Рубрики

Стрессовая ситуация

Ожидает автокорпорации и дилеров на российском рынке


Девальвация рубля серьезно ударила по автобизнесу. Ни одна из автомобильных компаний, работающих в нашей стране, не закладывала в свои планы столь сильные колебания валютных курсов. И даже самые негативные сценарии не предусматривали такого развития событий. В итоге традиционные бизнес-проекты оказались несостоятельными. Сейчас их в срочном порядке пересматривают все участники авторынка.

КАК показал проведенный нами опрос руководителей зарубежных автоконцернов и корпораций, автобизнес мог бы относительно безболезненно пережить падение российской валюты лишь на четверть. Тогда бы не пришлось принимать экстраординарные меры. Достаточно было ограничить издержки и пожертвовать маржой. Однако теперь надо судорожно искать пути решения проблемы и перестраивать бизнес. В конце минувшего года многие участники рынка вообще находились в состоянии паники. Некоторые из них просто остановили свои сборочные заводы и временно прекратили поставки автомобилей в Россию.

На первый взгляд, проще всего компенсировать валютные потери за счет повышения цен. Однако использовать этот вариант в полной мере невозможно. Все прекрасно понимают – резкое повышение стоимости автомобилей приведет к обвалу покупательского спроса. Поэтому основные игроки намерены проводить повышение постепенно, порциями по 10-15%. Даже какое-то время продавая автомобили себе в убыток. Но таким образом приучая потребителя к новым ценовым реалиям.

Между тем, некоторые крупные корпорации намерены сдерживать ценовой рост и воспользоваться ситуацией для повышения своей доли на рынке. Как отметил в беседе с нами глава “Фольксваген легковые автомобили” в России Пьер Бутен, концерн может позволить себе в течение определенного срока покрывать потери в одной стране за счет успешных продаж в других регионах. Однако такие возможности есть далеко не у всех. Например, вряд ли корпорация “General Motors” решится таким образом поддержать в России “Opel”. Ведь компания и так в течение последних лет приносит убытки. Не будут компенсировать российские потери за счет других направлений и относительно небольшие японские производители – масштабы бизнеса не позволяют.

Словом, пути игроков разойдутся. А разные стратегии обязательно обернутся ценовыми войнами и переделом структуры рынка. Начнутся баталии в марте, когда окончательно иссякнут запасы прошлого года, а некоторые дилеры избавятся, наконец, от так называемых “желтых” автомобилей.


Кто кого?


ОСОБЕННО жесткой ожидается борьба в массовом сегменте, который гораздо сильнее, чем премиальный, пострадает от кризисных явлений. Атаковать конкурентов, скорее всего, начнут крупные японские и корейские компании. Их потери от девальвации рубля чуть ниже, чем у европейских и американских производителей из-за падения курсов йены и воны.

– Преимущество в этом году получат компании, которые меньше, чем остальные, повысят цены, – отмечает глава аналитического агентства “Автостат” Сергей Целиков. – В том числе, за счет высокой степени локализации производства. Например, “Renault”.

Тут также можно отметить и концерн “Volkswagen”, который основательно подготовится к возможным катаклизмам, построив в России собственный завод по выпуску двигателей. По оценкам экспертов, это позволит сократить издержки на каждом автомобиле на 70-100 тысяч рублей.

– А отстающими окажутся те, кто и в прошлом году не смог показать хорошие результаты, – продолжает Сергей Целиков.

Одним из факторов, которые приведут к значительному падению продаж, станет сокращение объемов автокредитования. Как известно, в последние годы в массовом сегменте заемные средства привлекал почти каждый второй покупатель. Сейчас доля таких клиентов уменьшится в несколько раз. Ведь ряд крупных банков прекратили выдавать автокредиты, другие же задрали ставки на уровень около 30%. Фактически, скоро на рынке могут остаться лишь дочерние банки крупных производителей. Но и их возможности по привлечению ликвидности ограничены.

– Вероятно, доля кэптивных банков на рынке автокредитования в ближайшем будущем немного подрастет, – полагает президент ЗАО “Тойота Банк” Александр Колошенко. –Это может быть связано с тем, что универсальные банки при значительной турбулентности на рынке, в первую очередь, закрывают автокредитование и кредитование дилеров, как наиболее рискованные области бизнеса. Кэптивные банки изначально создавались для конкретных задач: кредитовать дилеров и предоставлять клиентам кредиты на покупку автомобилей, даже в самые тяжелые времена. Другими словами, пока кэптивный банк имеет возможность выдавать кредиты, с учетом стоимости ликвидности, кредитных и операционных рисков, он будет это делать. Иммунитета от локального финансового рынка у дочерних банков автокорпораций, очевидно, нет. Как нет и «дешевых» средств из-за рубежа. Другое дело, что есть хорошее понимание автобизнеса и сравнительно низкие операционные расходы. Это позволяет ощутимо снижать свою маржу и предлагать ниже ставку по кредиту для клиента и дилера. Все вместе это поможет дольше оставаться на рынке даже в сложные времена, но абсолютных гарантий продолжения бизнеса, думаю, ни у кого нет.


Просто плохо или хуже некуда?


У “АВТОСТАТА” несколько сценариев развития ситуации на российском авторынке в 2015 году. Оптимистичный прогноз предусматривает падение продаж примерно на четверть. Шоковый сценарий означает обвал – до миллиона автомобилей в год. При этом объем продаж машин отечественных марок серьезно не изменится. А поставки иномарок покупателям упадут в два с половиной раза. Очевидно, что подобное цунами не переживут многие дилерские центры, особенно в регионах.

– Мы подсчитали: общее падение продаж примерно на тысячу автомобилей в год приводит к закрытию одного дилера, – делится своим взглядом на ситуацию глава ассоциации “Российские автомобильные дилеры” (РОАД) Владимир Моженков. – То есть, если не принимать срочных мер, в этом году могут закрыться не менее 500 дилерских центров.

Чтобы хоть как-то поддержать продажи, РОАД предложила властям возобновить программу льготного автокредитования, а также обнулить транспортный налог на новые автомобили, отвечающие экологическим стандартам “Евро 5” и “Евро 6”

– В России до сих пор очень старый автопарк, и в кризисных условиях его можно продолжать интенсивно обновлять, поддерживая при этом автобизнес, – считает Владимир Моженков. – Программы утилизации недостаточно. Нужны и другие стимулирующие действия. По оценкам РОАД, на субсидирование льготной ставки по автокредитам необходимо выделять не менее 10 млрд. рублей в течение года. Если же финансовые вливания будут краткосрочными, они не дадут ожидаемого положительного эффекта.

Конечно, тяжело не только дилерам. Можно уверенно прогнозировать: стрессовую ситуацию не выдержат и некоторые производители, которым из-за низких объемов продаж станет не выгодно содержать бизнес-структуры в России. И у них не останется выбора – придется покинуть рынок. А желающие занять их место уже есть и они не скрывают своих агрессивных планов. Ведь по прогнозам крупнейших корпораций, примерно через два года в нашей стране можно будет ожидать новой волны спроса на автомобили.

 

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: