Рубрики

Спирали автомобильной истории

7:39 28-05-2021

Музей Mercedes-Benz в Штутгарте

Это восхитительное, фантастически парящее над Некаром, здание прекрасно знакомо всем жителям Штутгарта. Ведь прямо здесь, по преданию, в 1882 г. Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах начали разработку первого бензинового двигателя. А в 1903 г. на этом месте стартовало производство завода Daimler-Motoren-Gesellschaft.

Музей Mercedes-Benz в Штутгарте – колоссальное и одно из самых уникальных сооружений в своем роде. Его экспозиция насчитывает более 170 автомобилей и 1500 так или иначе связанных с ними экспонатов, включая редчайшие документы, действующие модели, двигатели и проч. Для строительства этого гигантского здания, довольно изящного на вид, но, несомненно, впечатляюще мощного и массивного на глубину в 6 метров было вбито 850 железобетонных свай. Они поддерживают фундаментные модули, размером до 7х2,5 метра. Свыше 12 000 тонн стали и 43 000 куб. м бетона потребовалось для возведения конструкции, высотой 47,5 м и объемом 210 000 куб. м.

Впрочем, более убедительным, чем приведенные цифры, является очарование, исходящее от этого исключительного здания, полностью соответствующего исключительности старейшего мирового автопроизводителя. Ведь совершенно очевидно, что в отличие от остальных корпоративных музеев разнообразных автомобильных брендов только музей Mercedes-Benz, по понятным причинам, способен охватить всю историю автомобилестроения от конца XIX века до дня сегодняшнего.

Поэтому в основе его идеи – двойная спираль ДНК, нашедшая отражение, как в архитектурном решении, так и в содержании экспозиции. Эта спираль формирует как бы каркас здания и видение всего процесса развития марки через призму становления мирового автомобилестроения в целом. Она же служит и скелетом экскурсионного тура – в обычном здании, пожалуй, просто в принципе было бы невозможно столь же увлекательно представить прославленные автомобили со звездой.

А чтобы знакомство было еще более захватывающим, посетителям предлагается два концептуальных маршрута, которые встречаются снова и снова, и ведут через обширную коллекцию с верхнего уровня до нижнего.

Да, да, именно так: сверху вниз – Музей Mercedes-Benz, наверно, единственный музей на планете, в котором осмотр начинается на последнем этаже и заканчивается на первом. Что хотели этим сказать создатели – не совсем понятно, но многих посетителей они и, правда, запутали. Не помогают даже настойчивые рекомендации смотрителей сразу же воспользоваться лифтом – люди уверенно начинают по привычке подниматься вверх и только где-то на втором-третьем этаже, окончательно растерянные, вспоминают о том, что им сказали на входе.

Все это придает осмотру определенный шарм и дополнительный задор, которые, тем не менее, не портят, а скорее, наоборот, усиливают общее впечатление.

Не менее интересно и то, что музей состоит как бы из двух экспозиций – уже упомянутых двух концептуальных маршрутов. Первая – «Легенды» – рассказывает об истории бренда в хронологическом порядке. Здесь посетителей встречают автомобили разных эпох, от уникальных образцов зарождающейся моторизованной индустрии до невероятных моделей недавнего прошлого и настоящего. Каждый демонстрируемый автомобиль встроен в его исторический контекст, оформленный дополнительными экспонатами, документами, фотографиями и проч. в обрамлении живописно организованного искусственного освещения.

Легенда 1: Пионеры – Изобретение автомобиля, 1886-1900 гг.

Легенда 2: Mercedes – Рождение бренда, 1900-1914 гг.

Легенда 3: Время перемен – дизель и компрессор, 1914-1945 гг.

Легенда 4: Послевоенное чудо – форма и разнообразие, 1945-1960 гг.

Легенда 5: Лидеры мысли – безопасность и окружающая среда, 1960–1982 гг.

Легенда 6: Новый старт – путь к мобильности без выбросов, с 1982 года по сегодняшний день.

Легенда 7: Серебряные стрелы – гонки и рекорды

Вторая экспозиция – «Коллекции» – состоит из пяти тематических залов. Здесь можно увидеть такие редкие экспонаты, как автобус Mercedes-Benz O 305, знаменитую «Сороконожку» («Tausendfüßler») – большегрузный грузовик LP 333, пожарную машину LF 3500 с поворотной лестницей или Папамобиль Папы Иоанна Павла II. Вид на Штутгарт и лучезарные окрестности через огромные окна прилагается в ассортименте.

Коллекция 1: Галерея путешествий (автомобили для дальних поездок)

Коллекция 2: Галерея грузоперевозок (коммерческий транспорт)

Коллекция 3: Галерея помощников (спецтехника и автомобили специального назначения)

Коллекция 4: Галерея знаменитостей (автомобили выдающихся современников и исторических личностей)

Коллекция 5: Галерея героев (автомобили для повседневной жизни)

Спускаясь вниз по лихому пандусу, посетители могут переключаться между разными экспозициями в любое время. Оба тура заканчиваются круто изгибающимся залом «Серебряные стрелы – гонки и рекорды», отвесные стены которого украшают покорители гоночных треков и спортивных состязаний. На финише – «Очарование технологий». Это зал, играющий особую роль в создании всеобъемлющего имиджа марки, и как таковой в общий маршрут не входит. В некотором смысле это отдельная выставка, которая с помощью тщательно продуманной постановки позволяет заглянуть в повседневную работу конструкторов и инженеров Mercedes-Benz и, таким образом, – будущее автомобилестроения.

Чтобы наилучшим образом спланировать свое посещение музея Mercedes-Benz, следует иметь ввиду, что общая протяженность маршрута составляет от 2 км (при беглом осмотре) до 5 км (при максимально вдумчивом). Поэтому закладываться нужно, как минимум, на полдня. А если есть особый интерес – то и целый день с перерывом на обед. Благо билет сюда, как и на все масштабные экспозиции в Европе, подразумевает неограниченное число входов-выходов в течение дня.

Текст: Михаил Калинин

Поделиться: