Современные противоугонные и поисковые системы становятся все сложнее и приобретают функции, в которых непросто разобраться непосвященному пользователю. На эту тему к нам поступает немало вопросов от читателей. На самые интересные из них мы отвечаем в этом материале.
– Насколько надежны современные штатные противоугонки?
– Как правило, штатная система даже в люксовых автомобилях включает набор функций, характерных для противоугонок не выше среднего класса: иммобилайзер, датчики объема и удара, а также сирену. Предполагается, что автовладелец дополнительно оснастит машину по своему запросу и кошельку.
– Сегодня пеленгация автомобиля по радиосигналу практически вытеснена спутниковыми системами обнаружения. Почему отдельные компании до сих пор используют радиопоиск, какие у него достоинства и недостатки?
– Радиосигнал поисковой системы, в отличие от стандартного сотового, на порядок мощнее. Чтобы подавить его, понадобится “глушилка” такой мощности, что сама по себе привлечет внимание. А если используется сигнал с плавающей частотой, то для его нейтрализации потребуется специфичная и дорогая аппаратура, работа которой вполне может попасть в поле зрения спецслужб. Однако радиопоиск обычно действует в пределах нескольких городов, где расположены радиовышки компании-оператора, в других местах он беспомощен. Поэтому почти всегда эту технологию объединяют со спутниковыми и GSM-системами.
![]() |
Противоугонная маркировка может наноситься в виде тысяч почти незаметных
полимерных песчинок, у которых при сильном увеличении можно увидеть впечатанный код (слева), или в виде неудаляемой надписи. |
– При покупке автомобиля автодилер отговаривал меня от установки охранной системы с функцией автоматического запуска двигателя для прогрева салона, утверждая, что в этом случае сигнализация и штатный иммобилайзер отключаются, а значит, угнать такой автомобиль не составит труда. Так ли это?
– Действительно, обычно во время работы автозапуска штатный иммобилайзер и ряд датчиков отключаются, и в этом случае целесообразно оснастить автомобиль дополнительными системами, например особым иммобилайзером, который блокирует двигатель при начале движения. Другими словами, пока машина стоит на месте, мотор работает, но стоит автомобилю тронуться с места – он заглохнет.
– В статьях вы порой упоминаете автономные автомобильные трекеры. Как они работают?
– С виду это небольшая пластмассовая коробочка, которая легко помещается на ладони и может быть спрятана в труднодоступных участках салона. Внутри корпуса находится спутниковый приемник и GSM-модуль, передающий координаты устройства на компьютер или смартфон владельца. Продвинутые модели не только показывают местонахождение машины на карте, но и могут прислать тревожный сигнал, если транспорт покинет заданный сектор. Прибор не нуждается в посреднике-операторе и не требует отдельной абонентской платы, только незначительных платежей за GSM-трафик. Но все заботы по отслеживанию автомобиля и, в случае необходимости, связи с оперативными службами ложатся исключительно на владельца.
– Говорят, автономные трекеры легко обнаружить и заглушить. Есть ли способы противодействия?
– Некоторые модели последнего поколения большую часть времени соблюдают режим молчания – не принимают и не передают сигналы. Они автоматически активируются в запрограммированное пользователем точное время, всего на две-три минуты, от одного до нескольких раз в сутки. За это время клиент может успеть получить координаты машины, проверить счет на SIM-карте или задать новую программу. При этом потребление энергии трекером настолько низкое, что комплекта батарей порой хватает на пару лет. Обнаружить этот прибор случайному угонщику по теории вероятности крайне сложно.
![]() |
Биометрические датчики отзываются на уникальный отпечаток пальца
и потому считаются весьма надежным “ключом”. |
– Видел в магазинах охранные системы с микроволновыми, ультразвуковыми и инфракрасными датчиками обнаружения. Как они работают и чем отличаются друг от друга?
– Все эти устройства относятся к датчикам объема. Первые два работают по принципу радара: микроволновые посылают радиосигнал, а ультразвуковые – звук высокой частоты, реагируя на появление в зоне их действия посторонних предметов. Микроволновые датчики зарекомендовали себя как более точные и надежные, для ультразвуковых систем не редкость ложные срабатывания, например, даже из-за частичек пуха в воздухе. Инфракрасные датчики реагируют на изменение теплового поля, но они чаще применяются для охраны относительно большого замкнутого пространства вроде грузовых фургонов.
![]() |
Бесконтактная транспондерная метка в последнее
время стала одним из самых распространенных средств управления иммобилайзером. |
– В инструкции указана функция программирования двухшагового отпирания дверей. Для чего она нужна?
– Эта функция позволяет отпирать автомобиль в два приема – сначала, при однократном нажатии кнопки радиобрелка, только водительскую дверь, чтобы злоумышленник не смог к вам неожиданно подсесть или стащить вещи из салона, и только при повторном нажатии открываются остальные двери.
– Для чего устанавливают противоугонную систему с турботаймером?
– Это дополнительная функция, которая применяется на автомобилях, оснащенных двигателями с турбонаддувом. Она дает возможность после постановки на охрану некоторое время поработать мотору на холостых оборотах, продлевая тем самым срок службы турбины.
![]() |
Гидравлическая система блокировки тормозов считается одним из наиболее
эффективных механических противоугонных устройств. |
– Как правильно носить бесконтактную радиометку, чтобы система без помех распознавала владельца?
– Бесконтактную, или транспондерную, метку лучше не носить рядом с мобильными телефонами, массивными металлическими предметами, например связкой ключей, и прочими вещами с радио- или магнитным излучением, а также способными экранировать сигнал с радиометки. Вместе с тем охранные системы последнего поколения, оснащенные резервным радиоканалом, уже могут успешно противостоять помехам и электрическим наводкам, которых немало в салоне современного автомобиля.
– Что такое транспондерная метка с цифровым диалоговым кодом?
– Такую метку противоугонная система распознает в ходе своеобразного “диалога”. Когда бесконтактная метка получает сигнал, что она в зоне действия системы, то отзывается собственным кодом. Получив код, машина посылает свой сигнал – некий случайный набор символов, который метка тут же преобразует по особому алгоритму и передает обратно. Система проверяет это число, преобразовывая его по точно такому же алгоритму. Если данные совпадают, то автомобиль снимается с охраны. Сканировать эти сигналы угонщику нет смысла, потому что каждый раз задается новое число.
– Читал в вашей газете, что биометрические датчики иммобилайзера, работающие с отпечатком пальца, бывают емкостные и оптические.
– Оптический сенсор как бы “фотографирует” палец и сравнивает с хранящимся в памяти образцом. В емкостном сенсоре полупроводниковый прибор считывает количество выступов и бороздок пальца, индивидуальное сочетание которых образует уникальный электрический сигнал, его система также сопоставляет с эталонным. Выраженных достоинств и недостатков у обоих датчиков нет – есть особенности. Оптический сенсор плохо считывает с сухих пальцев, а емкостный, в свою очередь, не любит влажные, зато он компактнее и легче в установке.
![]() |
GPS-трекеры сочетают малые размеры и вес с высокой автономностью, надежностью
и небольшой ценой. Правда, мониторинг машины целиком ложится на плечи владельца. |
– Какое из механических противоугонных средств сложнее для угонщиков?
– Пожалуй, это гидравлическое устройство блокировки тормозной системы, которая встраивается между тормозным цилиндром и колодками. Если в режиме охраны нажать на тормоз, то специальные клапаны не пустят тормозную жидкость обратно, и колеса останутся заблокированными. Снимается система с охраны с помощью ключа повышенной секретности, а сам замок крайне трудно высверлить или разрушить. Но даже после этого порой требуется до нескольких часов, чтобы восстановить нормальное давление в системе. Поэтому по количеству времени, выигранному у похитителя, эта технология в числе лидеров.
– При покупке машины в дилерском центре предложили нанести противоугонную маркировку. Как она работает и насколько эффективна?
![]() |
Автономная сирена обладает собственным
аккумулятором и потому считается надежнее устройства, работающего от штатной батареи. |
– На детали автомобиля – фары, стекла, колесные диски, элементы кузова и двигателя – по особой технологии наносятся малозаметные, на первый взгляд, метки, которые содержат VIN-номер автомобиля или уникальный ПИН-код, который заносится в единую базу данных, доступную по Интернету как сотрудникам полиции, страховых компаний, так и рядовым пользователям. Маркировку практически невозможно удалить, не испортив товарный вид детали. По другой технологии на все узлы автомобиля, включая даже электропроводку, наносят тысячи полимерных меток размером буквально с песчинку с впечатанным уникальным кодом, которые недоступны невооруженному глазу, но легко обнаруживаются при техническом обслуживании автомобиля. Найти и удалить каждую “песчинку” попросту не представляется возможным. О том, что машина промаркирована, потенциального преступника рекомендуется предупредить специальными наклейками. Противоугонная маркировка в большинстве случаев делает кражу автомобиля или разборку его на запчасти практически бессмысленной, а в случае угона найти и идентифицировать машину или деталь становится гораздо легче.
– Какая сирена лучше – автономная или с питанием от бортовой сети?
– Автономная надежнее. Она снабжена собственным аккумулятором и, как правило, отключается с помощью специального ключа, может быть установлена в потаенных уголках автомобиля. Часто чтобы найти ее и взломать замок, угонщику не хватает времени. Обычная сирена питается от штатного аккумулятора, и, если вор открыл капот, ему достаточно сдернуть клеммы...
Последние авто новости и результаты тест-драйвов Porsche читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон