, обдув шеи теплым воздухом или автоматические ветрозащитные шторки, можете не рассчитывать. Во-первых, подобные вещи повлекли бы за собой неминуемый рост массы машины, а во-вторых, внедрять продвинутые системы в конструкцию, которая восходит корнями к 2006 году, просто невыгодно – тут впору думать о модели следующего поколения.

Стекла подняты, ветровой экран установлен (вручную), но в салоне “XKR-S” уже с 70-80 км/ч начинает гулять сквозняк. Сначала поток воздуха по своему усмотрению меняет прически водителя и пассажира (виновата низкая рамка ветрового стекла), затем нарастает аэродинамический шум, и в конце концов людям становится сложно разговаривать друг с другом.

А раз общение не складывается, то надо посильнее нажать на газ и тогда… Это сродни звуковым спецэффектам в голливудских блокбастерах. Когда сидишь дома в уютном кресле, но имеешь полное ощущение, что вокруг клокочет лава при извержении вулкана или скрежещет металл покореженных в очередной аварии автомобилей... Столь же сочный и натуральный аккомпанемент сопровождал меня всю поездку на “XKR-S Convertible”. В купе голос 550-сильного компрессорного V8 со специальной системой выпуска, лишенной одного из глушителей и получившей перепускные клапаны, скрадывала шумоизоляция закрытого кузова. А в кабриолете, где нет никаких препятствий, симфония мотора заставляет поверить, будто едешь значительно быстрее, чем на самом деле. Звуковое давление так велико, что прохожие оборачиваются. И это не просто позерство. Ведь открытый “XKR-S” готов доказать свою состоятельность хоть на дороге, хоть на треке, хоть на аэродроме.

Так что аналогии с реактивными истребителями американских асов на этом тесте были не случайны. Шоу “Голубых ангелов” – это тоже красивое (и громкое!) зрелище, которое раскрывает мастерство пилотов и потенциал техники. Но “Jaguar” дает возможность не только смотреть, он предлагает поучаствовать в экстремальном приключении. Эта машина для сильных духом и уверенных в себе людей. Неженкам за рулем “XKR-S Convertible” будет неуютно.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Jaguar читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: