Как снизить смертность на российских дорогах
В два раза сократить к 2022 году число жертв ДТП – это главная цель новой программы по безопасности дорожного движения. За счет чего планируется достичь таких результатов, мы спросили у начальника Департамента ОБДД МВД РФ Виктора Кирьянова.
– У нас уже действует программа, принятая пять лет назад. В соответствии с ней к 2012 году планируется снизить количество погибших на дорогах в полтора раза… Что-то получилось?
– Безусловно! За время работы программы уже удалось сохранить жизни почти 8.500 человек. И есть все предпосылки к тому, что эта статистика продолжит улучшаться. Так что запланированный результат вполне можно достичь. Ну а чтобы двигаться дальше в этом направлении после 2012 года, необходима новая программа.
– Не секрет, что хоть какой-то порядок на наших дорогах удалось навести во многом благодаря ужесточению санкций к нарушителям ПДД. Планируются новые санкции?
– По нашему мнению, ужесточение наказаний сыграло свою роль, но нельзя же постоянно увеличивать штрафы. К тому же, как показывает практика, это дает лишь временный эффект – автомобилисты привыкают к строгостям и опять начинают нарушать ПДД. Важна не столько строгость, сколько неотвратимость наказания. Еще важнее – не карать водителей за уже совершенный проступок, а предотвращать нарушения. Это и станет одним из самых главных направлений новой программы.
– И какими способами предполагаете этого добиться?
– Есть, например, экономические рычаги. Один из них – повысить стоимость страховки для нарушителей ПДД. Этот вопрос мы обсуждаем со страховым сообществом. А что касается неотвратимости наказаний, то здесь и придумывать нечего – надо просто более активно внедрять системы видеофиксации нарушений. И внести поправки в законодательство, позволяющие штрафовать на основе фото- и видеонаблюдений не только за превышение скорости, но и за другие виды нарушений.
– Почти треть всех ДТП происходит из-за плохих дорог, их необустроенности… Как быть с этим? Только не говорите, что в новой программе будет прописано создание пешеходных переходов, установка разделительных барьеров, фонарей… Все это мы уже читали в действующем документе, а что толку?
– Поверьте, толк есть. Все это появляется. Может быть, не в том количестве, как хотелось бы, но все-таки то в одном, то в другом регионе открываются новыепешеходные переходы, устанавливаются отбойники и т.д. Но обустройство дорог требует колоссальных денежных средств. А выделить их из бюджета могут, только если есть обоснование, зачем необходимы конкретный пешеходный переход, камера видеофиксации и так далее. Стратегическую базу для таких обоснований и должна создать новая федеральная программа.
Беседу вел Кирилл САЗОНОВ