Рубрики

Убьет ли COVID-19 Российский авторынок?

17:50 19-05-2020

Год Крысы стартовал, что называется, с места в карьер. Крысиные козни особенно отразились на рынке автомобилей, который страдает и от пандемии коронавируса, и от падения цен на нефть, и от снижения курса рубля на 30%….

"Коронованные" лидеры

По данным Association of European Businesses, в России за первый квартал 2020 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей выросли по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 1,8%, при этом существенный прирост продаж составил март 2020 года,
показавший увеличение на 4% по сравнению c мартом 2019 года. В топ 10 продаж вошли такие марки как: Lada Granta, Lada Vesta, Kio Rio, Hyundai Creta, VW Polo, Toyota RAV4, Hyundai Solaris, Lada Largus VP, VW Tiguan и Nissan Qashqai.
Стоит отметить, что причинами повышения продаж в первом квартале 2020 года являются совокупность факторов, таких как: опасность экономического кризиса на фоне череды снижения процентных ставок ЦБ РФ, что привело к уменьшению доходности по рублевым вкладам, и резкое падение рубля, которое подтолкнуло россиян избавляться от дешевеющих денег, приобретая товары длительного пользования, в т.ч. и автомобили.

Однако не забываем, что рост всегда сменяется падением и если 1 квартал показывает положительную динамику, то впоследствии мы увидим обратную картину, а именно падение продаж. Учитывая введенный с конца марта 2020 года в РФ режим самоизоляции, закрытые офисы автодилеров, падение становится просто катастрофическим. По данным агентства АВТОСТАТ, в апреле было продано всего 54,5 тыс. легковых авто, это почти в 3 раза ниже продаж марта 2020 года (160,6 тыс. шт.) и на 54,5% ниже апреля 2019 года (152,2 тыс. шт.). В среднем за 4 месяца 2020 года объем продаж машин снизился на 9,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


Что впереди?

Очевидно, что влияние режима самоизоляции, даже если он будет отменен с июня 2020 года, на положение дел у автодилеров не скажется моментально и негативный тренд сохранится в будущем. Как долго продлится такая ситуация – сказать однозначно сложно, все будет зависеть от скорости восстановления экономики в целом.

Но, как говориться: «нет худа без добра». Вероятно, у россиян появится возможность приобретения автомобилей по выгодным ценам или с дополнительными подарками.  Автопроизводители, с целью поддержания выручки в условиях жесткой конкуренции могут принять решение по проведению стимулирующих акций, в состав которых могут входить не только скидки, но и дополнительные опции, вроде бесплатной установки доп. оборудования или скидки на ТО.

Автокредиты: задолженности и перспективы

Автокредит, как и любой другой потребительский  кредит, выгоден в первую очередь финансовым организациям, зарабатывающим на процентах по кредиту, а также производителям товаров или услуг. Если говорить про экономическую основу, то кредитование, само по себе, создает
достаточно сильное движение денег, что позволяет стимулировать экономику, развивать технологии и совершенствовать средства производства и т. д.

Однако не стоит забывать, что любое «лекарство» способно нанести вред, если применять его бездумно и много. Также и кредит, для финансово устойчивой компании – это средство развития, а вот компанию с существенными проблемами кредитная нагрузка способна привести к банкротству. Физические лица, берущие кредиты, также должны трезво оценивать свои финансовые возможности и принимать решение о взятии кредита можно только при наличии подушки безопасности, а не подчиняясь воздействию рекламы и желая выглядеть «круто». Неспособность обслуживать кредит приводит к просрочке очередного платежа и в дальнейшем при невозможности рассчитаться с кредитором к банкротству и лишению залогового имущества. Неизменно в нынешних условиях жизненный урок получат те, кто «хватал» автокредиты, бездумно повинуясь стремлению «выглядеть круто». Печально, но это так.

Как сообщает газета «Известия» со ссылкой на бюро кредитных историй «Эквифакс» и ассоциацию коллекторов НАПКА, последние два года наблюдался тренд на снижение задолженности по автокредитам, но 1-ый квартал 2020 года развернул тенденцию: объем просрочки увеличился на 4%. Учитывая тот факт, что порядка 75% продаваемых авто были кредитными, стоит ожидать рост задолженности. Кредитные каникулы, распространяемые на суммы до 600 тыс. рублей, вряд ли изменят ситуацию, т.к. основная масса кредитов превышает 780 тыс. рублей, а падение доходов населения катастрофически увеличивается с каждым днем.
По оценке аналитического агентства «АВТОСТАТ», выдача автокредитов в апреле 2020 года оказалась на 81% ниже, чем в апреле прошлого года, как в количестве, так и в рублях. Такой вывод в агентстве сделали на основании данных, предоставленных 19 ведущими автокредитными банками, занимающими более 70% рынка автокредитования, по информации НБКИ. Кредитов на новые автомобили было выдано на 84% меньше, чем в аналогичном месяце 2019 года.
Падение объемов кредитования неизбежно скажется на количестве продаж автомобилей, что приведет к снижению доходов автодилеров. Полностью отказываться от продаж по автокредитам никто не станет, а следовательно автодилеры самостоятельно или совместно с кредитными организациями могут разрабатывать новые привлекательные для потребителя продукты. Для кредитных организаций снижение объемов кредитования и увеличивающаяся задолженность станут стимулом к более жесткому подходу в одобрении кредитов и в то же время к появлению новых льготных предложений по кредитам, учитывая факт снижения Центральным банком России 24 апреля процентных ставок и сохранение вероятности их дальнейшего уменьшения, зазор доходности у банков есть. Увеличивающаяся кредитная задолженность способна привести к выбросу на вторичный рынок большого количества автомобилей с небольшим пробегом, а желание реализовать их быстро – к снижению цен. Здесь у добросовестного покупателя, жестко рассчитывающего свои финансовые возможности, появляется шанс приобретения в целом нового и в хорошем состоянии автомобиля за относительно невысокую цену. Стоит также отметить, что в «смутное время», как правило, активизируются различного рода мошенники, а значит нужно быть еще более осторожным.

Андрей Громов, финансовый аналитик "Альпари".



Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: