Рубрики

Спортивное управление автомобилем

Здравствуйте, это Егор Васильев. В прошлый раз мы с вами поговорили об особенностях работы систем автономного вождения, а также ассистентов активной безопасности и пришли к выводу о том, что они не просто активно отстраняют нас от процесса управления машиной. Их постоянный контроль над автомобилем приводит к тому, что человек как водитель начинает стремительно утрачивать навыки по управлению машиной превращаясь из профессионала в потребителя услуги мобильности. И это не делает нас с вами глупее.

Просто мы начинаем воспринимать перемещение в пространстве несколько по-другому становясь более требовательными к автомобилю или транспортному средству и менее требовательными к себе. Но, не только по этой причине. Например, существующий вокруг нас информационный фон также создает абсолютно неверные представления о мобильности и о принципах взаимодействия с автомобилем. Например, большинство рекламных роликов, посвящённых автомобилям демонстрируют либо беззаботное и счастливое перемещение в пространстве. Либо совершенно безумное управление автомобилем, которое просто невозможно и недопустимо в реальном мире. Но ведь все эти рекламные истории неизбежно влияют на наше восприятие мира. Создавая далеко не самую адекватную картину мира. Особенно в глазах тех, кто не имея собственного опыта получает представления об автомобилях при помощи подобных материалов. Ну ладно, это рекламные ролики.

В них автопроизводитель всеми силами пытается продать автомобиль. Может быть тогда хотя бы в кино, например в боевиках все происходит более правильно. Ведь не может же главный герой, являющийся профессионалом во всем совершать ошибки и действовать вопреки здравомысляще смыслу? Может. И основная причина заключается в том, что по-настоящему профессиональная езда не зрелищна в большинстве ситуаций. А что же тогда зрелищно? А то, что наиболее выгодно смотрится с точки зрения картинки. Ведь, ситуация, когда зритель наблюдает большое количество грязи и пыли, летящей из под колёс автомобиля Дает возможность режиссёру эффектно продемонстрировать скорость. Когда автомобиль эффектно скользит вы можете наблюдать его в красивом ракурсе. Причём я намеренно использовал термин эффектно.

Поскольку эффективное взаимодействие с автомобилем не подразумевает больших скольжений особенно если речь идёт об асфальте. Скольжения на асфальте это яркий индикатор того, что водитель совершил ошибку в результате которой он поедет намного медленней. Где доказательства спросите вы. А вы посмотрите трансляцию кольцевых гонок или формулы 1. И обратите внимание на, что как только у автомобиля поваляются скольжения в виде тех же заносов он сразу теряет скорость и проигрывает позицию своим более профессиональным конкурентам. И это только вершина айсберга. А что тогда можно сказать о том как в боевиках автомобили прыгают, врезаются в знания и другие препятствия, таранят автомобили оппонентов и тому подобное.

Каждый из этих зрелищных трюков фатален и для машины и для тех, кто находится внутри нее. Но ведь вялая погоня не привлечёт внимания зрителей, которых настолько разбаловали визуальными спецэффектами, что если они окажутся посередине поля боя они уже не воспримут это всерьёз. И наверняка даже выскажут ряд критических замечаний по поводу того как нужно правильно выстраивать логику боя. При этом, почему-то существует мнение, что такое разрушительное управление автомобилем является и высокопрофессиональным и спортивным. К счастью это совсем не так.

Давайте попробуем разобраться, что такое правильное управление автомобилем. Естественно, что его основной особенностью является то, что человек находящийся за рулем старается действовать разумно, принимая решение не только с учетом своих сиюминутных желаний, а исходя из того, какой результат он хочет получить от своего например манёвра. Причём, сам маневр должен осуществляться и с учетом того как он повлияет на остальных участников движения. И даже, исходя из того, какие последствия он может вызвать в отдалённой перспективе. То есть мы говорим об уровне планирования своих действий. Причём, помимо вышесказанного, водитель должен учитывать не только состояние дорожного покрытия, и возможности автомобиля.

Он должен еще и понимать уровень собственного мастерства. Которое по сути является для него таким же инструментом как и автомобиль. При этом, человек на мой взгляд, просто обязан адекватно оценивать какими приёмами он владеет достаточно уверенно, а какие у него получаются не всегда. И вторые исключить из своего водительского арсенала до тех пор, пока он не освоит их на достаточном уровне. Теперь возникает вопрос скорости. Определяет ли скорость степень профессиональности водительского мастерства.

И да и нет, причем не в том смысле о котором вы наверняка подумали. Дело в том, что ехать максимально быстро может любой человек. Для этого не нужно обладать никаким опытом и мастерством. Достаточно поставить рулевое колесо в положение прямо и нажать на педаль газа. Все остальное за вас сделает автомобиль. Правда, потом выяснится, что скорость еще не дает гарантии быстрого прибытия к месту назначения. Ведь для каждого типа покрытия и каждого поворота существует своя максимально возможная скорость движения, которая зависит еще и от формы траектории. А она напрямую зависит от уровня водительского интеллекта.

Ведь, надо определить ширину захода в поворот, рассчитать расположение точки входа в него, Понять, где расположена вершина поворота на какой угол и каким темпом необходимо повернуть рулевое колесо и в какой момент можно начать распрямление руля с ускорением автомобиля. При этом, учитывая еще и особенности трансмиссии и типа привода. Понимая при этом, как на ваши действия может отреагировать система стабилизации автомобиля. В общем учитывать огромное количество нюансов уже описать которые достаточно непросто. А ведь вам нужно это сделать в ограниченный временной отрезок да еще и под прессом стремительно приближающегося момента окончательного принятия решения, пропустив который вы окажетесь уже в аварийной ситуации.

Поэтому, нормальный человек обычно действует таким образом, чтобы у него был запас по скорости, который обычно дает и запас по времени. И это и безопасно и профессионально. По сути такой запас обеспечивает вам высокую надежность управления автомобилем. То есть правильное управление автомобилем это прежде всего разумное взаимоедействие с машиной, другими водителями и дорожной инфраструктурой. И основной задачей при этом является не скорость прибытия в точку назначения. А надёжное и безаварийное движение без попыток опередить самого себя. Даже если вы куда-то опаздываете, попытка ускориться может привести к тому, что вы вообще не доберётесь до места назначения.

И такой подход к управлению автомобилем вполне можно назвать профессиональным. Хорошо, а что тогда со спортивным стилем управления автомобилем? Уж он то точно должен подразумевать скорость, как основной критерий успешности. Опять нет. Как это не странно звучит. Скорость опять не важна. Важна надежность. Ведь быть самым быстрым до входа в первый поворот скажем так не круто. Более того, это показатель глупости. Или даже глупости в сочетании со смелостью не подкреплённое высоким уровнем водительского мастерства. Вообще, спортивное вождение отличается тем, что водитель в совершенстве владеет некоторыми приёмами управления автомобилем и умеет их применять в ситуациях которые это подразумевают. Причём, сама идея спортивного вождения по-прежнему подразумевает выстраивание разумного набора действий при управлении автомобилем исходя из гарантированной надёжности преодоления поворотов.

Просто, профессиональный спортсмен умеет двигаться ближе к предельным скоростным режимам не переход за их границы. А что будет, если гонщик на фоне уверенности в своих силах попытается превысить скорость, например на входе в поворот. А ничего хорошего, торможение с потерей траектории с возможным вылетом за пределы трассы. При этом, если он и сумеет попасть в поворот скорость на выходе из него будет очень низкой и он потеряет огромное количество времени. Так что, как это не удивительно, но разницы между спортивным вождением и просто правильным бытовым нет практически никакой.

И там и там присутствует правильный набор действий, который базируется на профессиональном знании принципов управления автомобилем. И, даже, если человек не обладает высоким мастерством и знанием тонких моментов, он компенсирует этот недостаток за счёт использования режима защитного вождения при котором он просто двигается на гарантированно безопасной для него скорости. В случае спортивного управления автомобилем на мозг и организм водителя падает намного большая нагрузка. Фактически превращая управление машиной в тяжёлый труд. Причем, как показывает практика мозг устаёт намного быстрей. Например, непрерывная и глубокая концентрация на процессе управления автомобилем возможна в среднем на 10-15 минут.

После этого начинает накапливаться неизбежное утомление со снижением уровня концентрации. А поскольку при управлении машиной даже десятые доли секунды имеют значение, то в длинных гонках пилоты могут использовать, например, отрезки прямолинейного движения по трассе для некоторого расслабления. При этом, такой навык также требует тренировки. И с этим необходимо считаться. Да, и при спортивном и при обычном вождении водитель должен с некоторым скептицизмом относится к своим навыкам. Это позволяет ему находится в правильном рабочем тонусе. Если гонщик заявляет, что у него получается абсолютно все, то верный признак того, что он вот-вот попадёте аварию.

Так, что и на дорогах общего пользования не пытаемся удивлять себя и окружающих продвинутым водительским мастерством понимая, что профессиональное управление автомобилем исключает эмоционально окрашенный поступки и подразумевает исключительно целесообразное поведение, обеспечивающее гарантированно надёжный результат. Никакие секунды не стоят даже потенциально возможных дорожных инцидентов в которых могут пострадать и люди. Да, есть еще один важный момент. Нельзя мгновенно от спокойного стиля управления автомобилем перейти к спортивному. Если попытаться это сделать, то вы почти наверняка сразу попадёте в аварийную ситуацию. Это как в любой физической активности. Чтобы получить максимальную отдачу от организма необходима разминка. А в случае с автомобилем не только физическая, но и ментальная. Поскольку машина как спортивный снаряд представляет из себя очень сложный инструмент со своими специфическими реакциями на действия пилота. Да, многие современные автомобили построены уже настолько хорошо, что скорость их собственной реакции на проблемы, например с управляемостью оказывается намного выше, чем скорость реакции человека.

И это может приводить к тому, что водитель двигаясь на высокой скорости может даже не успевать понять, что что-то случилось, поскольку автомобиль уже не только распознал проблему, но и успел ее устранить. Так, что быстрая и агрессивная езда в надежде на помощь систем активной безопасности автомобиля очень часто заканчивается резонансными авариями. И не имеет ничего общего ни с правильным управлением автомобилем ни со спортивным. Это просто игра в русскую рулетку. Причём последствия могут оказаться фатальными не столько для того, кто это делает, сколько для других участников движения. Так, что правильное управление автомобилем и спортивное управление машиной отличаются друг от друга только степенью концентрации на процессе и скоростью движения.

Причём в обоих случаях ведущую роль играет надежность выполнения манёвра. Ведь нет никакого смысла ехать быстро, если автомобиль финиширует в канаве. Если же при управлении машиной главным приоритетом становится скорость, то это фатальная ошибка и прямой путь в бездну проблем. И мы, как интеллигентные люди просто не можем себе это позволить. В следующий раз мы с вами обсудим эволюцию мобильности как таковой и попробуем понять в каком направлении эта самая мобильность может эволюционировать. С вам был Егор Васильев и до встречи.

Поделиться: