Рубрики

Сторож на полставки

Недорогие поисковые системы

За последние несколько лет охранно-поисковые системы из дорогостоящей опции, своего рода атрибута автомобильной роскоши, превратились в обычное оборудование. Сейчас на рынке немало комплексов самых разных ценовых и функциональных категорий, в том числе вполне доступных, не дороже пары десятков тысяч рублей.

ЗАДАЧА поисковой системы – определить координаты машины, указать их на карте в мониторе компьютера и (или) дать их цифровые значения. Используя распространенные каналы связи вроде GSM, это сделать несложно. В результате вы всегда можете выяснить: находится ваш автомобиль на месте стоянки или куда-то перемещается без вашего ведома. Это все. В случае угона вам самому надо обращаться в милицию и затем передавать им сведения о дальнейших передвижениях машины.

Есть вариант с оперативно-технической поддержкой, когда в автомобиль устанавливаются различные датчики, которые в случае несанкционированного проникновения в машину подают сигнал на пульт оперативного дежурного компании-провайдера, а тот извещает соответствующие службы… Но в этом случае к стоимости оборудования добавляется абонентская плата, которая может быть весьма существенной.

Для того чтобы владелец узнал о местонахождении автомобиля, задействуются два канала связи. По одному каналу машина “пробивает” свои координаты, а по другому эти данные передаются заинтересованным лицам. Второй канал, по-родственному объединяющий почти все поисковые системы, практически всегда один и тот же – это сеть мобильной связи GSM (даже сим-карты для поисковых систем внешне не отличаются от телефонных). А вот координаты могут определяться разными способами.

GSM-триангуляция

НАЗВАНИЕ сложное, а суть проста – используется сотовая связь. Зная расположение “сот” (небольших приемников-передатчиков, размещенных неподалеку друг от друга), можно более-менее точно вычислить и местонахождение источника излучения – безразлично, мобильный это телефон или блок поисковой системы в автомобиле.

Плюсы: автомобиль может быть обнаружен везде, где есть сотовая связь стандарта GSM.

Минусы: не слишком высокая точность работы – от десятков до нескольких сотен метров в зависимости от расположения “сот”. Кроме того, сигнал может быть легко подавлен глушилками-”джаммерами”. Они, кстати, иногда совершенно легально используются в некоторых общественных местах вроде больниц или концертных залов.

Самое доступное автомобильное поисковое устройство – это… сотовый телефон. Некоторые российские операторы мобильной связи предлагают с сим-картой своей компании услугу определения координат (например, чтобы родители знали, где находится их ребенок). Так вот, с равным успехом можно определить местонахождение телефона, спрятанного в недрах автомобиля.

В рамки “до 20.000 рублей” (если говорить о цене самого устройства) входит поисковая система “CESAR Tracker” от компании “Цезарь Сателлит”. Это скрыто устанавливаемый в машине маячок, который дистанционно активируется после того, как станет известно об исчезновении автомобиля. При этом к поиску подключаются оперативные службы. Местонахождение машины вычисляется исключительно по мобильным “сотам”. За пользование устройством взимается ежемесячная абонентская плата – за год набежит еще тысяч тридцать рублей. Аналогичное устройство “ZoomBox” по схожей цене предлагаеткомпания“Кобра Коннекс”.

Система “X-Keeper” от одноименной фирмы позволяет не только получать координаты автомобиля, но и в случае необходимости заблокировать двигатель или дистанционно запустить его, послав сигнал с мобильного телефона. Абонентская плата не взимается, но при угоне все контакты с оперативными службами автовладельцу придется взять на себя.

Радиопеленгация

НА АВТОМОБИЛЬ устанавливают прибор, постоянно излучающий сигнал, который ловится сетью направленных антенн. На этой основе вычисляются координаты машины.

Плюсы: у радиопоисковых системмощный источник сигнала, который порой способен пробиться даже сквозь стены туннелей и подземных гаражей. Подавить его нелегко – для этого требуется “глушилка” высокой эффективности, которая сама по себе может привлечь внимание поисковых служб.

Минусы: радиопоиск работает лишь в нескольких городах-”миллионниках”, где установлены антенны компании-оператора. А при выходе сигнала за пределы чувствительности антенн система становятся бесполезной.

На момент выхода этого номера газеты в наш “бюджетный” ценовой предел вписался лишь один комплекс – “LoJack” (базовая комплектация) от одноименной компании. Относительно низкая цена влечет и некоторые неудобства. Тревожный сигнал об угоне в оперативную службу должен подавать сам владелец. И если он по какой-то причине не может сделать это (предположим, уехал в командировку или заболел и не подозревает о том, что машина пропала), то милиция узнает о происшествии с большим опозданием.

С помощью спутника

НАИБОЛЕЕ распространенный способ. В автомобиль устанавливают спутниковую антенну и блок с приемником (чаще всего “SIRFStar III”). Координаты машины отсылаются пользователю по GSM-каналу.

Плюсы: почти полное покрытие земного шара. Компактность и дешевизна спутниковых “чипсетов”.

Минусы: система малоэффективна, когда автомобиль находится в туннеле, железобетонном гараже, на подземном паркинге. Сигнал легко глушится.

Самый простой и доступный (зачастую дешевле десяти тысяч рублей) способ спутникового позиционирования – скрыто расположить в машине карманный GPS-треккер, которых на рынке великое множество. Эти компактные устройства в первую очередь предназначены для определения координат пешеходов: туристов, детей, курьеров и т.д. Но, как показали наши испытания, вполне надежно они ведут себя и в автомобиле.

Отследить маячок на экране компьютера можно с помощью бесплатных сервисов, как правило, на основе карт “Google”. Но надежнее платные сервисы, допустим, от компании “Geolife”. Наряду с обычными карманными приборами там предлагают и установку более эффективных стационарных блоков, которые по цене и размеру мало отличаются от переносных. За плату пользователю доступно большее количество сервисов. Он может смотреть маршруты автомобиля за различные даты, определять скорость в той или иной точке пути, а также продолжительность остановок машины.

Из полнофункциональных охранно-поисковых комплексов в нишу “до 20.000 рублей” попадает лишь комплекс “ЭШЕЛОН Стандарт плюс” от компании “Мобильные Системы Позиционирования”. Клиент получает GPS-приемник, охранные датчики и – за дополнительную плату – контакты с оперативными службами.

Поделиться: