Рубрики

Тюнинг — что нельзя и что можно?

16:17 14-03-2017

Правительство основательно “затянуло гайки” любителям тюнинга. Начались массовые проверки автомобилей. Гаишники принялись аннулировать регистрацию у нарушителей. Что ждет российских любителей тюнинга в ближайшем будущем?

Долгая дорога в тюнинг

Прошлой весной правительство основательно “затянуло гайки” любителям тюнинга. Начались массовые проверки автомобилей. Гаишники принялись аннулировать регистрацию у нарушителей. Общественный гнев заставил перегибы на местах притормозить, но ситуация не разрешилась, а временно подвисла в воздухе. Что ждет российских любителей тюнинга в ближайшем будущем? Кто сегодня определяет судьбу доработанных автомобилей и тюнинговой индустрии в целом? Доводить ситуацию до абсурда мы умеем. Когда дороги продолжают усеивать отваливающимися деталями машины возраста Христа, а предметом возмущения властей становится спойлер на крышке багажника, волей-неволей появляется желание оглянуться на опыт других стран. Чем отличается легализация тюнинга в США и Европе от российской практики? Каким путем лучше идти нам? Разберем по косточкам.

США

Считается, что самые разнузданные в области тюнинга – Соединенные Штаты Америки. Часто приходится слышать мнение, что жители США со своей машиной могут делать все, что душе угодно. Сторонники анархии еще добавляют, что и техосмотра в Америке нет. Полная свобода. Но это сильное преувеличение. Как ни крути, а любому автолюбителю придется соблюдать законы того штата, в котором автомобиль зарегистрирован, плюс оформить страховку. Собственно, свобода заключается не в отсутствии ограничений, а, скорее, в том, что из всех пяти десятков штатов можно выбрать тот, чьи законы тебя больше устраивают. Устроит ли вас переезд из Калифорнии на Аляску – никого не волнует. Ваши проблемы.
Где-то запрещают делать бампер выше 70 см от дороги, где-то тонировать боковые стекла выше определенной степени светопропускаемости. В каждом из пятидесяти штатов могут быть совершенно неожиданные ограничения. Более-менее общими являются запреты на габариты транспорта – он не должен быть шире стандартной дорожной полосы. А также почти везде необходимо соблюдать нормы по экологии и шумности. Техосмотр тоже кое-где есть. На самом деле практически никто не владеет информацией по всем штатам. Если зайти на американские сайты, где для обсуждения автомобильных проблем собираются водители, то можно найти массу вопросов: “легальны ли у нас “противотуманки?”, “какой процент тонировки у нас разрешен?”, “могу ли я поставить “прямоток?”… Дело в том, что американцы часто меняют место жительства и просто не успевают изучить всю нормативную базу на новом месте. Отсюда забавные советы, которые они дают друг другу. Например, “не позволяйте себе больше, чем полиция”. То есть не вздумай быть круче полицейского “перехватчика”.
  Не в каждом штате в США легален подобный тюнинг. Плюс, если что-то отвалится   от такого монстра и спровоцирует ДТП, страховка ущерб не покроет.
Другая проблема заключается в страховке. Страховая компания вряд ли согласится покрыть защитой дополнительное оборудование, и в итоге если из-за грешков своего тюнинга вы попадете в аварию, то останетесь без нижнего белья. Американский суд суров и беспощаден. Эдуард Орлов, владелец компании “Devolro”, рассказал нам: “В США хватает странных законов, не подлежащих логике. И тем не менее в целом система довольно выстроенная, поскольку ее стержнем является бизнес. В США заинтересованы, чтобы бизнес по производству, продаже и установке тюнинговых запчастей рос и приносил прибыль. Это государственная политика”. Эдуард наладил и уже много лет производит на базе пикапов “Toyota Tundra” не только полностью переделанную по части салона, подвески и кузова модель, но даже стрейч-вариант в кузове лимузин и не испытывает никаких проблем с регистрацией. В России за легализацию своих машин официальным путем он платит 90-120 тысяч рублей. В Штатах это бесплатно. Вместе с тем при цене “Devolro” в 200.000 долларов американская страховая компания ограничивает покрытие стоимостью обычной серийной “Toyota”. Американское законодательство странновато, но выполняет свою основную функцию – дает развиваться бизнесу.

> Если весной Конгресс примет поправки Агентства по охране окружающей среды, форсированные машины в США уберут с дорог на автодромы.

И, кстати, у этой политики есть темная сторона. Такого количества откровенной дряни на рынке тюнинга нет ни в одной другой стране мира. Только здесь за пять копеек можно купить “кит” для увеличения мощности на 500 лошадиных сил. “E-bay” буквально наводнен дешевым барахлом, а люди, которые его покупают, не совсем осознают последствия своих действий.

Германия

На первый взгляд Германия – оплот незыблемого порядка, без малейшего намека на “бардак”. Закон един для всех, и все его соблюдают. Тем более что всем заведует одна организация – T?V. Но, как и везде на земном шаре, проблем хватает. Немецкая система практически полностью противоположна американской. Немцы, правда, тоже поддерживают бизнес, занятый в отрасли тюнинга, но далеко не любой, а только тот, который использует строго определенные запчасти и технологии. Только те, что одобрены T?V. Проблема в том, что это слишком дорого. Отсюда возникает соблазн сэкономить, и многие этим грешат. Причем в основном именно добропорядочные немцы, которые, как наивно полагают сторонние наблюдатели, имеют врожденную страсть к порядку. Как только появляется лазейка или возможность избежать уплаты лишних нескольких сот евро, ею тут же начинают пользоваться широкие массы. В Германии серьезный техосмотр, и мимо него не пройти никому, но находятся умники, кто возвращает старые детали, проходит процедуру и после ставит свой тюнинг обратно. Есть и такие, кто предпочитает продать машину до техосмотра и взвалить все проблемы с доработкой на нового владельца. По поводу немецкой системы, так же как и американской, ходит много мифов. Считается, что в Германии потребитель избавлен от всех проблем, мол, на любом СТО дают сертификат и все решено. Увы. Это далеко не так. Добросовестный установщик тюнинговых деталей (а есть там, к сожалению, и другие) решает лишь часть проблемы. Автовладельцу нужно еще зарегистрировать изменения и внести их в техпаспорт.
  Даже сертифицированный обвес и дополнительный свет в Германии   необходимо регистрировать и вносить в техпаспорт, немало при этом заплатив.
Здесь начинается самое интересное. Во-первых, для этого нужно сделать несколько визитов в полицию и T?V. Во-вторых, это будет стоить серьезных денег. Стоимость регистрации одной детали обвеса – 40-70 евро. Если обвес по кругу, как это обычно бывает, плюс выпускная система и еще что-то по мелочи, то вы заплатите не меньше 400 евро. Это за детали с сертификатом! При том, что сертифицированный “выхлоп” стоит совсем иных денег, чем “колхозный” самопал. То есть вы переплачиваете дважды. Как сказал в беседе с обозревателем “Клаксона” Ян Хайцэер, владелец компании “Бриткар”, основное преимущество германской системы перед российской и американской в строгой определенности: четко ясно, что можно, а что нельзя. Тем не менее и здесь случаются трения. Их, конечно, не так много, как в России, но, например, вопрос со сменой автоматической коробки на механическую не урегулирован, так же как и легализация силового бампера без лебедки. В итоге все зависит от мнения конкретного инспектора T?V, но, к счастью, не от настроения отдельного полицейского, как у нас. Случаются и нестыковки с сертификатами на запчасти. У детали может не быть допуска к установке конкретно на ваше авто. Попадаются и сертификаты, для которых требуется дополнительное подтверждение. Германская педантичность не спасает от проблем. Поэтому немцы советуют перед покупкой детали или автомобиля проконсультироваться с экспертом. Вроде бы все зарегулировано и даже тонировка должна иметь сертификационный номер, без которого ее не могут установить. Однако напороться на автомобиль на вторичном рынке с левой тонировкой, которую потом придется отдирать на техосмотре, можно легко и непринужденно.

Россия

Технический регламент Таможенного союза взят у немцев. В НАМИ это отрицают, но все независимые эксперты сходятся во мнении, что германский документ практически дословно переведен на русский. При этом не обошлось без шероховатостей. Что-то потерялось, что-то забыли, а что-то поняли неправильно. Основная проблема сегодня в том, что плохо переведенный регламент допускает массу трактовок и имеет много неоднозначных пунктов. В результате ГАИ имеет свое мнение, НАМИ – свое, а юристы и водители – третье. Налицо конфликт интересов. Например, считать ли установку велосипедного багажника изменением в конструкции автомобиля или нет? С одной стороны, велосипед может сильно изменить габариты машины, с другой – это съемная деталь... И так по каждому пункту. Причем спорить приходится и с инспектором ГИБДД, и с экспертом НАМИ. Порой на согласование уходит до двух месяцев.
  Какой тюнинг в России требует прохождения экспертизы и подтверждения безопасности   1. Кенгурятник и нестандартные бамперы   2. Лифтованная подвеска   3. Внедорожные шины большого размера   4. Тросовые растяжки для защиты от веток   5. Верхний блок фар
Это, естественно, никого сегодня не устраивает – ни МВД, ни бизнес, ни водителей. Пока на просторах Интернета разворачивались словесные войны, в которых врагом почему-то объявили гаишников (хотя они никакого отношения к регламенту никогда не имели), в Национальном автомобильном союзе (НАС) нашли юристов, написали поправки к регламенту и начали продвигать их через государственные органы. Подготовили также и постановление правительства и сейчас пробуют продвинуть его через Медведева. Работа идет с переменным успехом, поскольку вертикаль власти построена, а горизонталь все еще нет. Связи между ведомствами слабы и неработоспособны. По оптимистичным прогнозам, в этом году активистам НАС, возможно, удастся донести свои идеи до бумажного воплощения.
  Какой тюнинг в России требует прохождения экспертизы и подтверждения безопасности   1. Нестандартная выпускная система   2. Заниженная подвеска   3. Колесные диски увеличенного размера   4. Тонированная светотехника   5. Устранение штатных ручек дверей
Однако полной стерильности процесса достичь не удастся. Автолюбители и бизнесмены всегда не прочь обойти закон, когда он либо слишком строг, либо очень дорог в исполнении. В Калифорнии нельзя менять ничего, что касается процесса сгорания и выпуска. Даже к незаводским глушителям могут придраться (из-за громкого звука, например). Поэтому особо озабоченные тюнингом всё, что снимают, хранят и ставят обратно каждые два года, чтобы пройти  “чек”. Вроде бы в США все можно, но ты купил деталь, а на ней в уголке написано “не для дорожного использования”. В любом случае немецкая система представляется для нас наиболее оптимальной. Американский подход нам категорически не подходит. Учитывая наш менталитет, все должно быть довольно строго и определенно. Осталось лишь “допилить” регламент до человеческого состояния, чтобы он работал как хорошо смазанный механизм. Удивительно, что, кроме НАС, это мало кого сегодня волнует, а между тем эти парни стараются для всех, и союзу прямо сейчас нужна помощь добровольцев, готовых создавать юридические прецеденты и писать новые поправки.

Перспективы

Все видят, что требования к переделанным машинам в мире ужесточаются, но мало кто понимает серьезность процесса. Вот один показательный пример. В прошлом году Агентство по охране окружающей среды США (EPA) внесло в Конгресс проект закона, который назвали убийцей Ассоциации продавцов специального оборудования (SEMA). Конечно, ассоциация, объединяющая огромное количество производителей и технических центров, занимающихся тюнингом автомобилей и строительством их спортивных вариантов, готовится защищаться всеми способами, включая судебные процессы. По сути, EPA хочет сделать незаконным тюнинг серийных автомобилей с целью увеличения мощности, а также запретить продажу в США запасных частей для подобных доработок. Все это затеяно для “защиты природы”, но на деле уж очень напоминает российскую практику. Проект не только устанавливает нормы “выхлопа”, но, по сути, четко указывает расход топлива. В итоге миллионы автовладельцев в США станут нарушителями закона о свежем воздухе. Любители тюнинга приглашаются для езды только на специальные трассы. Больше нигде порезвиться будет нельзя! Если в вашем штате мало автодромов, можете переехать в другой... Вот такое “зеленое” мракобесие. Будут ли тюнинговые автомобили выдавлены за пределы дорог общего пользования, решится этой весной.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Toyota читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Посмотрите, какой автомобиль получился из "копейки"Тюнинг ВАЗ-2101 вам и не снилось!

Поделиться: