Рубрики

Строитель корветов

16:03 18-06-2012

Как русский инженер вошел в историю американского автопрома

Как русский инженер вошел в историю американского автопрома

Недавно в Московском доме русского зарубежья прошла выставка, посвященная Захарию Аркусу-Дантову. Далеко не всем известно, что именно трудами нашего соотечественника «Chevrolet Corvette» стал иконой американского спортивного автомобилестроения. 

СУДЬБА немало носила Захария по свету. Родился русский мальчик в 1909 году в Бельгии, с детства увлекся техникой, в 14 лет своими руками соорудил мотосани. В России уже была советская власть, но это не помешало семье вернуться на Родину, и Захарий, приписав лишний год к своему возрасту, поступил на инженерный факультет Ленинградского университета. Правда,  получал диплом он уже в Берлине – в СССР Аркус-Дантовы как-то не прижились. Зато во время учебы он успел написать работу о компрессорных двигателях и… встретить свою будущую жену Эльфи.

Затем мы снова видим Захария  в Бельгии - он работает в компании, выпускающей мотоциклы «La Mondiale». C началом Второй мировой войны, он идет добровольцем во французские ВВС, летает хвостовым стрелком в бомбардировщике, а в 1940-м, после капитуляции Франции, вместе с женой Эльфи перебирается за океан. В США он работал консультантом по авиамоторам, в 1942-м основал фирму «Ardun Mechanical Corporation», выпускавшую детали для авиадвигателей.

 
Самый первый “Corvette” 1953 года создали без Аркус-Дантова. Зато он принимал участие
в доводке его ходовых качеств.

1950 год. Захарий переезжает в Великобританию по приглашению Сиднея Элларда: производителя гоночных машин привлекла головка «Ardun» с верхними клапанами, которую Захарий и его брат Юрий изобрели для «фордовского» двигателя V8, что заметно подняло его мощность. Однако туманный Альбион не удержал русского инженера. Захарий вернулся в Штаты и сумел заинтересовать «Chevrolet» своими идеями в области высокооборотных моторов...

Чувство скорости

САМЫЙ первый «Corvette» в 1953 году успели сделать без участия Жоры (Zora – так его звали американцы), однако до ума машину довел именно он. «Автомобиль обладал избыточной поворачиваемостью, – рассказывал Аркус-Дантов, – были претензии и к задней подвеске. Я поменял геометрию передней подвески, изменил втулки задних рессор. И результат был налицо – поворачиваемость стала нейтральной».

Но это было для него побочным занятием. А главным – создание верхнеклапанного V8. Этот мотор, запущенный в серию в 1955-м, обеспечил успех концерну «Chevrolet» на годы вперед.

Было у него еще одно страстное увлечение – гонки. И две победы на 1,1-литровом «Porsche» в Ле-Мане. Была и авария, когда Жора вылетел на прототипе «Corvette» с трека и полгода пролежал в гипсе. А потом он уже на серийной машине, оснащенной распредвалом его же конструкции, разогнался до 152 миль/ч.

 
Жора, как звали его американцы, стал отцом “Corvette SS”.
Хуан-Мануэль Фанхио, впервые оказавшийся за рулем этой машины, сразу
показал лучшее время круга на гонках в Себринге в 1957 году.

В те времена президент GM Харлоу Кертис как раз взял курс на выпуск спортивных моделей, и Аркус-Дантову было где проявить свой талант. Даже закованный в гипс, он продолжал работать над системой непосредственного впрыска топлива. Благодаря ей в 1957-м мотор «Corvette» на тестах показал своеобразное «золотое сечение»: с объема 283 куб. дюймов удалось снять 283 л.с. Этим 4,6-литровым двигателем Жора оборудовал «Corvette SS» («максималка» 160 миль/ч), который призван был рвать соперников в Ле-Мане, но… тем временем гоночную программу «Corvette» прикрыли. Что ж, русский американец, не унывая, построил одноместный среднемоторный «Corvette Experimental Racing Vehicle» (сокращенно CERV), на котором сам же и гонял в Дайтоне.

Дальше были «Corvette Grand Sport» с алюминиевым 6,2-литровым V8 и независимой задней подвеской от «Sting Ray» («Corvette» третьего поколения, в работе над которым Аркус-Дантов также принимал непосредственное участие). К сожалению, и этот проект был закрыт – вместо намечавшихся 25 экземпляров успели сделать всего пять.

А работу над четвертой генерацией «Corvette» поручили конструкторам, которые обычно разрабатывали легковые модели «Шевроле». Стоит ли удивляться, что исправлять их ошибки пришлось тому же Захарию-Жоре?

Наступили 70-е. Русский американец принимал участие в создании новых «Корветов», но времена менялись – мир впервые узнал, что такое дефицит горючего, большеобъемные моторы стали как-то не ко двору... И в 1975 году главный инженер «Corvette» Аркус-Дантов оставил свой пост. Впрочем, он продолжал консультировать коллег...

-Оглядываясь назад, на свою 20-летнюю работу по разработке «Корвета», я вижу, что это лучшее, что я сделал в своей жизни, – сказал он однажды. – Если вы хотите создать настоящий спортивный автомобиль, вы должны чувствовать скорость.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: