Рубрики

“Toyota IQ”: Покемон

Первая встреча с “ToyotaIQ

Как только новинку “ToyotaIQ” не величают! Самый маленький четырехместный автомобиль в мире, уникум, соединивший в себе преимущества старшеклассников, оставаясь при этом самым младшим. Между тем за внешностью скромного малютки с немного грустным взглядом, напоминающего собой героя из японского мультфильма, читается ближайшее автомобильное будущее городских мегаполисов.

ЭТО ОН внешне такой, внутри совсем другие ощущения. Захлопываю широченную дверь, и от внезапно повышенного давления воздуха мне бьет по ушам. Автомобиль слегка качнуло, и он замер в ожидании команды. Поворот ключа – салон наполнился едва уловимой мелодией 90-сильного дизельного мотора. Первая передача – и мы покидаем дизайн-центр “Toyota”, что в Ницце, и отправляемся на тест модели c необычным именем. Ведь “IQ”, прежде всего, воспринимается как своего рода тест на уровень интеллекта (с англ. – Intellectual quotent), но в конкретном случае “Toyota IQ” некая альтернатива конкуренту-смышленышу по имени “Smart”.

При визуально схожих габаритах внутри “IQ” гораздо комфортнее и просторнее “Smart”.

В салоне малютки действительно все воспринимается не так, как снаружи. Если не оборачиваться назад (заднее стекло совсем рядом), то у вас и мысли не будет, что вы за рулем автомобиля длиной менее трех метров, что не больше того же “Smart”! Но мне удобно и комфортно, словно в салоне “Auris”. Может, сиденья – виновники такого обмана? Обшитые тканью, словно анатомические, они надежно фиксируют тело, ногам свободно, а плечи водителя не упираются в стойку или в пассажира рядом. Приплюснутый снизу руль регулируется по высоте, приборы легко читаются. Контролировать ситуацию на дороге за автомобилем мешают подголовники задних сидений, к счастью, спасают боковые зеркала. Но спереди обзор великолепный, грех жаловаться. Сидишь, словно в кроссовере, а едущие впереди автомобили кажутся меньше твоего. Похоже, японцы сделали сначала салон с предельно возможным комфортом для пассажиров и, взяв его за точку отсчета, затем создали полноценную машину . Больше места и максимум удобства, но за счет чего?

В качестве опций предлагается цветной 5,8-дюймовый дисплей, функция “start/stop engine”
и автоматический блок управления кондиционером.

Мультяшного героя укомплектовали миниатюрным дифференциалом и компактными радиатором, электроусилителем руля и системой кондиционирования, разработанными специально для “IQ” давним партнером компанией “Denso”. В целях экономии места и улучшения баланса автомобиля топливный бак разместили под пассажирами, а рулевой механизм инженеры установили выше, ближе к рулю. Как результат, прибавилось свободного пространства. Но за водителем сидеть возможно разве что детям, зато за передним седоком вполне уместится взрослый роста выше среднего. Секрет здесь прост, у переднего пассажира значительно больше места для ног, чем у водителя, панель приборов сделана асимметричной, а кресло сдвигается вперед-назад в пределах 290 мм. К тому же прогиб спинки передних сидений дарит дополнительные миллиметры задним седокам. Хорошо, в длину изменения понятны, но чем оправдывается широкий салон?

Зеленая стрелка на шкале приборов подскажет, когда желательно включить следующую передачу.

Здесь можно дать слово сухим цифрам. По габаритной ширине “продвинутый” малыш “IQ” выигрывает разве что у “Smart” (1.680 против 1.560 мм), но по расстоянию между впереди сидящими “Toyota IQ” отбирает миллиметры не только у “Yaris”, но и у “Auris”, автомобиля сегмента С! Вот он, секрет перевоплощения из одного класса в другой! Лишь жесткий пластик темно-коричневого цвета, зазоры в стыках чуть напоминают о принадлежности автомобиля к самой младшей категории. Правда, претензии могут быть неуместными – ведь это еще предсерийный образец. В плане оформления интерьера возможны доработки, чего не скажешь о шасси, которое вряд ли претерпит какие-либо серьезные изменения.

 Дополнительная информация вынесена на отдельный дисплей.

Мал да удал

УСТОЙЧИВОСТЬ и маневренность автомобиля радует на каждом участке маршрута. В Ницце мы парковались в любое свободное место между машинами: хочешь вдоль, не получается? – можно и поперек. Инженеры уменьшили расстояние между лонжеронами, дав простор передним колесам. В итоге – радиус разворота у “IQ” всего 3,9 метра, что меньше, чем у “Smart”. На извилистых горных серпантинах размещенные чуть ли не по углам кузова колеса и низкий центр тяжести не только сохраняют малышу великолепную устойчивость, но и позволяют мгновенно реагировать на любую коррекцию рулем. Этакий японский “Mini”. В то же время по настройкам подвесок японца трудно сравнить с британцем. Спереди McPherson, сзади торсионная балка скрадывают мелкие неровности. Однако подвеска работает по первым ощущениям слишком мягко, а руль, радующий своей остротой, недостаточно информативен. В последнем случае свое слово еще скажут инженеры, поколдовав над электроусилителем руля. С другой стороны, настройки шасси в сочетании с шумоизоляцией салона создают комфорт внутри. Урчание дизелька звучит навязчиво только на предельных оборотах, а шум дороги доносится лишь на скорости 120 км/ч и выше.

Запаски нет, заднее кресло не съемное, но легко трансформируется

Взрослому с ребенком сзади будет удобно.

Общение с коробкой передач и двигателем вызывает прилив эмоций. Дизельный двигатель объемом 1,4 л – самый мощный из двух предлагаемых для “IQ” моторов (вскоре появится и вариант с электромотором). Бензиновый трехцилиндровый мотор объемом 1,0 л и мощностью 68 л.с. довольно слабоват, особенно в комплектации с вариатором. С таким двигателем и механической коробкой “IQ” меняет 100 км/ч с места за 15,2 с, с дизельным – за 10,7 с. А крутящий момент у последнего и того в два раза больше (190 Нм) и дает о себе знать уже с 2.000 об/мин из 5.000 возможных. Причем разгоняешься, к примеру, на третьей передаче до этой отметки, и тут же индикатор на щитке приборов мигает тебе стрелкой, мол, пора переключаться на передачу выше, и так на каждой ступени: 2.000 об/мин и – переключение. Возможно, в таком режиме и получается заявленный расход топлива в 4,0 л на 100 км и уровень вредных выбросов в атмосферу в пределах 107 г/км. Конечно, подобный темп движения оправдан лишь с экономической и экологической точки зрения. Но если выкручивать на той же третьей передаче все 5.000 об/мин, при которых автомобиль уже летит со скоростью 130 км/ч, расход топлива будет не столь существен, зато прибавится эмоций. Еще больше поражает динамика торможения. Установленные спереди и сзади (в качестве опции) дисковые тормоза, повинуясь водителю, моментально гасят скорость малыша массой в скромные 1.200 кг. У “IQ” даже отключается система стабилизации, но тут же вступает в действие, стоит только превысить скоростной рубеж в 50 км/ч. Ну а на случай чего, на помощь придут шесть подушек безопасности, причем та, что уберегает головы пассажиров сзади, размером больше, чем заднее стекло.

Внешне, как игрушка, внутри – полноценный автомобиль, не четырехместный, но в рамках концепции “3+1”. По своим потребительским качествам очевидно: “IQ” – самый умный в своем классе. Производиться “IQ” будет на японском заводе в Такаока. В плане выпускать до 100.000 автомобилей в год, и лишь пятая часть останется в Стране восходящего солнца (на родине у “Toyota” хватает малышей под маркой “Daihatsu”), где продажи “IQ” стартуют в ноябре, остальные уплывут в Европу (в продаже – с января 2009 года), а потом, возможно, и в США. Актуальность компактных автомобилей сегмента A и B растет вместе с ценами на нефть. В дни теста японцы упорно интересовались, будет ли спрос на “IQ” в России. На необъятных просторах всей страны вряд ли, а вот в Москве он приживется быстро. Так что не удивляйтесь, если в скором времени на улицах белокаменной мелькнет мультяшный персонаж с внешностью Покемона.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: