Миловидная китаянка с нетривиальным именем Лу на, командированная к нам из Австралии, где она три года отвечала за пиар компании “Haval”, за целый час общения на хорошем английском – прямо отдых для ушей – так и не смогла правильно выговорить название марки. “Правильно” – то есть, “Хавэйл”, так, как этого хотят китайцы. Но мы эту ошибку “схавэйли”, извините, съели. В конце концов, нам же “не шашечки, а ехать”...

Уйти по-китайски. Прийти по-английски
Китайские автомобили с одной стороны – совсем не та субстанция, в сортах которой положено разбираться приличному человеку, но с другой, если судить о всех китайцах по “F7x”, может создаться впечатление, что они действительно научились делать автомобили. Что странно.
Несколько лет назад один канадский специалист, работавший тогда шеф-дизайнером в одной китайской компании, рассказывал мне, как защищал первый свой проект седана класса “D”. Готовый макет в натуральную величину из специального пластилина ожидал оценки руководства компании, и канадец, успевший до того поработать в “Opel” и “Ford”, был уверен, что процесс защиты проекта займет у его команды как минимум пол-дня. Каково же было его удивление, когда генеральный директор компании вместе с помощником просто обошли макет пару раз и на этом “аудиенция” была завершена! И все! Через пару недель шеф-дизайнеру пришло письмо с просьбой поменять форму задних фонарей. Не удивительно, что при таком отношении и модель на нашем рынке “не пошла”, и сам канадец через пару лет сменил работодателя.

Не знаю, как обстоит дело с вертикалью власти у марки “Haval”, но первое впечатление нелепых или необъяснимых черт у машины не выявило. К дизайну никаких претензий – все ярко, смело, актуально. Автомобиль можно с интересом и без отвращения долго разглядывать с разных сторон.

Это не удивительно, ведь над экстерьером работал Фил Симмонс, человек, которому мы не можем не быть благодарны за то, как выглядит половина моделей “Land Rover” и “Range Rover” последних пяти-шести лет. Симмонс пришел в “Haval” прямиком из “Land Rover” и тут же разработал фирменный стиль всех будущих автомобилей “Haval F”. Да, теперь у марки есть своя “F-серия”. От машины буквально веет духом свободы и смелости – центральная консоль развернута к водителю, как в старых BMW, руль усечен снизу, как в гоночных машинах. Но, как бы ни выглядел китайский автомобиль, без полноценного теста веры ему – ни на юань.

Легкости перевода
Если ты такой дерзкий, может, у тебя под капотом “двойной ванос” и рядная “шестерка”? Но нет, в моторном отсеке двухлитровая бензиновая “турбочетверка” мощностью 190 л.с., такая же, по видимому, что и на “Haval H9”, на котором я ездил еще года четыре назад.
Погода за сделанным в Калуге китайским лобовым стеклом такая, что хороший хозяин собаке больничный возьмет: дождь со снегом и снег с дождем и порывистым ветром. Вокруг чернозем и глина, да пожухлая мокрая трава – идеальные условия для проверки “кроссоверности” модного “купе-кросса” с дорожным просветом 19 см.

Полный привод здесь подключаемый, многодисковая электромагнитная муфта “Borg-warner” подает тягу на задние колеса после начала пробуксовки передних (достаточно трети оборота колеса). Автомобиль всегда трогается с места с 10-процентным “преднатягом” задних колес, а всего к ним может подаваться до 50% крутящего момента. Для удобства управления тягой в разных режимах у машины есть система, гм… c до боли знакомым названием “Terrain Response” – привет компании “Land Rover”. И китайцы вроде даже не настаивают на каком-то особом произношении этого названия – “Тирэйн респонс”, он и в Африке, как говорится… Спасибо хоть, что управляется система не шайбой, а кнопкой.

Удачно настроенной системе помощи на бездорожье от компании “Bosch” нынче, наверное, тоже поражаться не надо – из года в год электроника совершенствуется у всех производителей. Тем не менее, я все-таки позволяю себе удивленно поднять брови, когда мы вылезаем из глубокой грязевой колеи и без каких бы то ни было проблем преодолеваем несколько километров “придачного” бездорожья разной степени скользкости и грязности. Послушайте, если бы к моей даче шла такая дорога, я бы просто перестал ездить на дачу! Чисто из эстетических соображений – колесные арки забиты глиной, комья даже на крыше, а мы, друзья-товарищи, сейчас будем жарить шашлык! Да ну, как говорится, нафиг.

Ждали меньшего
У маркетологов есть такое понятие (может оно есть и у таксидермистов, но мне о нем рассказали маркетологи) – “эффект низкой базы”. У нормальных людей этот же эффект называется эффектом заниженных ожиданий. С его действием мы регулярно сталкиваемся в российском футболе. C прямо противоположным эффектом мы имеем дело, в ужасе разглядывая зарождающуюся трещину на комбинированной обивке водительского сиденья свежего “Mercedes-Benz”, BMW или “Audi”.
Так вот, к этому моменту у читателя наверняка сложилось впечатление, что автор стал жертвой того самого эффекта низкой базы. Возможно. Но, на самом деле, я просто решил собрать все недостатки машины в одном абзаце.

Итак, сидеть за рулем будет не очень удобно, если только вы не прима-балерина Большого Театра: подушка сиденья короткая, а спинка сужается к верху. Материал обивки салона из эко-кожи с желтыми вставками под 70-е годы хорош только “на глаз”, на ощупь он никуда не годится – похожие комплекты на “классику” продавали в Южном Порту двадцать лет назад.

Я всегда проходил мимо. Возможно, тканевая обивка лучше, но на тесте автомобилей с тканевым салоном не было. Руль у “Haval” многообещающе спортивен, но обшит грубой кожей и, главное, вне зависимости от манеры вождения, скорости движения и угла поворота, всегда налит неприятным фоновым усилием. К мультифунциональности, впрочем, претензий нет. Машина дружит как с “яблокофонами”, так и с “андроидом”, но своей собственной навигации у нее нет. Знаю, что кому-то это может не понравиться. Обзорность назад в принципе не предусмотрена – в зеркале заднего вида отражается лишь амбразура пятой двери. На богато оснащенных версиях есть камеры кругового обзора, но картинке не хватает разрешения. Ну и, наконец, сидеть сзади могут люди любого роста, но при условии, что им еще нет семи лет, а если уже есть, то у них не должно быть головы. И шеи. Но это, скорее, плата за “купейный” стиль.

Алексей ШАРАПОВ,
Фото “Haval”

“Haval F7x”
Краткая техническая характеристика
Габаритные размеры 461,5х184,6х165,5 см
Колесная база 272,5 см
Дорожный просвет 19 см
Снаряженная масса 1.756 кг
Двигатель 4-цил., 1.967 куб. см, с наддувом
Мощность 190 л.c. при 5.500 об/мин
Крутящий момент 340 Нм при 2.000 – 3.200 об/мин
Коробка передач 7-ст., робот.
Тип привода полный
Максимальная скорость 190 км/ч
Разгон 0-100км/ч 9 c
Средний расход топлива 9,4/100км
Запас топлива 56 л
Объем багажника 440 – 1.152 л

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон