Рубрики

Царь-тачка

19:37 17-06-2021

О последнем российском императоре Николае II как автолюбителе.

Император на «моторе»

Вопреки непонятно откуда появившемуся мнению, можно назвать последнего русского царя Николая II не просто любителем, но одним из самых рьяных почитателей и ценителей автотехники. Его гараж в свое время был величайшим в Европе.

Михаил Калинин

Да, первое знакомство самодержца с автомобилем сложно назвать удачным. В 1901 году министр императорского двора барон Фредерикс после многочисленных упрашиваний все-таки уговорил Николая II прокатиться на только что появившейся в России непонятной «самодвижущейся повозке». Или, как тогда говорили в нашей стране, «самодвигателе» (скорее всего французского производства). Но, увы, идея увенчалась скандалом – поурчав, попыхтев и преодолев всего несколько метров «самодвигатель» намертво встал. Не проронив ни единого слова, и даже бровью не поведя, как подобает царственной особе, император сошел на землю.

Неудачный опыт, надолго оставшийся в памяти Николая II, чуть было не поставил крест на развитии автомобильного транспорта в России. Даже через год после злополучной истории царь ничего не хотел слышать о любых «самовозах». Отдыхая в Ливадии, он самолично строго настрого запретил использовать в Крыму какие бы то ни было авто. Дескать, чтобы они не портили идиллический пейзаж имперской здравницы. А кроме того не отравляли воздух грязными, вонючими выхлопами. Ну и не пугали лошадей.

Однако… В дело вмешалась дипломатическая необходимость. Посетив позже Германию, Николай II был вынужден согласиться на несколько поездок. Причем, чисто из дипломатических соображений. И покатался с великим герцогом Эрнстом по Франкфурту и окрестностям. На сей раз, все завершилось настолько великолепно, что царь убедил и супругу попутешествовать вместе с ними. Императрица осталась очень довольна.

Вот, пожалуй, именно с этого момента и началось увлечение российского самодержца автотехникой. Кстати, это увлечение очень умело подогревал двор. Особенно князь Владимир Орлов, однажды прибывший в Царское Село на суперкаре той эпохи Delaunay-Belleville. В эту машину невозможно было не влюбиться. Именно это и сделал Николай II. Многие годы спустя он с умиление вспоминал те летние дни в компании князя. А главное -- их прогулки под жужжание и фырчанье громогласного двигателя.

Затем «самодвигатель» появился уже и у великого князя Михаила. Последний без промедления предоставлял его в распоряжение старшего брата. А тот, прочувствовав всю прелесть автовояжей через какое-то время решился приобрести и для себя пару-тройку аппаратов. Видимо, чтобы не злоупотреблять любезностью окружения. Так началось формирование гаража Его Императорского Величества. Как известно, позже переименованного в ГОН. Или Гараж Особого Назначения, предназначавшегося для советской номенклатуры.

Каким автомобилистом был последний русский царь? Сейчас трудно точно ответить на этот вопрос. Увы, история сохранила лишь отрывочные сведения. Тогда как большинство архивов той поры сгорело в пламене Гражданской войны. Но и те крупицы что остались, рисуют весьма красноречивый портрет. С одной стороны даже с позиции наших дней Николай II был самым непоправимым «чайником». Так, до конца своей жизни он не научился разбираться в марках не только чужих, но и своих автомобилей. Хотя обладал лучшими европейскими машинами: Delaunay-Belleville, Mercedes, Rolls-Royce, Renault.

А с другой… трудно переоценить заслуги последнего российского императора перед автомобилизацией отечества. При его непосредственном участии и покровительстве не только формировалась база автомобилестроительной индустрии, но и создавались шоферские курсы. А также организовывались автовыставки, пользовавшиеся (не в пример современным) безоговорочным авторитетом в мире. С именем Николая II связано открытие ИРАО – Императорского Российского автомобильного общества, развернувшего кипучую деятельность по популяризации четырехколесной зарубежной диковинки в России (на обломках которого создавался ДОСАФ). И первые в России международные авторалли высочайшего уровня – заслуга императора.

Так же интересно, что Николаю II мы обязаны не только становлением автомобильного дела в России. Понятие «мотор» в значении «автомобиль» вошло в наш лексикон тоже с благословения Его Императорского Величества. Именно «моторами» он любил называть машины, на которых совершал поездки.

При этом последний государь был истинным патриотом – чаще всего в обыденной жизни и на всех официальных приемах, использовал исключительно «Руссо-Балт» (естественно, после открытия завода). Приложил немало сил для учреждения автомобильных войск в армии, а когда началась война, передал значительные личные средства для закупки автомобилей для нужд фронта.

Пытался привить любовь к автомобилям и сыну, подарив ему в 1914 г. на именины маленький, но настоящий автомобильчик (скорее всего малолитражный Peugeout Bebe). Но, как говорится, не срослось…

Поделиться: